Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Мать (роман)


«Мать» — роман Максима Горького, написанный в 1906 году во время путешествия автора в США. Прототипом главного героя Павла Власова был революционно настроенный рабочий Пётр Заломов, а описанные в книге события основаны на событиях Сормовской первомайской демонстрации 1902 года. Сам Горький считал роман одним из наименее удачных своих произведений. Современные критики отрицательно отзываются о романе, в то же время называя его важнейшим из дореволюционных романов Горького.

Сюжет

Действие происходит в России в начале XX века, в рабочей слободке, жизнь которой завязана на работу на фабрике. Сын Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, Павел Власов, бросает пить и начинает читать книги, которые приносит из города, а потом - собирать у себя товарищей, которые так же отказались от алкоголя. На фабрике появляются листовки о бедственном положении рабочих, и мать Павла и гордится этой его деятельностью, и боится за него. Дом обыскивают, но ничего не находят; Андрея, одного из друзей Павла, арестовывают. На фабрике вводят вычет с зарплаты; Павел пытается организовать протест, но в итоге рабочие не идут за ним, а его самого тоже арестовывают, как и многих других. Пелагея Ниловна начинает сама доставлять листовки.

Павел и Андрей выходят из тюрьмы и организуют первомайское шествие. После его разгона властями оба вновь оказываются в тюрьме. Пелагея Ниловна продолжает агитационную работу, видится с сыном, пытается организовать его побег, но Павел отказывается.

Проходит суд, в результате которого всех подсудимых отправляют на поселение. Подпольщики решают напечатать речь Павла, и Пелагея Ниловна вызывается отвезти листовки в другой город. На вокзале она видит смутно знакомого человека, вспоминает, что раньше видела его у суда и у тюрьмы; она понимает, что её раскрыли. Человек обвиняет её в воровстве, она отвечает с возмущением, что везёт речь своего сына, одного из политических, пытается протянуть листовки людям, но жандармы хватают её, не давая говорить.

Христианские мотивы

В романе отразились идеи «богостроительства», литературного евангелизма. Горький использовал библейские образы, сравнивает героев то с ангелами, то с апостолами, первомайская демонстрация названа «крестным ходом», главного героя автор сравнивает с Христом. Однако заповеди сильно переосмысливаются героями, и в итоге из-за повести против самого Горького было заведено уголовное дело с обвинением в богохульстве.

Восприятие и критика

Ленин, ознакомившись с романом в рукописи, назвал его «очень своевременной книгой». Обсуждая роман «Дело Артамоновых», он говорил: «Отличная тема, конечно — трудная, потребует массу времени, я думаю, что Вы бы с ней сладили, но — не вижу: чем Вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции, а теперь что-нибудь вроде «Матери» надо бы».

Произведение было переведено на многие языки. В советское время роман был включён в школьную программу и «канонизирован» как первое произведение социалистического реализма.

Сам Горький плохо отзывался о книге: «Мать» я написал в Америке летом 6-го года, не имея материала, «по памяти», отчего и вышло плохо», «Мать» — книга действительно плохая, написана «в состоянии запальчивости и раздражения», с намерениями агитационными, после 906 года. Полагаю, что своей цели она — в некоторой степени — все-таки достигла, что, однако, не делает ее лучше, чем она есть»; «Не принято, чтоб автор навязывал читателю свои мнения, но все же разрешите мне сказать Вам, что «La Mere» — одна из наименее удачных книг моих…»; «Я думаю, что моя книга мне не удалась. Она хаотична, лишена внутренней гармонии, сделана с очевидной небрежностью и без должного уважения к стилю. Если бы мне пришлось писать критику на Горького, она была бы наиболее злой и наиболее беспощадной»; «Мать» — вещь неудачная, не только внешне, потому что длинно, скучно и небрежно написана, но, главное — она недостаточно демократична…»; «Чем дальше, тем более «Мать» не нравится мне».

После выхода произведения в критике почти не было положительных отзывов.

Произведение критиковали и значительно позже, причём авторы этих отзывов не отрицают значение Горького как писателя. Так, Мэрилин Минто пишет, что Горькому удалось реалистически изобразить Ниловну и её преображение, однако остальные персонажи одномерны. Разбору множества недостатков романа посвящена статья А. Синявского «Роман М. Горького «Мать» — как ранний образец социалистического реализма», впервые изданная в 1988 году, причём в этой статье Синявский оставляет положительный отзыв об остальном творчестве Горького: «Горький — невероятно пытливый автор. Он движим желанием понять людей, постичь действительность. И потому он непросто изображает то, что видит вокруг, или то, что вспоминает, как это делали и делают средней руки беллетристы-реалисты, а докапывается и доискивается до правды, которую иногда находит, а иногда теряет. Когда он теряет правду, не понимает или перестает понимать действительность, или когда он делает вид, что её не понимает, он становится истинным художником». И. Серман и К. Чуковский считали, что роману свойственны недостатки крупных произведений Горького, написанных до повести «Городок Окуров» (1910). Д. С. Мирский первым удачным крупным произведением Горького считал «Дело Артамоновых».

Несмотря на эти оценки, современные критики считают «Мать» наиболее значительным из дореволюционных романов Горького из-за уникальных взглядов Горького на революцию. П. Басинский называет роман «попыткой написать новое Евангелие».

М. Демурин: «Максим Горький сам критически отзывался о своем романе «Мать», но в чём его точно нельзя обвинить, так это в искажении картины быта и образа мыслей заводских рабочих в царской России. Да и есть в этом романе что-то такое, что побудило в 1931 году Бертольда Брехта написать по нему пьесу, а в 1989 году — Глеба Панфилова снять новую киноленту».

The Spectator (2016): «Большевики превозносили роман как гимн социалистическим идеалам, но его идея заключает в себе нечто большее, чем просто классовую борьбу. Он полон библейских аллюзий... «Люди не поверят голому слову — нужны страдания, слово должно быть омыто кровью», — предостерегает <один из персонажей>, и его слова звучат особенно зловеще сейчас, после столетия революций. Центральная тема книги — пробуждение матери от жизни, полной страха и невежества...»

Адаптации

Бертольт Брехт в 1931 году пишет пьесу по мотивам романа совместно с Хансом Эйслером, Златаном Дудовым и Гюнтером Вайзенборном. В 1957 году Тихон Хренников написал по роману четырёхактную оперу, которая тогда же была поставлена Большим театром.

Роман был по меньшей мере четырежды экранизирован:

  • Мать — 1919 год, режиссёр Александр Разумный.
  • Мать — 1926 год, режиссёр Всеволод Пудовкин по сценарию Натана Зархи.
  • Мать — 1955 год, режиссёр Марк Донской по сценарию Н. Коварского и М. Донского.
  • Мать — 1989 год, режиссёр и автор сценария Глеб Панфилов. В основу фильма также легли повесть «Жизнь ненужного человека» и рассказ «Карамора» из цикла «Рассказы 1922—1924 годов».

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: