Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Усадьба С. П. Татищева

18.12.2021

Усадьба С. П. Татищева — это парково-усадебный ансамбль первой четверти XIX века, расположенный в поселке Старая Вичуга Ивановской области.

История строительства и владельцев

В конце XVIII века село Вичуга перешло сначала в совместное владение братьев Татищевых, а затем в единоличное младшего, Сергея Павловича, во время управления которого и была создана усадьба. Точная дата постройки неизвестна, но точно есть дата ante quem — это 1824 год: именно тогда была опубликована статья, в которой дом графа назывался «недавно построенным». Иногда дом датируют 1801 годом, так как это время строительства Троицкой церкви (разрушена в 1955 году) архитектора Гауденцио Маричелли, находившейся на противоположной стороне площади от фасада главного дома, и по такому же принципу приписывают авторство дома швейцарцу.

После смерти С. П. Татищева в 1844 году усадьба перешла во владение его сына Павла, но, так как опекунство над ним имела дочь С. П. Татищева, в замужестве Мария Эйхлер, фактически усадьба была под её управлением. У старшего брата Д. П. Татищева не осталось прямых наследников, и его наследство также перешло к Марии Эйхлер: владения в селе Татищев погост, доходный дом на Кузнецком мосту и два дома в Петербурге, один из которых арендовал Английский клуб.

Эйхлеры быстро разорились: дома были либо проданы, либо сдавались в аренду, а вскоре после того, как усадьба в Вичуге была заложена в опекунском совете, она была продана в 1870-х годах с торгов купцу И. А. Миндовскому. Тот распорядился приобретенной усадьбой как Лопахин: разделил на участки и сдал в аренду, а в 1910-е главный дом подвергся перестройке. После его смерти в 1912 году дом снова, как в 1850—1860 годы начала запустевать, и после реквизиции в 1917 году был еще раз перестроен под «Дом Свободы», главным образом внутри. Несмотря на то, что в 1974 году дом был выявлен как объект федерального значения, в 1980 годы он подвергся еще одной значительной перестройке.

С 1918 года и по настоящее время в нем располагается дом культуры.

Архитектура

Изначально дом был построен в классическом стиле. Со стороны главного фасада располагался четырехколонный портик тосканского ордера с широким ризалитом, а единственными элементами декора были рустованные пилястры на углах и дентикульный карниз. Два флигеля, отстоящие на расстоянии от центральной части, соединены с ней выгнутыми, первоначально одноэтажными, переходами, а прямоугольные башенки со шпилями над флигелями за счет вертикального акцента уравновешивали развитую по горизонтали пространственную композицию дома. Неизвестно, когда появились круглые и полуциркульные ниши, возможно, они были сделаны во время перестройки 1910-х годах, когда боковые крылья главного дома были надстроены вторым этажом и в местах примыкания переходов к центральному объему были сделаны диагональные портики-лоджии с изящно прорезанными окнами. Скорее всего, к этому же времени относится и симметричное оформление плоскости стены и главного, и дворового фасадов, структурно повторяющее решение диагональных портиков. Напротив главного дома сохранился построенный одновременно с ним служебный корпус, ориентированный параллельно объемам флигелей главного дома и оформленный в стилистическом единстве с ними: оба фасада служебного корпуса трактованы как портики с рустованными пилястрами. Интерьер не сохранился; в советское время внутренняя планировка полностью изменилась — для устройства зрительного зала были объединены комнаты и сбита часть лестниц.

Авторство проекта

Кроме Маричелли, автором проекта главного дома называют архитектора П. И. Фурсова, с 1822 года служившего костромским губернским архитектором и с которым С. П. Татищев, как предводитель костромского дворянства, должен был быть знаком.

Галерея

  • Внутреннее пространство усадьбы

  • Элементы внешнего декора, повторяющие структуру портиков-лоджий

  • Портик-лоджия

  • Служебный корпус


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: