Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Скандинавский дизайн


Скандинавский дизайн — направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии — в 1930—1950-е годы. В некоторых случаях под понятие скандинавский дизайн подводят дизайн северных стран всего XX века — начала XXI века, считая единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.

Датский дизайн

Арне Якобсен, Кресла Серии 7, Дизайн 1955 г. Зал Бетховен, Бонн

Отправную точку этого направления дизайна принято связывать со средневековой традицией — основные институции сформировались в XVI веке, когда были созданы основные ремесленные гильдии. Тем не менее, основные черты дизайна в Дании сложились под влиянием новой художественной традиции XX века: стиля модерн, а затем — функционализма, интернационального стиля, модернизма и традиции Баухауза. Дaтcкий дизайн, чьей отпрaвной тoчкoй можно считать деятельность королевской фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen, основанной в 1775 году, испытал заметное влияние неоклассической и романтической трaдиции. Движение искусств и ремесел также было близко дaтской художественной идее, его идеологической и бытовой традиции .

Одна из особенностей дизайна первой половины XX века в Дании — соединение традиции классицизма, Движения искусств и ремесел, модерна и модернизма. Oдин из примeрoв этoгo нaпрaвлeния — рaботы Георга Йенсена. Развитие новых форм и нового стиля в датском дизайне связано с деятельностью журнала Kritisk Revy, который способствовал распространению идей модернизма, конструктивизма и Баухауза.

Дизайн второй половины XX века связан с последовательной интеграцией в интернациональную систему. Датская традиция 1950—1970-х годов — это использование обтекаемых форм (Арне Якобсен), новых материалов (Вернер Пентон) и новых технологических систем (Bang & Olufsen). Как многие приверженцы интернационального стиля, представители датского дизайна воспринимали объект и вещь как квинтэссенцию концепции и идеи. Одной из ключевых особенностей датского дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики (например, «Стул-муравей» Арне Якобсена). Эта традиция чувства материала в середине XX века была перенесена на новые предметы и фактуры, в частности — пластик, стекло и металл.

  • Кай Бойесен
  • Ханс Вегнер
  • Нильс Гаммельгард
  • Нанна Дитцель
  • Георг Йенсен
  • Кааре Клинт
  • Арнольд Крог
  • Борге Могенсен
  • Вернер Пантон
  • Пауль Хеннингсен
  • Фриц Хансен
  • Альфред Хоманн
  • Финн Юль
  • Арне Якобсен
  • Bang & Olufsen
  • BoConcept
  • Royal Copenhagen

Шведский дизайн

Идеи шведского дизайна связывают с концепцией протестантской этики, сформулированной Максом Вебером. Эта идеологическая доктрина предполагает строгость, сдержанность, рассматривает честный и достойно вознаграждаемый труд как часть религиозной идентификации. Отправной точкой шведского дизайна является период символизма и модерна, когда в Швеции сформировался собственный художественный язык под влиянием национальной школы классицизма, романтизма, сентиментализма, импрессионизма и шведской символической традиции. Наиболее заметным и влиятельным художником этого времени можно считать Карла Ларссона.

Шведский дизайн исходит из преимуществ обеспеченного и устойчивого, но не вызывающего стиля жизни. Дизайнерская традиция Швеции в XX веке — это соединение идей движения искусств и ремесел и его идеи домашнего комфорта с традицией радикального модернизма. Для Швеции дизайн стал формой национальной идентичности, способом создания и выражения национального характера, который обладает своими уникальными чертами и в то же время включен в систему европейских ценностей.

  • Гуннар Асплунд
  • Гуннар Веннерберг
  • Бьерн Дальстрем
  • Карл Ларссон
  • Ингеборг Лундин
  • Бруно Матссон
  • Сигурд Перссон
  • Ингегерд Раман
  • Сикстен Сасон
  • A&E Design
  • Ericsson
  • Electrolux
  • Gustavsberg
  • Hasselblad
  • IKEA
  • Volvo

Финский дизайн

Зарождение и подъем финского дизайна связывают с явлением национальной романтики, которое сложилось в XIX — начале XX веков. Издание Калевалы Элиасом Леннротом в 1835, влияние шведской архитектуры второй половины XIX века и обретение независимости в 1917 году создали условия формирования национальной художественной школы в области дизайна. Особенность финской школы — соединение национальной традиции и принципов интернациональной архитектурной доктрины. В первой половине XX века финский дизайн сформировался под влиянием идей модернизма. В частности, работы Алвара Аалто принимали участие в этапной выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», которая в 1932 году проходила в Музее современного искусства в Нью-Йорке и, по сути, дала толчок к развитию интернационального стиля. Финляндия стала одной из важнейших стран как в смысле распространения интернационального стиля, так и с точки зрения развития дизайна в целом. Классический финский дизайн соединил элементы традиционной культуры (Тимо Сарпанева), природные мотивы (Тапио Вирккала) и принципы интернационального функционального и минималистического дизайна (Алвар Аалто).

В послевоенный период развитие дизайна в Финляндии было частью масштабной государственной программы, связанной с поддержкой и продвижением национальной культуры. 1951 считается годом так называемого «Миланского Чуда»: финский дизайн был масштабно представлен на IX Миланской Триеннале и ведущих дизайнерских выставках. В 1954 на десятой Триеннале в Милане стенд Финляндии оформлял Тапио Вирккала, продемонстрировав широкий спектр работ из разнообразных материалов и сделав акцент на «скульптурном» характере финского дизайна. Финские дизайнеры-стеклодувы, в частности, много работали для стеклодувных мануфактур в Мурано. Прикладной и бытовой финский дизайн претендовал на статус художественного объекта. Каждый предмет рассматривался не просто как удобный предмет утвари, а как воплощение художественной идеи. Период 1960—1970-х годов считается «золотым веком» финского дизайна. Российский искусствовед Екатерина Васильева обращает внимание на то, что финский дизайн, построенный на формах и принципах интернационалльного стиля, можно считать одним из инструментов национальной идентичности. Специфика финской дизайн-программы предполагала использование принципов интернационального модернизма как части национальной художественной доктрины. Это обстоятельство можно считать важной характеристикой финского дизайна.

  • Алвар Аалто
  • Айно Аалто
  • Ээро Аарнио
  • Тапио Вирккала
  • Мария Изола
  • Инкери Леиво
  • Антти Нурмесниеми
  • Элиэль Сааринен
  • Тимо Сарпанева
  • Илмари Тапиоваара
  • Ойва Тойкка
  • Кай Франк
  • Клаус Хаапаниеми
  • Курт Экхольм
  • Angry Birds
  • Arabia
  • Artek
  • Fiskars
  • Iittala
  • Marimekko
  • Nokia

Норвежский дизайн

Специфика норвежского дизайна — необычное положение по отношению как к интернациональным художественным течениям, так и к местной художественной традиции. Норвежская система предполагала жизнь большими хуторами-поместьями — изолированными от внешнего мира и, в то же время обеспеченных всем необходимым. Особенность Норвегии — сочетание суровых условий жизни и бытового комфорта, которые объединили национальную традицию и принципы интернационального дизайна.

Особенность норвежской культуры — продолжительное использование принципов движения искусств и ремесел, связанного с идеями национальной романтики, а также устойчивый интерес к стилю модерн, который в Норвегии приобрел черты сходства со средневековым «звериным стилем» (так называемый норвежский «Драконий стиль»).

Важное значение для специфического развития норвежского дизайна имело основание в 1918 году Норвежского союза дизайнеров (Landsforbundet Norsk Brukskunst, LNB), который поддерживал и развивал скорее традицию национального ремесла, нежели принципы интернационального стиля. Деятельность союза наложила отпечаток на всю систему дизайнерской школы в Норвегии, которая была ориентирована на сохранение традиционных форм, а не на поддержание и развитие интернациональных концепции дизайна.

  • Дэвид Андерсен
  • Густав Гаудернак
  • Вилли Йоханссон
  • Герхард Мюнте
  • Питер Опсвик
  • Грета Притц
  • Фрида Хансен
  • Тиас Экхофф
  • Пошгрюннский фарфор
  • Хадэланьское стекло

Исландский дизайн

Особенность исландского дизайна заключается в его позднем развитии. Исландия практически не принимала участия в формировании художественных идей начала XX века. В силу того что страна занимает одно из самых изолированных положений среди всех скандинавских стран, она практически не участвовала в последовательном художественном процессе континентальных государств. При этом до середины XX века Исландия оставалась частью Дании, получив независимость только в 1944 году. Принципиальное значение для развития дизайна в Исландии имело открытие Школы прикладных искусств в Рейкьявике в 1939 году. Особенность исландского дизайна — его специфическое отношение к модернизму. Элементы нового направления появились в Исландии в тот момент когда интернациональный стиль, по сути, был уже состоявшимся явлением. Знакомство с модернизмом совпало с обретением независимости. Отчасти поэтому, модернизм в Исландии воспринимался как символ национальной свободы и идентичности, а не признак космополитичной художественной доктрины.

Специфика исландского дизайна — нехватка и ограниченное использование новых материалов (таких как стекло, пластик, сталь) и повышенный интерес к естественному природному сырью: вулканическое стекло, застывшая лава, грубый камень. С целью поддержки и развития национальной прикладной школы в 1950—1960-е годы на острове существовал запрет на импорт мебели. Начиная с 1990-х годов основной акцент был сделан на развитие графического и компьютерного дизайна.

  • Людвиг Гудмундссон
  • Эйнар Йоунссон
  • Гуннар Магнуссон
  • Йонас Солмундссон
  • Хельги Хальгримссон
  • Валдис Харрисдоттир

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: