Список творческих работ Олега Даля
Грампластинка фирмы «Мелодия» «Поёт Олег Даль. Песни из кинофильмов». 1988
Список творческих работ Олега Даля — список ролей, сыгранных актёром Олегом Далем в театре «Современник» и на других сценических площадках страны (Театр на Малой Бронной, Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, Малый театр), в кино и на телевидении. В список включена информация об участии артиста в документальных съёмках, записях радиоспектаклей, а также его работе по озвучиванию персонажей в художественных, телевизионных и мультипликационных лентах.
О творческом наследии
Творческое наследие Даля включает также его стихи, дневниковые заметки, письма, наброски сценариев и пьес, магнитофонные записи с голосом актёра. Однако архив артиста после смерти его жены Елизаветы Апраксиной оказался разрозненным (часть документов хранится в РГАЛИ и Театральном музее имени А. А. Бахрушина, часть — в личных коллекциях, к которым исследователи не имеют доступа). По словам биографа Даля Александра Иванова, возможность систематизировать рукописи и магнитофонные оригиналы в настоящее время отсутствует. Некоторые записи репетиций спектаклей и чтения стихов, записи выступлений на творческих вечерах и другие материалы после смерти Даля издавались фирмой «Мелодия» и другими звукозаписывающими компаниями. Среди них — моноспектакль по стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Наедине с тобою, брат…» и его фрагменты (с домашних записей), чтение рассказа Виктора Конецкого «К вопросу о психологической несовместимости», рассказ Даля «Импровизация в миноре» и др. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку под названием «Поёт Олег Даль», в которую вошли шестнадцать вокальных номеров из девяти экранных работ актёра. Эта часть творческого наследия Даля не включена в данный список.
Театр
Первого июля 1963 года решением государственной экзаменационной комиссии выпускнику Щепкинского училища Олегу Далю была присвоена квалификация «актёр драматического театра и кино». Тремя днями ранее, 29 июня, дирекция «Современника» обнародовала постановление общего собрания труппы, в котором указывалось, что Даль принят в штат театра-студии. Официально Даль был зачислен на работу 20 августа 1963 года, однако на протяжении нескольких сезонов серьёзных ролей ему не предлагали. Поначалу Даль был в основном занят в эпизодах или же вводился в спектакли во втором и третьем составах. В «Современнике», где Даль с перерывами работал до 1976 года, актёр участвовал в таких спектаклях, как «На дне» (Васька Пепел), «Вкус черешни» (Мужчина), «Двенадцатая ночь» (Эндрю Эгьюйчик) и др. В 1970-х годах актёр создал ряд сценических образов в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, Театре на Малой Бронной, начал репетиции в Малом театре. За неделю до смерти, в ночь на 26 февраля 1981 года, Даль написал в дневнике несколько страниц воспоминаний, в которых подвёл своеобразный итог «двадцати годам своего лицедейства на сцене»:
Двенадцать полноценных и полнокровных работ. Да, там были и Пепел, и Эгьюйчик, и главная роль в мюзикле «Вкус черешни», и мой пожизненный позор — Беляев. И даже ненормальный (во всех отношениях) Двойников из Ленинграда. Остальные — уже порядком ниже. Ну, и совсем возле плинтуса копошатся, никак не умирая, мои срочные вводы. Каковые я не считал и не считаю предметом для актёрского труда.
— Олег Даль
Кинематограф, телевидение, радио
Даль пришёл в кинематограф в годы оттепели, и эта эпоха наложила отпечаток на его роли 1960-х годов. Герои Даля, появившиеся в ту пору на экране, выглядели романтиками-максималистами, искренними и наивными мечтателями, людьми, стремящимися в любых обстоятельствах сохранить право оставаться собой. Среди них — «непризнанный гений» Алик Крамер («Мой младший брат»), фантазёр Женя Колышкин («Женя, Женечка и «катюша»»), печальный Кукольник и неунывающий Солдат («Старая, старая сказка»), ироничный Евгений Соболевский («Хроника пикирующего бомбардировщика»). В числе «упущенных возможностей» актёра — несостоявшаяся работа в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир»: Олег участвовал в пробах на роль Пети Ростова, однако не был утверждён.
В 1970-х годах в фильмографии Даля появились новые персонажи, резко отличающиеся от романтиков и максималистов эпохи оттепели. По словам кинокритика Юлии Белозубкиной, актёр не просто повзрослел вместе со своими героями, но и передал им свой внутренний надлом. Галерею далевских героев 1970-х годов открыл «изломанный людской глухотой» Шут в картине Григория Козинцева «Король Лир». В фильме-притче «Тень» по пьесе Шварца актёр сыграл сразу две роли: Учёного Христиана-Теодора и разъедающую его душу Тень. Затем в кинобиографии Даля появились персонажи-«подонки» (инженер Виктор Зилов из «Отпуска в сентябре» и врач Сергей из ленты «В четверг и больше никогда»), которые безжалостно ломают и свои, и чужие судьбы. Особняком стоит в этом ряду Лаевский («Плохой хороший человек»), в котором совместились цинизм и склонность к рефлексии. Последний в жизни Даля фильм «Незваный друг» имеет оптимистичный финал, однако образ Виктора Свиридова, созданный Олегом, мало соотносится со счастливой развязкой: его хрупкий герой «тотально несовместим с жизнью».
Обозначения в таблице:
«ф» — фильм «кор» — короткометражный фильм «тф» — телефильм, телепередача, фильм-концерт «тс» — телеспектакль, фильм-спектакль «док» — документальный фильм, учебный фильм