Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Феодор Философ Болгарский (Камский)


Феодор Философ Болгарский (Камский) (в летописи – Феодор Иерусалимлянин; ? — 21 апреля 1323 г., город Булгар /Болгар/) — купец, русский православный святой, мученик.

Память совершается (по юлианскому календарю): 21 апреля — в день кончины, в Соборе Казанских святых.

Происхождение, род занятий

Краткое сообщение о мученической кончине Феодора в городе Булгар (Болгар) и дальнейшем возведении в связи с этим церкви в Твери содержится под 6831 (1323) г. в Патриаршей или Никоновской летописи.

Известно, что он являлся богатым купцом, торговавшим в городах Поволжья.

Прозвище Феодора – Иерусалимлянин – даёт возможность предположить, что он был выходцем из Святой Земли или Византии.

Другое прозвище – Философ – свидетельствует, что Феодор являлся очень образованным человеком, ревностным христианином, хорошо знавшим Священное Писание.

Мученическая кончина

21 апреля 1323 г. Феодор Иерусалимлянин вступил в Булгаре (Болгаре), где он, вероятно, находился по торговым делам, в открытый спор о вере с местными мусульманами. Не сумев переубедить его, мусульмане убили («замучиша») купца-проповедника.

Того же лета в Болгарех, иже на Волзе и Каме, замучиша некоего христианина Иерусолимлянина, гостя суща, много богатьства имуще, и много философии изучена, именем Феодора; и пряшеся с ними о вере, они же окаании не стерпеша своего поругания, замучиша его за православную веру христьаньскую, месяца Апреля 21 день.

— Летописный сборник, именуемый Патриарщею или Никоновскою летописью

По одной из версий, убийство Феодора стало результатом политики гонения на христиан, устроенным ханом Золотой Орды Узбеком, принявшим ислам и начавшим насаждать его в качестве государственной религии.

Одобренные этим булгары схватили Феодора и попытались заставить его отречься от Христа. Получив же отказ и встретив отповедь мусульманству, они подвергли его мучениям и убили.

Историк Н. С. Борисов предположил, что Феодор совершил этот поступок сознательно. Он писал в своей книге «Иван Калита», что:

Почитание

В том же 1323 г. в Твери игуменом Иоанном Цареградцем (судя по всему, также являвшимся выходцем из Византии) мученичество Феодора было увековечено постройкой каменной церкви.

Того же лета совершена бысть и свещена церковь камена во Твери во имя святаго Феодора, юже соверши и украси игумен некий, именем Иван Цареградец.

— Летописный сборник, именуемый Патриарщею или Никоновскою летописью

Согласно одной из версий, сам Феодор жил в Твери и начал постройку церкви в честь своего святого, законченную уже Иоанном Цареградцем.

Н. С. Борисов отмечал, что Феодоровский (Фёдоровский) монастырь, в котором игуменствовал Иоанн Цареградец, «был расположен на островке у впадения речки Тьмаки в Волгу, прямо под стенами тверского кремля», и «строительство каменного храма велось, несомненно, под надзором тверского епископа Варсонофия – ставленника митрополита Петра». При этом он отмечает, что:

Сохранились две рукописи на греческом языке, исполненные в Фёдоровском монастыре. Одна из них, хранящаяся в Ватиканской библиотеке в Риме, согласно записи, выполнена в 1317 – 1318 году «по поручению и заботами Фомы Сириянина в пределах России в городе, называемом Тверь, в монастыре святых великомучеников Фёдора Тирона и Фёдора Стратилата».

Как отмечается в работе Л. М. Евсеевой, И. А. Кочеткова и В. Н. Сергеева «Живопись древней Твери»:.

Версия захоронения

В 2010 г. во время раскопок на Булгарском городище было найдено захоронение человека, являющееся уникальным для этого региона. Эта уникальность определяется необычным обрядом захоронения (умерший располагался в могиле в сидячем положении, голова находилась в ногах, в руки усопшего был вложен массивный бронзовый крест со втулкой для шеста).

По морфологическим и краниометрическим данным костяк был определён как мужской, зрелого возраста (35 – 45 лет). Рост умершего в пределах 158 – 163 см. Антропологический тип – европеоидный с чертами средиземноморского типа (узкое невысокое лицо с резко выступающим носом). Сравнительный краниологический анализ черепа с различными этнокультурными группами (представителями разных антропологических типов) показал наибольшую его морфологическую близость к южно-европеоидным популяциям (армяне, жители средневекового Херсонеса и т.д.).

Согласно одному из предположений, эти останки могут принадлежать мученику Феодору, так как нет никаких указаний на то, что его тело было перевезено и захоронено в Твери.

Судебно-медицинским экспертом Наилем Рахматуллиным создана скульптурная реконструкция головы предполагаемого мученика Феодора, которая находится в Болгарском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: