Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

USS Seawolf (SSN-575)

12.08.2023

USS Seawolf (SSN-575) — вторая атомная подводная лодка ВМС США, экспериментальная подводная лодка, имеющая реактор с жидким металлом в качестве теплоносителя первого контура.

История

Военный подводный флот имеет достаточно жёсткие требования к компактности, мощности, динамике и безопасности энергоустановки. При использовании водо-водяных реакторов существует ряд проблем, которые в основном связаны с водяными трубопроводами, в которых передаётся тепло в виде пара под давлением. Кроме того, при активном испарении теплоносителя возможен тепловой ядерный взрыв. В результате есть риск аварий с нарушением первого контура, и для того, чтобы избавиться от этой проблемы была предложена идея использования жидкого металла в виде теплоносителя. Жидкий металл не требует избыточного давления, но при этом он восприимчив к кислороду и водороду, образующаяся плёнка может привести к нарушениям работы реактора и к аварии.

Сама лодка была заложена 15 сентября 1953 года, но в процессе строительства возникли сложности с двигательной установкой. Поэтому для создания корабельной установки в исследовательском центре в деревне West Milton был построен прототип энергоустановки подводной лодки под названием Марк А. Это был реактор на промежуточных нейтронах, в качестве теплоносителя использовался жидкий натрий; установка заработала в мае 1955 года. На базе полученного в процессе эксплуатации этого реактора опыта была построена установка для подводной лодки.

Лодка была спущена на воду 21 июля 1955 года и в январе 1957 года в Гротоне (штат Коннектикут) на верфи Electric Boat предприятия General Dynamics Corporation приступили к ходовым испытаниям второй после «Наутилуса» атомной подводной лодки под кодом SSN-575. Двигательная установка несла наименование S2G и работала также, как и прототип на жидком натрии в качестве теплоносителя первого контура. В процессе испытаний термические напряжения в трубах, по которым подавался пар на парогенераторы и коррозионное воздействие натрия на сталь привели к образованию трещин в трубных досках пароперегревателя и испарителя. В результате пришлось отключить пароперегреватель, за счёт этого мощность энергетической установки снизилась на 20 %. В результате на испытаниях подводная лодка развила 80 % от расчётной скорости хода.

На испытаниях произошла авария с человеческими жертвами: в результате потери плотности трубок первого контура и разрыва трубок второго контура произошла утечка радиоактивного натрия. В феврале 1957 года подводная лодка закончила ходовые испытания и 30 марта 1957 вошла в состав Атлантического флота ВМС США.

После этого 6 октября 1958 года подлодка завершила рекордный 60-дневный поход, пройдя расстояние более 13 000 морских миль в подводном положении, (по другим источникам пройденное расстояние составило 7161 милю, из которых 5711 миль было пройдено под водой).

В декабре 1958 года, жидкометаллический реактор был удалён и заменён водо-водяным реактором. Выведена из состава флота и деактивирована в 1987 году.

В результате эксплуатации лодки были сделаны отрицательные выводы о применимости такого типа реакторов в подводном флоте, и эта конструкция больше не применялась в ВМС США. В СССР в противовес этому конструктивному решению была создана опытовая подводная лодка К-27, на которой были отработаны решения по новой энергетической установке. К-27 стала родоначальником класса АПЛ с истользованием реактора с ЖМТ.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: