Поцелуй украдкой

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Поцелуй украдкой

12.12.2020

«Поцелуй украдкой» (фр. Le bassier à la dérobée) — картина французского художника Жана-Оноре Фрагонара, датируемая концом 1780-х годов. Находится в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (инв. ГЭ-1300). В прошлом картина принадлежала последнему королю Речи Посполитой Станиславу Августу Понятовскому и находилась в его летней резиденции в Варшаве — Лазенковском дворце; отсюда она поступила в коллекцию Эрмитажа в 1895 году. «Поцелуй украдкой», написанный не без влияния «малых голландцев», изображает сценку между двумя возлюбленными — популярный сюжет в среде дореволюционной французской аристократии.

Композиция

На картине изображена сценка, происходящая между двумя влюблёнными: молодой мужчина стоя в балконных дверях украдкой целует юную девушку, оставившую на короткое время своих подруг, сидящих в соседней комнате — их видно из-за приоткрытой двери в другую комнату. Подобные романтические сюжеты были популярны во французской живописи до Французской революции. Композиционно картина решена сложным образом, в ней господствует диагональ, образованная наклонённой девушкой и длинным платком в её руках; пространство жестко ограничено и уравновешено двумя четкими вертикалями дверей балкона и комнаты. Яркое белое платье девушки также ограничено двумя светлыми пятнам дверей и гармонирует с тёмно-розовым цветом занавеси и светло-коричневым цветом небольшой тумбы. Девушка имеет портретное сходство с дочерью художника Розалией, но однозначно утверждать, что изображена именно она, нельзя.

История

Картина датируется концом 1780-х годов; в своём каталоге французской живописи XVIII века (1982) сотрудница Эрмитажа Инна Немилова выводила эту датировку из технологических и стилистических особенностей работы: эмалевидности поверхности, слитности мазков и «голландского» типа композиции в целом, а также некоторой близости к работам Маргерит Жерар — свояченицы и ученицы Фрагонара. Другие исследователи — в частности Жорж Вильденштейн и Жан-Пьер Кузен — также относили картину к концу 1780-х годов.

Первое упоминание композиции относится к лету 1788 года, когда в нескольких парижских изданиях, в том числе журнале Mercure de France, было сообщено о поступлении в продажу гравюры Николы Франсуа Реньо с «Поцелуя украдкой»; гравюра Реньо была заявлена как парная к работе «Задвижка». Некоторое время спустя «Поцелуй украдкой» оказался в собрании последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в Лазенковском дворце в Варшаве; предположительно, она была приобретена во время распродаж дворянских ценностей, имевших место во время революции во Франции. Понятовский высоко ценил «Поцелуй украдкой» и хотел вывезти его из Варшавы в Санкт-Петербург, куда переехал после своего отречения; замысел Понятовского не осущеcтвился, и картина оставалась в Лазенковском дворце до 1895 года, когда российский император Николай II приобрёл её для Эрмитажа.

После советско-польской войны «Поцелуй украдкой» стал предметом споров в связи с реализацией условий Рижского договора: польская сторона требовала вернуть картину как часть коллекции Лазенковского дворца; также требование получить работу в свою коллекцию поступало из московского ГМИИ. Эрмитажу удалось сохранить картину Фрагонара, предложив польской стороне соответствующий эквивалент — картину «Полька», традиционно приписываемую Антуану Ватто (ныне эта работа находится в Национальном музее в Варшаве). В настоящее время «Поцелуй украдкой» выставляется в Зимнем дворце в зале 288.

В 1913 году на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге по проекту А. И. Войткевича была изготовлена ваза-кратер, в оформлении которой был использован «Поцелуй украдкой» (автор росписи Яков Горяев. Крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка, золочение; 55,2 × 42 × 38 см); эта ваза также находится в собрании Эрмитажа (инвентарный № Мз-И-2030).

В 1984 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки — 10 копеек (№ 5574 по каталогу ЦФА).

  • Картины Фрагонара в 288-м зале Зимнего дворца.

  • Ваза «Поцелуй украдкой»

  • «Поцелуй украдкой» на почтовой марке СССР


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: