Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Тиссэ, Эдуард Казимирович


Эдуард Казимирович Тиссэ (латыш. Eduards Tisē; 13 апреля 1897, Либава, Курляндская губерния — 18 ноября 1961, Москва) — советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947). Лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950).

Биография

Родился 1 (13) апреля 1897 год в Либаве (ныне Лиепая в Латвии). В 1913 году окончил мореходное училище и по совету кузена поступил в частную студию живописи и фотографии в Либаве. Там он посещал лекции по истории искусств профессора Эмила Гренцинга, — тот и поручил Тиссэ съёмку на привезённую им кинокамеру «Пате». Сперва снимал первые латышские документальные и хроникальные фильмы, а с началом Первой мировой войны, заставившей покинуть Либаву, — военную кинохронику. Был ранен, отравлен ядовитыми газами.

В 1916—1918 годах — военный кинооператор от Скобелевского комитета, участник Гражданской войны. С сентября по ноябрь 1918 года был начальником штаба Экспедиционного партизанского отряда Всероссийского центрального исполнительского комитета. В 1919—1923 годах снимал важнейшие военные события на Урале, в Поволжье, Сибири и Крыму как оператор Всероссийского кинофотоотдела, затем Кинокомитета и Госкино. Тиссэ не только снимал, за эти годы им было смонтировано около двухсот частей кинохроники.

С 1921 года преподавал операторское мастерство в Государственной школе кинематографии (ныне — ВГИК).

В 1924 году на Первой кинофабрике «Госкино» на пробах к фильму «Стачка» встретился с С. М. Эйзенштейном, и в дальнейшем был оператором всех его фильмов. По мнению писателя Валентина Катаева:

Из практики кинодокументалистики для художественного кино Тиссэ перенял очень многое: стремление схватить кульминационные моменты, остроту видения и умение передавать масштаб происходящего, съёмку с движения, насыщенное внутрикадровое движение.
Из отзывов советской прессы на выход «Стачки»:

Тиссэ, и до сих пор считавшийся одним из лучших операторов кино, в этой картине выказал исключительную для наших нищенских средств технику, дав прекрасный свет, удачные углы зрения, чёткие контуры, моментами буквально стереофотографию.

Николай Лебедев, «Кино-газета» № 12 1925

В последующем Тиссе снимал также с Григорием Александровым и другими режиссёрами. В 1930—1932 годах вместе с С. Эйзенштейном и Г. Александровым был в зарубежной поездке (посетил Англию, Францию, Германию, Голландию, Бельгию, Швейцарию, США) в связи с изучением техники звукового кино и съёмками фильма «Да здравствует Мексика!».

Член ВКП(б) с 1940 года.

Скончался 18 ноября 1961 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
Именем Эдуарда Тиссэ названа улица в районе Эзеркраст в Лиепае.

Семья

  • жена — Бианка Петровна Тиссэ (1921—2005)
  • дочь — Элеонора Тиссэ, оператор, живёт в Норвегии

Фильмография

Оператор

Документальные
  • 1918 — Кинонеделя № 28 (совм. с А. Винклером, Г. Лембергом)
  • 1918 — Разоружение московских анархистов (совм. с П. Новицким)
  • 1918 — Сигнал (совместно с И. Дорэдом)
  • 1919 — Взятие Оренбурга и освобождение Урала
  • 1919 — Похороны Я. М. Свердлова (совм. с группой операторов)
  • 1920 — II-й Конгресс Коминтерна (совм. с группой операторов)
  • 1920 — Разгром Врангеля (совм. с П. Новицким)
  • 1920 — Так быть не должно
  • 1921 — Голод… голод… голод
  • 1924 — Кремль в прошлом и настоящем
  • 1925 — Золотой запас
  • 1925 — Киноправда № 21 (совм. с группой операторов)
  • 1925 — Лицом к селу (совм. с П. Новицким)
  • 1925 — Медвежья свадьба (оператор пролога)
  • 1929 — Горе и радость женщины / Frauennot — Frauenglück (Швейцария)
  • 1931 — Землетрясение в Оахаке (Мексика)
  • 1933 — Москва — Кара-кум — Москва (совм. с Р. Карменом)
  • 1933 — Страна Советов (совм. с Б. Петровым)
  • 1940 — Бессарабия
  • 1949 — Владимир Ильич Ленин (совм. с группой операторов)
Игровые
  • 1920 — На мужицкой земле
  • 1921 — Серп и молот
  • 1924 — Старец Василий Грязнов
  • 1924 — Тёплая компания (совм. с А. Рылло)
  • 1924 — Стачка (совм. с В. Хватовым)
  • 1925 — Броненосец «Потёмкин» (совм. с В. Поповым)
  • 1925 — Еврейское счастье (совм. с В. Хватовым, И. Струковым)
  • 1928 — Октябрь
  • 1929 — Старое и новое (совм. с В. Поповым)
  • 1929—1930 — Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale (Франция)
  • 1932 — Да здравствует Мексика! (Мексика)
  • 1935 — Аэроград (совм. с М. Гиндиным, Н. Смирновым)
  • 1937 — Бежин луг (не завершён)
  • 1938 — Александр Невский
  • 1945 — Иван Грозный. 1-я серия (натурные съёмки)
  • 1946 — В горах Югославии
  • 1946 — Иван Грозный. 2-я, 3-я серии (натурные съёмки)
  • 1948 — Возвращение с победой
  • 1949 — Встреча на Эльбе
  • 1952 — Композитор Глинка
  • 1953 — Серебристая пыль

Актёр

  • 1928 — Октябрь — немец

Режиссёр

  • 1933 — Москва — Кара-кум — Москва (совм. с Р. Карменом, М. Гоморовым)
  • 1956 — Бессмертный гарнизон (совм. с З. Аграненко)

Награды и премии

  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1935)
  • два ордена Трудового Красного Знамени (01.02.1939; 06.03.1950)
  • МКФ в Локарно (1946) — Приз за лучшую операторскую работу, фильм «Иван Грозный». 1-я серия.
  • заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1947)
  • Сталинская премия первой степени (1946) — за 1-ю серию фильма «Иван Грозный» (1944)
  • Сталинская премия первой степени (1949) — за фильм «Владимир Ильич Ленин» (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Встреча на Эльбе» (1949)
  • Почётный диплом МКФ в Венеции (1956) — за фильм «Бессмертный гарнизон» (1956)
  • медали

Публикации

  • Тиссэ Эдуард. Техническая база американского кино // Пролетарское кино : журнал. — 1932. — № 15—16. — С. 45—51.
  • Нильсен В., Тиссэ Э. О творчестве кинооператора // Советское кино : журнал. — 1933. — № 7. — С. 58—65.
  • Нильсен В. С. Техника комбинированной киносъёмки / Под ред. Э. Тиссэ. — М.: Гизлегпром, 1933. — 138 с..

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: