Wildberries
27.10.2022Wildberries — международный маркетплейс одежды, обуви, электроники, детских товаров, товаров для дома и других товаров. Работает в России, США, Франции, Италии, Испании, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Армении, Польше, Словакии, Германии, Израиле, Молдавии, Турции и Узбекистане.
Показатели
По данным компании, в 2018 году оборот Wildberries вырос на 72 % до 118,7 млрд руб. В 2019 году оборот вырос на 88 % до 223,5 млрд руб. В 2020 году оборот вырос на 96 % до 437,2 млрд руб. В 2021 году оборот вырос на 93 % до 844 млрд руб.
В 2019 году российский журнал Forbes включил основательницу компании Татьяну Бакальчук в рейтинг предпринимателей-визионеров, построивших дело с нуля и изменивших жизнь России и мира: «15 бизнесменов, изменивших представление о России». В феврале того же года стоимость компании оценивалась Forbes в 1,2 млрд долларов США (4-е место в Рунете). В 2020 году компания Boston Consulting Group включила WildBerries в рейтинг ТОП-100 международных технологических компаний — претендентов на мировое лидерство в ИТ наряду с Mail.ru Group, Playrix, Яндекс, Тинькофф Банком и 1С. Также компания Apple включила приложение Wildberries/Ягодки в число наиболее популярных приложений по итогам 2020 года в AppStore.
Крупнейший интернет-магазин РФ по итогам 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 годов.
По данным Forbes, по биржевой стоимости на 2 февраля 2022 года Wildberries занимала 2 место среди 30 самых дорогих компаний Рунета. Стоимость компании оценивалась в 7,635 млрд $
История
Интернет-магазин основан в 2004 году Владиславом и Татьяной Бакальчук.
В 2012 году Wildberries вышел на рынок Белоруссии, в 2014 году начал принимать заказы и осуществлять доставку в Казахстан.
По итогам 2015 года Wildberries стал самым популярным у россиян отечественным интернет-магазином.
В первом полугодии 2016 года Wildberries вышел на первое место по онлайн-продажам среди компаний РФ (интернет-магазинов и офлайн-сетей), что связывали с ростом числа собственных пунктов самовывоза. Продажи интернет-магазина за весь 2016 год оценивались в 45,6 млрд рублей.
В сентябре 2017 года под Подольском началось строительство нового распределительного центра компании, крупнейшего в РФ (на 145 тысяч м2).
2018 год
В 2018 году интернет-магазин начал продажу продуктов питания. Тогда же российский Forbes в очередном рейтинге самых дорогих компаний Рунета вновь определил ООО «Вайлдберриз» на четвёртое место, оценив его капитал в $602 млн. По данным компании, в 2018 году оборот Wildberries вырос на 72 % до 118,7 млрд руб.
2019 год
В 2019 году Wildberries вновь занял четвёртое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета, опубликованном на страницах журнала Forbes. Стоимость компании в 2019 году, по оценкам экспертов, составила 1,2 миллиарда долларов. Американский журнал Forbes в 2019 году включил основателя компании Татьяну Бакальчук в рейтинг «Топ-10 наиболее заметных новых миллиардеров — 2019».
С 1 марта 2019 года Wildberries стал эксклюзивным онлайн-продавцом новых коллекций голландского бренда Mexx.
В 2019 году признан крупнейшим торговцем мод России.
2021 год
В январе 2021 года стало известно, что Wildberries начал работу в Германии. Это десятая страна присутствия Wildberries — в 2019 году маркетплейс запустился в Польше, Словакии, на Украине и в Израиле.
В июне 2021 года сервис запустил возможность покупки на сайте в рассрочку или в кредит.
23 июля 2021 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о введении в отношении Wildberries санкций на Украине сроком на три года. Персональные санкции введены против основательницы компании Татьяны Бакальчук, её мужа Владислава и сотрудников компании Андрея Ревяшко и Алексея Кузменко. Министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко разъяснил, что санкции введены из-за продажи Wildberries российской военной формы и товаров, используемых для «российской пропаганды». В Wildberries заявили, что санкции не повлияют на бизнес компании, так как объёмы продаж на Украине составляют всего 0,01 %.
В 2021 году журнал Forbes составил рейтинг самых богатых семейных кланов в России, первую строчку в котором заняли Татьяна и Владислав Бакальчуки, совместно владеющие интернет-магазином Wildberries. По данным издания, их имущество оценивается в 13,1 миллиарда долларов.
2022 год
В мае 2022 года магазин ввел платный возврат всех заказов для россиян.
В июле 2022 года Wildberries стал техническим партнером и поставщиком спортивной экипировки для всех команд футбольного клуба «Спартак» (Москва).
В августе 2022 года Wildberries подала заявку на регистрацию бренда «Ягодки». Незадолго до подачи заявки на регистрацию англоязычное название Wildberries сменилось на главной странице сайта на русскоязычное «Ягодки». В компании рассказали, что не подтверждают, но и не опровергают переименования, назвав "Ягодки" частью маркетинговой акции. Спустя сутки компания вернулась к прежнему названию.
Бизнес-модель
Бизнес-модель Wildberries характеризуют как онлайн-гипермаркет, магазин универсального формата или маркетплейс (торговая площадка с товарами компаний-партнёров). Компания напрямую сотрудничает с производителями одежды и официальными дистрибьюторами. Они самостоятельно формируют ассортимент своих товаров в интернет-магазине и розничные цены, а Wildberries зарабатывает на комиссии по итогам продаж, при этом с октября 2019 года минимальная комиссия для поставщиков составляет 15 %. В декабре 2019 года через интернет-магазин ежедневно оформлялось 750 тысяч заказов.
По форме собственности компания частная, принадлежит основателям — семье Бакальчук; не привлекает инвестиции, а развитие идёт за счёт собственных и заёмных средств. Как отмечал Forbes, Wildberries — одна из самых закрытых компаний на российском интернет-рынке: основатель и генеральный директор Татьяна Бакальчук не общается с прессой и не участвует в профильных для рынка мероприятиях (позднее, в интервью 2018 года Владислав Бакальчук заявил об активизации общения со СМИ).
В организационной структуре нет совета директоров, также невелико число руководителей отделов и подразделений: структура управления проста, его стиль описывают как демократический. В компании работают 20 тысяч человек, из них в головном офисе — около 500 (менеджеры пунктов самовывоза и курьеры также являются сотрудниками компании). Автопарк состоит из 150 машин (на март 2018 года). Доставка по России происходит из собственного логистического центра в Московской области и складов в крупных городах.