Пять отправных точек современной архитектуры
«Пять отправных точек архитектуры» Ле Корбюзье были опубликованы в журнале «L’Esprit Nouveau» в двадцатые годы. В этих несложных на первый взгляд правилах Корбюзье пытался сформулировать свою концепцию архитектуры нового времени. Вот их свободный пересказ:
По отдельности подобные приемы использовались архитекторами и до Корбюзье, он же, произведя тщательный отбор, объединил их в систему и начал последовательно применять. В 20-х годах, когда язык новой архитектуры только ещё формировался, эти «пять отправных точек архитектуры» для многих молодых архитекторов «нового движения» стали действительно «отправным пунктом» в их творчестве, а для некоторых и своеобразным профессиональным кредо.
Интересно, что Зигфрид Гидион, летописец архитектуры XX века, со слов самого Ле Корбюзье (но в собственном пересказе) приводит иные формулировки:
Колонна должна стоять свободно в открытом пространстве. Конструктивный каркас здания функционально не зависит от стены и внутренних перегородок. Свободный план не зависит от конфигурации наружных стен. Фасад определяется внутренней каркасной конструкцией здания. Сад на крыше раскрывает пространство дома вверх.