Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

BBC: Цивилизация

10.12.2022

«Цивилизация»«Цивилизация с точки зрения лорда Кеннета Кларка» — телевизионный документальный сериал, написанный и представленный историком искусства Кеннетом Кларком.

Тринадцать эпизодов сериала рассказывают об истории западного искусства, архитектуры и философии со времён тёмных веков. Сериал был подготовлен BBC и показан в 1969 году на BBC Two. Затем, и в более поздних передачах в Великобритании, США и других странах, он достиг беспрецедентного числа зрителей для художественного сериала. Одноимённая книга Кларка, основанная на сериале, была опубликована в 1969 году. Его стандарты съёмки получили высокую оценку и задали образец для последующих телевизионных документальных сериалов. Журнал The New Yorker описал его как откровение для обычного зрителя. Выпуск DVD 2005 года остался в каталогах, а книга 1969 года никогда не выходила из печати.

История создания

С 1958 года Кларк был пионером британского телесериала об искусстве под названием «Нужно ли искусство?», экспериментального сериала для коммерческого телевидения Associated Television. В течение следующих восьми лет Кларк писал и представлял сериал и одиночные программы по изобразительному искусству, начиная от Караваджо до Брейгеля Старшего, Рембрандта, Гойи, Ван Гога и Пикассо, а также совместного производства для коммерческого телевидения и BBC, Royal Palaces.

В 1966 году Дэвид Аттенборо, ведущий нового второго телевизионного канала BBC2, отвечал за внедрение цветного вещания в Великобритании. Он задумал сериал о великих картинах как флагман в цветном телевидении и не сомневался, что Кларк был бы лучшим рассказчиком для него. Кларка привлекло это предложение, но изначально отказался взять на себя обязательство. Позже он вспоминал, что именно убедило его принять участие: Аттенборо использовал слово «цивилизация» как итог того, о чём пойдет речь в телесериале.

Сериал состоит из тринадцати эпизодов, каждый из которых длится пятьдесят минут, написанных и представленных Кларком, которые охватывают западноевропейскую цивилизацию с конца тёмных веков до начала двадцатого века. Поскольку рассматриваемая цивилизация исключает греко-римскую, азиатскую и другие исторически важные культуры, был выбран заголовок, который исключал обширность: «Цивилизация с точки зрения лорда Кеннета Кларка». Позже Кларк прокомментировал: «Я не думал, что кто-то будет настолько глуп, чтобы думать, что я забыл о великих цивилизациях дохристианской эпохи и Востока. Однако, признаюсь, название меня беспокоило. Было легко в восемнадцатом веке: Размышления о природе цивилизации, проиллюстрированные фазами цивилизованной жизни в Западной Европе от Средневековья до наших дней. К сожалению, это уже нереально.» Хотя сериал был сосредоточен главным образом на изобразительном искусстве и архитектуре, существовало множество разделов о драматургии, литературе, музыке, философии и общественно-политических движениях. Кларк хотел больше рассказать о праве и философии, но он «не мог придумать, как сделать их визуально интересными».

После первоначальной взаимной антипатии Кларк и его главный режиссёр Майкл Гилл наладили благоприятные рабочие отношения. Они и их съёмочная группа провели три года с 1966 года на съёмках в ста семнадцати местах в тринадцати странах. Съёмки проходили в соответствии с высочайшими современными техническими стандартами и быстро превысили бюджет; к моменту его завершения он составил 500 000 £. Аттенборо пересмотрел свои графики вещания, чтобы распределить нагрузку, передавая каждый эпизод в эфир дважды в течение тринадцатинедельного цикла.

Список эпизодов

На грани выживания

В этом первом эпизоде Кларк, путешествуя из византийской Равенны на кельтские Гебриды, из Норвегии викингов в капеллу Карла Великого в Ахене, рассказывает историю о тёмных веках, продлившихся шесть столетий после падения Римской империи, и о том, «как европейское мышление и искусство еле-еле были спасены».

Разделы:
  • Выражения идеала
  • Падение Западной Римской империи
  • Скеллиг-Майкл
  • Айона
  • Древние скандинавы
  • Баптистерий в Пуатье
  • Карл Великий
  • Крест Лотаря.

Великая оттепель

Кларк рассказывает о резком пробуждении европейской цивилизации в XII веке. Он прослеживает его от первых проявлений в аббатстве Клюни до базилики Сен-Дени и, наконец, до его высшей точки — здания Шартрского собора в начале XIII века.

  • Триумф Церкви
  • Аббатства Клюни и Сен-Пьер
  • Бернард Клервоский
  • Церковь аббатства Сент-Фой в Конке
  • Аббатство Везле
  • Гислебертус
  • Аббатство Сен-Дени
  • Шартрский собор.

Выдумка и реальность.

Начиная с замка на Луаре, а затем путешествуя по холмам Тосканы и Умбрии к баптистерию в Пизе, Кларк исследует стремления и достижения позднего средневековья во Франции и Италии XIV века.

  • Дух готики
  • Куртуазная лююбовь
  • Шкатулка с рыцарским романом
  • Жан герцог Беррийский
  • Франциск Ассизский
  • Гражданская жизнь
  • Джотто ди Бондоне
  • Данте и Пизано.

Человек — мера всех вещей

Посещая Флоренцию, Кларк утверждает, что европейское развитие получило новый импульс от своего повторного открытия своего прошлого классики в XV веке. Он посещает дворцы в Урбино и Мантуе и другие центры (эпохи Возрождения).

  • Раннее Возрождение
  • Леонардо Бруни
  • Перспектива
  • Ян Ван Эйк
  • Сандро Боттичелли
  • Замок герцогов Урбинских
  • Зал Мантуи
  • Цивилизованная сельская местность.

Герой как художник

В 5 серии Кларк переносит зрителя в папский Рим XVI века, отмечая сближение христианства и античности. Темы эпизода: Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи дворы Ватикана, помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце и Сикстинская капелла.

  • Гиганты и герои
  • Папский декаданс
  • Микеланджело
  • Связанные рабы
  • Сикстинская капелла
  • Рафаэль
  • Леонардо да Винчи
  • Человек как механизм.

Протест и коммуникация

Кларк повествует о Реформации — Германии Альбрехта Дюрера и Мартина Лютера и мире гуманистов Эразма, Монтеня и Шекспира.

  • Эразм
  • Гольбейн
  • Дюрер
  • Меланхолия
  • Лютер
  • Иконоборчество
  • Монтень
  • Шекспир.

Величие и смирение

В Риме Микеланджело и Бернини Кларк рассказывает о борьбе Католической Церкви — Контрреформации — против протестантского севера и о новом великолепии церкви, символизируемом славой Святого Петра.

  • Римская церковь
  • Папский Рим
  • Собор Святого Петра
  • Католическая церковь
  • Искусство барокко
  • Бернини
  • Балдахин Бернини
  • Экстаз святой Терезы.

Свет опыта

Кларк рассказывает о новых мирах, скрытых в космосе и в капле воды — мирах, которые открыли телескоп и микроскоп, — и о новом реализме в голландских картинах Рембрандта и других художников, которые вывели наблюдение за человеческим характером на новую ступень развития в XVII веке.

  • Золотой век Нидерландов
  • Франс Халс
  • Рембрандт
  • Декарт
  • Вермеер
  • Лондонское королевское общество
  • Кристофер Рен
  • Собор Святого Павла.

Стремление к счастью

Кларк повествует о гармоничном потоке и сложной симметрии произведений Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта и отражении их музыки в архитектуре церквей и дворцов в стиле рококо в Баварии.

  • Французский классицизм
  • Иоганн Себастьян Бах
  • Бальтазар Нейман
  • Гендель
  • Ватто
  • Гайдн
  • Здания в стиле рококо
  • Вольфганг Амадей Моцарт.

Улыбка разума

Кларк рассуждает об эпохе Просвещения, прослеживая её от вежливых разговоров элегантных парижских салонов XVIII века до последующей революционной политики, великих европейских Бленхеймского дворца и Версаля и, наконец, Монтичелло Томаса Джефферсона.

  • Эпоха Просвещения
  • Английское Просвещение
  • Парижские салоны
  • Шарден
  • Шотландское Просвещение
  • Вольтер
  • Томас Джефферсон
  • Джордж Вашингтон.

Поклонение природе

Кларк утверждает, что вера в божественность природы заняла положение христианской религии как главной творческой силы в западной цивилизации и предвестила эпоху романтизма. Кларк посещает Тинтернское аббатство и Альпы и описывает пейзажи Тёрнера и Констебля.

  • Руины религии
  • Руссо
  • Культ чувственности
  • Вордсворт
  • Констебл
  • Тёрнер
  • Небо
  • Импрессионизм.

Заблуждение надежды

Кларк говорит, что Великая французская революция привела к диктатуре Наполеона и тоскливой бюрократии XIX века, и прослеживает разочарование художников романтизма — от музыки Бетховена до поэзии Байрона, картин Делакруа и скульптуры Родена.

  • Побег от реальности
  • Великая французская революция
  • Наполеон Бонапарт
  • Бетховен
  • Байрон
  • Тёрнер и Жерико
  • Делакруа
  • Роден.

Героический материализм

Кларк завершает сериал рассуждениями о материализме и гуманизме. Он исследует индустриальный пейзаж Англии XIX века и небоскребы Нью-Йорка XX века. Он утверждает, что достижения инженеров и учёных, таких как Брюнель и Резерфорд, совпадают с результатами великих реформаторов Уилберфорса и Шефтсбери.

  • Аболиционизм
  • Промышленная революция
  • Гуманизм
  • Изамбард Кингдом Брюнель
  • Курбе и Милле
  • Лев Толстой
  • Жажда разрушения
  • Дарованный Богом гений.

Сериал совместного производства Майкла Гилла и Питера Монтаньона; оператор Кеннет Макмиллан; оригинальнаые саундтреки Эдвина Эстли. Гилл режиссировал эпизоды 1, 3, 5, 8, 10, 12 и 13. Монтаньон — эпизоды 2, 6, 7, 9 и совместный эпизод 11 с Энн Тёрнер, которая также ставила эпизод 4.

Сериал повторяли на BBC Four, DVD вышел для региона 2 в 2005 году; выпуск для региона 1 последовал в 2006 году. Выпуск DVD включал короткое интервью с Дэвидом Аттенборо о производстве и запуске телесериала.

Критика

«Цивилизация» собрала беспрецедентное количество просмотров для сериала о высоком искусстве: 2,5 миллиона зрителей в Великобритании и 5 миллионов в США. Сопроводительная книга Кларка никогда не выходила из печати, и Би-би-си выпустила сериал на DVD, который продавался тысячами экземпляров ежегодно. В 2016 году The New Yorker повторил слова Джона Бетчемана, описав Кларка как «человека, который сделал лучший телик, который вы когда-либо видели». Обозреватель журнала продолжил: «У учёных и академиков были свои понятные придирки, но для широкой публики сериал был чем-то вроде открытия. Организаторы выставок художественных музеев Англии и США сообщили о притоке посетителей после выхода каждого эпизода».

В последнее время поступали жалобы на то, что, сосредоточившись на традиционном выборе выдающихся художников на протяжении веков — все мужского пола — Кларк пренебрегал женщинами, и представил «сагу о благородных именах и возвышенных темах без особого внимания к формирующим силам экономики или практической политики». Его modus operandi (лат. «образ действия») был назван «подход великого человека», и он выставил себя на экране обожателем героев и отсталым от времени. Он прокомментировал, что его мировоззрение было «совсем не поразительным, вовсе не оригинальным, ничем, что не могло бы быть продиктовано обычным безобидным буржуа конца девятнадцатого века»:

Я придерживаюсь ряда убеждений, которые были отвергнуты самыми живыми умами нашего времени. Я считаю, что порядок лучше, чем хаос, созидание лучше, чем разрушение. Я предпочитаю кротость насилию, прощение мести. В целом, я думаю, что знание предпочтительнее невежества, и я уверен, что человеческое сострадание ценнее идеологии.

Телекомпания Хува Велдона заявила, что «„Цивилизация“ — это поистине великий сериал, серьёзная работа… первый великий опус, предпринятый и реализованный с точки зрения телевидения». Среди критиков было широко распространено мнение, что телесериал задал новые стандарты съёмки. Сериал был описан как «визуально ошеломляющий» критиками по обе стороны Атлантики, включая Пола Б. Харви в США и Мэри Бирд в Великобритании.. В 2011 году Джонатан Джонс написал в The Guardian о «Цивилизации»: «визуально чистая красота… операторская работа и режиссура… восхождение к поэзии кинематографа».

Британский институт кино отмечает, как «Цивилизация» изменила форму культурного телевидения, установив стандарт для более поздних документальных сериалов, начиная с «Америки» (1972) Алистера Кука и «Возвышении человечества» (1973) Джейкоба Броновски по настоящее время.

Продолжение

В 2015 году BBC объявила о создании продолжения из десяти эпизодов к сериалу Кларка под названием «Цивилизации» (во множественном числе) с тремя ведущими: Мэри Бирд, Дэвид Олусога и Саймон Шама. Он не охватывает западноевропейскую цивилизацию столь же детально, но дополнительно рассматривает греко-римскую и неевропейскую культуры. Сериал, сокращённый с запланированных десяти до девяти эпизодов, был снят в феврале 2018 года, а трансляция началась 1 марта. Позднее его передавали по Netflix.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: