Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Chengdu J-20


Чэнду J-20 (кит. трад. 殲撃二十型, упр. 歼击二十型, пиньинь Jiān jī èr shí xíng, палл. Цзянь цзи эр ши син или 歼-20, Jiān-20, J-20, буквально Истребитель модель 20, также называют «Чёрный орёл») — китайский истребитель четвёртого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). Разработан Авиационной промышленной корпорацией (Chengdu Aircraft Industry Corporation) в г. Чэнду.

Принят на вооружение в начале 2017 года.

История создания

Первый публичный полёт пары J-20 на авиашоу в Китае, ноябрь 2016 года

В 2002 году Jane’s Defence Weekly сообщила, что авиастроительная корпорация Шэньян была выбрана генподрядчиком для проекта исследования и разработки нового истребителя.

В ноябре 2009 года заместитель командующего китайских военно-воздушных сил подтвердил, что «интенсивные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по истребителю пятого поколения продолжаются».

В начале ноября 2010 года несколько китайских СМИ утверждали, что первые два планера завершены.

В конце декабря 2010 года китайские СМИ сообщили более подробную информацию о J-XX: теперь он называется J-20, было представлено несколько фотографий.

11 января 2011 года истребитель совершил первый пробный полёт. К августу 2011 выполнил 27 испытательных полётов; на февраль 2012 года совершено 60 испытательных полётов.

В феврале 2014 года поднялся в воздух самолёт с бортовым номером «2011», конструкция которого серьёзно отличалась от предшествующих лётных прототипов. Изменению подверглись воздухозаборники, получившие меньшее сечение, изменились задние кромки у законцовков крыла и оперения, оребрение кромок отсеков вооружений и створок шасси, а также геометрия хвостовых балок и расположенных на них подфюзеляжных гребней. В дополнение к этому под остеклением фонаря появилась силовая дуга, напоминающая таковую у американского F-35.

1 ноября 2016 года самолёт впервые предстал перед публикой в рамках авиакосмического салона Airshow China - 2016.

В декабре 2016 года первые машины поступили в состав 176-й бригады, относящейся к учебно-испытательному центру ВВС НОАК, а в марте 2017 года самолёт официально принят на вооружение.

Конструкция

Генеральным конструктором истребителя J-20 стал академик Ян Вэй — человек, отвечавший за разработку истребителя J-10.

По сообщениям ряда СМИ, на J-20 установлены российские двигатели для истребителей четвёртого поколения АЛ-31ФН; китайские военные также массово закупили списанные двигатели этих марок.

Большая часть тактико-технических характеристик разработки остаётся в тайне. Chengdu J-20 имеет большое количество похожих и полностью скопированных элементов от российского, так и не завершившего испытания МиГ 1.44 и американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35, таких, как треугольное крыло, ПГО — данный самолёт выполнен по схеме «утка» (горизонтальное оперение расположено в передней части относительно центра масс, поэтому он имеет большую манёвренность, но менее устойчив), пара подфюзеляжных гребней и близкорасположенные двигатели (аналогично МиГ 1.44), фонарь и носовую часть, идентичные этим же элементам на F-22, боковое расположение DSI-воздухозаборников, имеющих схожую с F-35 конструкцию, снижающую ЭПР. Вертикальное оперение является цельноповоротным и имеет схожую с оперением истребителя F-35 геометрию.

Некоторые эксперты скептически воспринимают заявления о копировании схемы «утка» с самолётов МиГ 1.44, Eurofighter Typhoon или Dassault Rafale, потому что у Китая были заделы по истребителю J-10 и гораздо более старому самолёту J-9V-II с боковым расположением воздухозаборников и двумя вертикальными стабилизаторами.

Двигатели

На прототипы и первые серийные самолёты J-20 устанавливался двигатель АЛ-31ФН, в том числе третьей серии с тягой на форсаже 137 кН. В СМИ публиковались статьи, согласно которым на J-20 монтировались более совершенные двигатели АЛ-31Ф-М2, но информация с российской стороны о поставках этих моторов в Китай к 2016 году отсутствовала.

Двигателем WS-10C оснащаются серийные самолёты J-20A, начиная с 2019 года. Тяга на форсаже этого изделия составляет 142 кН. Её хватает для крейсерского полёта на низком сверхзвуке. Выводы части аналитиков и журналистов о крейсерской скорости оспариваются в других статьях. В 2017 году стало известно о том, что Китай начал устанавливать на двигатели семейства WS-10 лопатки, сделанные из собственного монокристаллического рений-никелевого суперсплава. В 2020 году межремонтный период двигателей семейства WS-10 превысил 500 часов. Общий ресурс неизвестен. WS-10C имеет пилообразное сопло для снижения заметности в диапазоне радиоволн.

WS-15 с управляемым вектором тяги проходит лётные испытания не позднее, чем с 2022 года. На J-20, включая его новейшую модификацию J-20B, ещё не обнаружен. Трудности в разработке WS-15 были успешно преодолены. Двигатель максимальной тягой на форсаже 181 кН готов к серийному производству, до начала которого предстоит решить проблемы с цепочками поставок необходимых материалов, в частности нарастить производство суперсплавов.

Авионика

  • РЛС с АФАР Type 1475. Содержит 1856 приёмо-передающих модулей. Комплектуется чипом 3D-MCM.
  • Малые боковые РЛС с АФАР, расположенные в носовой части фюзеляжа.
  • Комплекс радиоэлектронной борьбы
  • Подфюзеляжная электронно-оптическая / инфракрасная поисково-прицельная система, напоминающая американскую EOTS. Возможно, речь идёт о китайской модели EOTS-86 с меньшим углом обзора, чем у американского аналога.
  • EORD-31? Есть мнение, что конструкторы не отказались от традиционной инфракрасной оптико-локационной станции, а спрятали её внутри корпуса для снижения заметности. При необходимости она якобы выдвигается наверх перед фонарём кабины экипажа. Фото- и видеодоказательства наличия EORD-31 на J-20 не найдены.
  • Пассивная электронно-оптическая система с распределённой апертурой (360 °). Местоположение всех датчиков не уточняется, но предполагается, что часть из них находится в носовой части фюзеляжа.
  • Система предупреждения об облучении. Один из датчиков находится в носовой части фюзеляжа.
  • Индикатор на лобовом стекле.
  • Нашлемная система целеуказания.
  • Большой многофункциональный цифровой дисплей в кабине экипажа.
  • Широкополосный канал передачи данных.

Вооружение

Боекомплект самолёта J-20 находится в фюзеляжных отсеках вооружения: основном (нижнем) и двух боковых. В основном внутреннем отсеке помещается 4 ракеты класса воздух-воздух большой дальности (150—200 км) PL-15 с активной радиолокационной головкой самонаведения (ГСН). Ведётся работа над увеличением запаса ракет до 6 единиц.

Для фюзеляжного отсека J-20 разрабатывается ракета сверхбольшой дальности с ПВРД. Другая ракета сверхбольшой дальности PL-17, оснащённая ТРД, не подходит по длине, поэтому её основным носителем, вероятно, будет истребитель J-16.

По двум боковым отсекам разнесены 2 ракеты ближнего воздушного боя (30 км) PL-10. Созданы две модификации этого типа ракет: первая оснащена инфракрасной ГСН, а более поздняя оборудована радиолокационной ГСН.

О боеприпасах класса воздух-поверхность в арсенале истребителя J-20 сведений практически нет. Для J-20 ещё не подтверждены разработанные в Китае малозаметная крылатая ракета AKF-98A со складывающимся вертикальным и горизонтальным оперением, уменьшенный аналог планирующей кассетной бомбы TL500/GB6 и планирующая бомба LS-6/250.

К потенциальному вооружению J-20 могут относиться предлагаемые на экспорт лёгкие управляемые бомбы: CM-506KG, FT-7, CS/BBM2 и прочие.

Характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 20,3 м
  • Размах крыла: 12,88 м
  • Высота: 4,45 м
  • Площадь крыла: 73 м²
  • Масса:
    • пустого: 17 000 кг
    • максимальная взлётная масса: 36 300 кг
    • Масса топлива: 12 000 кг
  • Двигатель: 2 × ТРДДФ с тягой 142 кН на форсаже, Shenyang WS-10С, Saturn AL-31F-M2, Xian WS-15
  • Дальность: 5500 км
  • Боевой радиус: 2000 км
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Максимальная скорость: 2100 км/час

Модификации

  • J-20 — базовая версия самолёта с российскими двигателями.
  • J-20A — модификация, оснащённая китайскими двигателями.
  • J-20S или J-20AS, или J-20B — двухместный вариант.
  • J-20B — самолёт, отличающийся улучшенной аэродинамикой. К внешним изменениям относится появившийся за фонарём наплыв фюзеляжа.

Производство

За три года, предшествовавших 2023 году, темпы производства J-20 удвоились. При их сохранении в 2023 году на прежнем уровне ожидается превышение числа поступивших на вооружение J-20 над количеством остающихся в строю истребителей F-22 «Раптор» .

Эксплуатация

Самолёты J-20 патрулировали опознавательную зону ПВО Китая и проводили учебные воздушные бои с китайскими истребителями других моделей.

Места дислокации бригад, на вооружении которых находится истребитель J-20: Аньшань (1 бригада), Гуйлинь (5 бригада), Чансин (8 бригада), Уху (9 бригада), Цзинин (55 бригада), Чжэнчжоу (56 бригада), Корла (111 бригада), учебно-испытательная база в Цанчжоу (172 бригада), учебно-испытательная база в Динсине (176 бригада).

Операторы

  • Китай — не менее 150 единиц по состоянию на начало 2023 года

Другие истребители пятого поколения

На вооружении
  • F-22
  • F-35
  • Су-57
В разработке
  • Shenyang J-31
  • Mitsubishi ATD-X
  • KAI KF-X

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: