Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Рутульское бекство


Рутульское бекство, также Рутульское вольное общество — объединённое рутуло-цахуро-лезгинское средневековое государственное образование в горном Дагестане, схожее с демократической республикой, в Южном Дагестане, образовавшееся в VII веке Занимало территорию, являющуюся сейчас юго-западной частью Южного Дагестана. На западе граничило с цахурами, на северо-западе с лакцами (Верхний Катрух, Аракул) и азербайджанцами (Нижний Катрух), на северо-востоке с агулами и даргинцами (Чираг), на востоке с лезгинами. Зимы на территориях рутульцев холодные, лето прохладное, склоны гор с травянистой растительностью являются хорошими пастбищами. Жители вели оседлый образ жизни, занимались коневодством, отгонным овцеводством, кузнечным делом, керамикой и охотой.

Для решения важных вопросов беки были обязаны созывать народное собрание. По одним преданиям рутульские беки происходили от арабов по другим — от елисуйских владетельных беков. Есть также версия, что рутульские беки, начиная с Кази-бека, являлись непосредственными потомками шамхалов тарковских.

Образование бекства

До присоединения к России рутульцы представляли собой «вольное общество», известное под названием «Рутульский магал». Вольное общество представляло собой политический союз сельских общин. Управляли этим обществом (магалом) — рутульские беки, которые были постоянными военачальниками. Для решения важных вопросов беки были обязаны созывать народное собрание.

Рутульцы испытывали сильное культурное и лингвистическое давление со стороны азербайджанцев и в меньшей степени со стороны лезгинов. Многие вольные сообщества были мультиэтничны. Рутульское вольное общество являлось одним из крупнейших вольных обществ, наряду с ахтынским, докузпаринским и алтыпаринским вольными обществами, оно состояло из всех рутульских и части лезгинских родов.

Рутул был центром вольного общества.

С 1574 годода главой Рутульского вольного общества стал Кази-бек и государство стали называть бекством.

В XV веке учащаются их стычки с соседями и внутренние междоусобицы, что может свидетельствовать о нарастающей нехватке земли. При поддержке Ирана цахурцы начали расширять свои земли за счёт рутульских. Аналогичную политику вел и рутульский бек. В 1432 году известен набег на территорию Цахурского ханства рутульцев в союзе с турками. Тогда союзники пытались захватить Цахур, но всё окончилось неудачно. Позднее рутульские земли становятся объектами захватнической политики Нуцальства и Шамхалата.

Одним из подтверждений древнего возраста Рутульского вольного общества (магала) является письмо тарковского шамхала царю Федору Ивановичу от 1598 года, в котором среди союзных шамхалу войск упомянуты рутульское и хновское войско.

В XVIII веке в Рутульское вольное общество входили не только рутульские, но и цахурские, а также некоторые захваченные лезгинские селения. Включение лезгинских сел часто производилось насильственно. Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским селом Хрюг, которое вместе с другими лезгинскими селами рутульцам впоследствии удалось присоединить к своему магалу. В то же самое время два рутульских селения Ихрек и Мюхрек входили в состав Казикумухского ханства, а сёла Борч и Хнов и были под властью Ахтыпаринского магала.

Селения Рутульского Магала (все рутульские и ряд лезгинских — Хрюг, Зрых, Гогаз, Усур, Кала, Ялах, Луткун) должны были выполнять повинность, называемую пахта, принимая по 100—300 человек из главного селения Рутул в гости, предоставляя им питание и фураж, из-за чего отношения внутри вольного сообщества были напряжёнными. За отказ Рутулу в пахте часто происходили стычки с Шиназом и Хрюгом. В таких случаях все остальные сёла общества должны были помогать Рутулу, однако, Кала и Уна помогали жителям Шиназа, а Лучек и Амсар старались быть нейтральными. Хрюг, вплоть до сожжения, всегда воевал с Рутулом без какой-либо помощи со стороны других сёл.

В 1536 году рутульские беки в союзе с Шамхальством нападают, разоряют и сжигают Ахты. В 1541 ахтынский бек, поддерживаемый Дербентским правителем, нападает, грабит и сжигает Рутул. В 1542 году рутульцы, при поддержки Кубы, вновь разграбили Ахты. В 1574 году в Рутуле утверждается Газибек, представитель Шамхальской династии.

Имя этого бека упоминается ещё несколько раз: в 1588 г. турецкий султан Мурад III направляет Газибеку грамоту о пожаловании ему ханства. Лет через десять уже персидский шах Аббас предлагает Газибеку оказать помощь цахурскому правителю Махмедбеку. В 1606 г. шах Аббас жалует Газибеку селение Нудгуши.

В 1536 году рутульские беки в союзе с Шамхальством нападают, разоряют и сжигают Ахты. С 1541 по 1542 год, Дербент принимал участие в междоусобных войнах Самурской долины. Ахтынцы, привыкшие поддерживать свою значимость при помощи столицы ширваншахов — Шемахи, ставшей с 1538 году местопребыванием беглярбеков Ширвана, — обратились к новой власти, в лице правителя Дербента беглярбека Алхас-мирзы Сефевида. Алхас-мирза, действуя в интересах Ирана, желавшего закрепиться на суннитской территории, организовал нападение на Рутул. В результате, Рутул, находившийся в союзе с Кумухом, был сожжён в 1541—1542 годах, кызылбашско-ахтынским войском. Алхас-мирза являлся представителем властей Ирана на Северо-восточном Кавказе, правителем сефевидского уезда, имевшего своим центром г. Дербент В 1542 году рутульцы, при поддержке Кубы, вновь разграбили Ахты. К концу XVI века рутульские беки становятся союзниками Шамхалов. В 1574 году в Рутуле утверждается Газибек, представитель Шамхальской династии. В 1588 г. турецкий султан Мурад III направляет правителю Газибеку грамоту о пожаловании ему ханства.

Имеются сведения, что уже в конце XVI века рутульские беки имели связи с правительствами соседних стран. Так было отправлено письмо от Шамхала Тарковского к царю Федору Ивановичу от 1598 года, в котором среди союзных шамхалу войск упомянуты рутульское и хновское войско.

Лет через десять уже персидский шах Аббас предлагает Газибеку оказать помощь цахурскому правителю Махмедбеку. В 1606 году шах Аббас жалует Газибеку селение Нудгуши). То есть имеются сведения, что уже в конце XVI в. рутульские беки имели связи с правительствами соседних стран. Не исключено наличие уже тогда Рутульского магала, как политического объединения значительной части рутульцев. И, наконец, в 1635 году турецкий султан Мурад IV пожаловал Ибрагим-хану рутульскому селения Надим и Лойткам.

Рутульское бекство в XVIII—XIX веках

Первое упоминание о магале относится к 1728 году

В XVIII веке в состав Рутульского магала входили не только собственно рутульские, но и некоторые цахурские и лезгинские селения Самурской долины. А часть сёл раньше принадлежащие Рутульскому магалу, а именно Мюхрек и Ихрек входили в состав Казикумухского ханства, а сёла Хнов и Борч выходили в состав Ахтыпаринского вольного общества. Территория магала почти соответствует современному Рутульскому району.

Правители

  • Къази-бег (уп.1574-уп.1601)
  • Ибрагим-хан (уп.1626-уп.1635)
  • Гьасан-хан (XIX век)

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: