Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Орнатский, Философ Николаевич

24.11.2022

Философ Николаевич Орнатский (2 июня 1860, погост Новая Ёрга, Новгородская губерния — около 30 октября 1918) — протоиерей Русской православной церкви.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Семья

  • Отец — Николай Платонович Орнатский, священник Новоёрговской Богоявленской церкви 1-й Петринёвской волости Череповецкого уезда.
  • Брат — Иван Николаевич, священник, был женат на племяннице протоиерея Иоанна Кронштадтского. 23 февраля 1936 (1936-02-23) был приговорён к пяти годам лишения свободы и на следующий год умер в лагере.
  • Сыновья — Николай и Борис Философовичи, расстреляны вместе с отцом в октябре 1918 и причислены к лику мучеников.
  • Жена — Елена Николаевна, урождённая Заозёрская, дочь бывшего иподиакона митрополита Исидора.
  • Свояк — священномученик Пётр Скипетров.

Фамилию Орнатский его деду Платону Иосифовичу «передал» находившийся на покое в Кириллове бывший епископ Пензенский и Саратовский Амвросий (в миру Андрей Орнатский, 1778—1827), приходящийся Философу Николаевичу двоюродным прадедом.

Образование

Окончил Кирилловское духовное училище, Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1881), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1885).

Священник

С 28 июля 1885 года — священник церкви при детском приюте принца Ольденбургского в Петербурге. С 1892 — настоятель церкви св. Андрея Критского в Петербурге при Экспедиции заготовления государственных бумаг. При его содействии при Экспедиции было открыто техническое училище, дававшее среднее и профессиональное образование. Был его начальником и одновременно законоучителем.

В 1893—1917 годы одновременно гласный Петербургской городской думы от духовенства, был членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности. В течение 26 лет был председателем петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Участвовал в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен; его стараниями в Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, в том числе храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала (самый большой из них; при нём с участием о. Философа было основано Александро-Невское общество трезвости), церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборгской стороне, Герасимовская церковь в Купчине, а также Исидоро-Юрьевский храм (другим инициатором строительства этого храма был священник Павел Кульбуш, будущий епископ Платон). В качестве председателя комитетов по строительству храмов распоряжался огромными деньгами, но при этом жил очень скромно, давал частные уроки, чтобы прокормить семью.

С 1895 года проводил на белильной фабрике беседы для рабочих. 8 июня 1898 года с его помощью было основано Православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Также организовал Христианское содружество учащейся молодёжи. Был редактором и цензором ряда петербургских духовных журналов, таких как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник», «Отдых христианина», «Православно-Русское слово». Выдающийся проповедник, во время революции 1905 года призывал рабочих Нарвского района — места особой активности революционных пропагандистов — к верности императору Николаю II.

С 10 октября 1913 года — настоятель Казанского собора в Петербурге. Жил в Доме Казанского собора на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Во время Первой мировой войны отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами.

Награждён саном протоиерея (1898), митрою (1908); орденом св. кн. Владимира IV (1906) и III (1914) степени.

В 1917 года во главе с владыкой Вениамином (Казанским) был одним из создателей «Союза Церковного Единения». Выступал против отмены преподавания Закона Божия в школах.

В январе 1918 организовал защиту Александро-Невской лавры, которую большевики намеревались «реквизировать», выступив с инициативой совершить к ней крестные ходы от всех храмов столицы. Они состоялись в воскресенье 21 января: от Александро-Невской лавры соединённый крестный ход с митрополитом Вениамином во главе направился к Казанскому собору, откуда процессии разошлись по своим храмам. В Александро-Невской лавре от рук большевиков погиб протоиерей Пётр Скипетров. В отпевании своего родственника (мужа сестры жены) о. Философ не смог участвовать, т. к. накануне выехал в составе петроградской депутации в Москву для доклада о январских событиях патриарху Тихону. Митрополит Вениамин запретил говорить над гробом речи, призвав «плакать и молиться».

Арест и мученическая кончина

Был арестован в августе 1918 года. Вместе с ним были арестованы сыновья Николай (1886—1918, военный врач) и Борис (1887—1918, штабс-капитан артиллерии). Прихожане требовали освободить священника; власти в ответ перевезли его с сыновьями из Петрограда в Кронштадт.

Протоиерей Философ Орнатский и его сыновья были расстреляны в ходе красного террора, предположительно, около 30 октября 1918 года. По дороге он читал вслух отходную над приговорёнными. По одним данным, расстрел произошёл в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лиговом и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.

Канонизация

В августе 2000 года протоиерей Философ Орнатский и его сыновья Николай и Борис причислены к лику общецерковных святых Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви.

27 октября 2018 года в Санкт-Петербурге в Российском государственном гидрометеорологическом университете состоялась Международная научная конференция «Жизнь как подвиг, Священномученик Философ Орнатский и его эпоха».

20 мая 2021 года в фойе колонного зала РГПУ открылась передвижная мультимедийная выставка «Жизнь как подвиг», посвящённая житию выдающегося общественного и церковного деятеля святого Философа Орнатского.

Публикации

  • О праздничном отдыхе для торговых людей. СПб., 1889.
  • Русская православная миссия и Православная церковь в Японии : чтение в первом Общем собрании С. Петербургского епархиального миссионерского комитета священника Философа Орнатского. — Санкт-Петербург : С. Петербургское епархиальное братство во имя Пресвятой Богородицы, 1889 (Синодальная тип.). — 24 с.
  • О необходимости единодушия в миссионерской деятельности со стороны церкви и государства : речь священ.: Фил. Ник. Орнатскаго и открытое письмо Ев. Ник. Воронца. — Москва : Тип. Л. и А. Снегиревых, 1890. — 14 с.
  • О воспитании детей. — Санкт-Петербург : тип. А. Ф. Штольценбурга, 1890. — 30 с.
  • О труде и праздничном отдыхе в жизни рабочих людей. — Санкт-Петербург: тип. А. Катанского и К°, 1890. — 9 с.
    • О труде и праздничном отдыхе в жизни рабочих людей. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1895. — 16 с.
  • О христианском образовании женщины. — Санкт-Петербург : типо-лит. А. Ф. Штольценбурга, 1892. — 22 с.
  • О значении святого храма в жизни христиан : Слово в день освящения церкви при Экспедиции заготовления гос. бумаг 18 окт. 1892 г. во имя св. преподобномученика Андрея Критского и в память о чуде милости божией 17 окт. 1888 г. — Санкт-Петербург : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1892. — 8 с.
  • Значение чудеснаго события 17 октября 1888 года в жизни русскаго общества. - Санкт-Петербург : Тип. А. Катанскаго, 1892. - 8 с.
  • Ответ на Пашковские вопросы. СПб., 1893.
  • О самоубийстве пред судом откровенного учения. СПб., 1894.
  • Слово об ангелах, произнесённое во время божественной литургии 8 ноября в Казанском соборе. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Общество распространения религ.-нравств. просвещ. в духе правосл. церкви, 1894. — 15 с.
  • Слово о кресте в неделю крестопоклонную. — СПб. : Тип. Гл. упр. уделов, 1898. — 19 с.
  • Саровские поучения. СПб., 1903.
  • Секта пашковцев и ответ на «пашковские вопросы». — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Общество распространения религ.-нравств. просвещ. в духе Правосл. церкви, 1903. — 54 с.
  • Труды и дни: Проповеди, речи, статьи. — СПб. : Константино-Еленинский женский монастырь ; М. : Отчий дом, 2018. — 544 с.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: