Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Голиаф (самоходная мина)


Самоходная мина-танкетка «Голиаф» (нем. Sonderkraftfahrzeug, сокр. Sd.Kfz. — спецмашина) — немецкая наземная гусеничная самоходная мина. Танкетка без экипажа, управляемая по проводy на расстоянии. Выпускалась в различных вариациях под модельными номерами Sd.Kfz. 302, 303, 303a, 303b.

Применение

В период Второй мировой войны гусеничные мины-танкетки серийно производились лишь в нацистской Германии, где машины данного типа получили достаточно широкое распространение. В течение войны Вермахт использовал три таких дистанционно управляемых танка-подрывника: легкий «Голиаф» (Sd.Kfz. 302/303a/303b), средний «Springer» (Sd.Kfz. 304) и тяжёлый «Borgward IV» (Sd.Kfz. 301). Машины подобного типа использовались для борьбы с танками и укреплениями противника, в частности, известно их широкое применение для разрушения баррикад во время Варшавского восстания 1944 года.

Против РККА «Голиафы» впервые были применены летом 1943 года во время сражения на Курской дуге. В дальнейшем один из трофейных «Голиафов» был передан в состав организованной в 1943 году постоянной выставки трофейного вооружения в Москве (экспонировался под наименованием «германская танкетка-торпеда для борьбы с танками»). В дальнейший период войны интенсивность их применения на фронтах увеличивалась.

Описание

Самоходная мина-танкетка «Голиаф» имела примерные размеры: 150×85×56 см. Конструкция несла 75—100 кг взрывчатых веществ и была предназначена для уничтожения танков, плотных пехотных формирований и разрушения зданий.

«Голиаф» был одноразовым, так как он предназначался для самоликвидации.

Сначала «Голиафы» использовали электрический двигатель, но поскольку они были дорогостоящими (3000 рейхсмарок) и их было трудно чинить, более поздние модели (известные как Sd.Kfz. 303) использовали более простой и более надёжный бензиновый двигатель мощностью 12 л. с.

Хотя в общей сложности было произведено 7564 «Голиафа», это оружие не считали успешным из-за высокой стоимости, низкой скорости (9,5 км/ч), низкой проходимости, уязвимости провода и тонкой брони (10 мм), которая была не в состоянии защитить самоходную мину от любой формы противотанкового оружия.

«Голиафы» поздних моделей стоили приблизительно 1000 рейхсмарок (Sd.Kfz. 302 приблизительно 3000 рейхсмарок) — для сравнения, 75-мм противотанковая пушка Pak 40 стоила 12 000 рейхсмарок.

Sd.Kfz. 303, конструкция Голиафа со ссылками на отдельные структурные группы.

ТТХ

Оценка и испытания Голиафа Sd.Kfz. 302 в СССР

В 1943 году на НИБТ полигон ГБТУ КА поступила для изучения и испытания самоходная мина «Голиаф» Sd.Kfz. 302 (там она была названа просто «немецкая танкетка-торпеда»). Причём специалисты считали её средством специально разработанным именно для борьбы с советскими танками.

По результатам обследования указывались следующие характеристики: масса взрывчатого вещества оценивалась в 70 кг, а общий вес танкетки с зарядом — около 200 кг. Длина опорной части гусеницы — 800 мм (удельное давление на грунт — 0,1 кг/см²), а возможная скорость движения — до 20 км/ч. Корпус танкетки изготовлен в основном из 1 — 2 мм стальных листов. Каждая гусеница состоит из 48 траков, штампованных из 2 мм стального листа — на полигон попала поздняя версия «Голиафа» со штампованными траками. Ранние машины имели литые траки из алюминиевого сплава. Потребляемый ток — 170 А. Передаточное число от электромоторов к ведущим колёсам 1:4.

В распоряжение советских специалистов попала машина без дистанционного пульта, и им пришлось самостоятельно изготовить его замену. Кроме изучения немецкой электрической схемы торпеды (специалисты посчитали, что у машины отсутствуют некоторые её части), на НИБТ предложили и свою, упрощённую электрическую схему управления танкеткой.

«Танкетка-торпеда управляется с дистанционного пульта, связанного с танкеткой трёхжильным проводом длиною 250 м. Провод намотан на катушку, находящуюся в кормовой части танкетки. По мере удаления танкетки от пульта провод с катушки сматывается. Взрывчатое вещество помещается в центральной части танкетки и занимает большую её часть».

В журнале «Вестник танковой промышленности» специалисты НИБТ дают следующую заключительную характеристику (при этом следует иметь в виду, что испытания проходила захваченная, частично некомплектная машина и некоторые суждения могут быть ошибочными, так как одноразовая машина-смертник имела очень ограниченный ресурс):

«Танкетки-торпеды могут применяться для нападения на танки из засад, чаще всего у дорог. Однако эффективность такой танкетки-торпеды оказалась низкой. При клиренсе всего в 160 мм* она повсюду наталкивается на непреодолимые препятствия (камни, поленья дров и пр.). Запаса электроэнергии у неё хватает всего на 5-8 минут движения. Попасть такой торпедой под движущийся танк трудно даже с расстояния 100—150 м.»

* в данном случае клиренс определён от бортовых ящиков. Основной корпус «Голиафа» имел клиренс ещё меньший.

Отражение в культуре и искусстве

  • Кадры с его участием показаны в эпизоде фильма «Канал» (Польша, 1957), посвящённом Варшавскому восстанию.
  • Кадры с его участием показаны в эпопее Ю. Озерова «Солдаты свободы» (фильм второй), в эпизоде, посвящённом Варшавскому восстанию.
  • Кадры с его участием показаны в фильме «Город 44» (Польша, 2014), посвящённом Варшавскому восстанию.
  • В серии игр «Company of Heroes» танкетка «Голиафы» используются как боевая единица Вермахта.
  • Также можно встретить «Голиаф» в стратегии реального времени «В тылу врага: Штурм 2».
  • В тактическом шутере «Sniper Elite 4» в ходе выполнения совместного задания на карте «Депо» «Голиаф» фигурирует как секретная разработка, которую нужно уничтожить.
  • В стратегии «War Selection» — «Голиаф» доступен для производства при переходе во вторую промышленную революцию за Германию.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: