Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Будущие направления биологического подавления вредных насекомых


В предстоящие годы специалисты по биологическому подавлению вредных насекомых должны продолжить расширение и углубление своих усилий. Наметившиеся современные тенденции в этом направлении вызывают одобрение.

Например, недавно появился интерес к теоретическим исследованиям в областях, играющих большую роль в биологическом подавлении вредителей. Популярными областями сейчас стали такие важные дисциплины, как биология, экология, биосистематика, этология, биохимия, биология развития и динамика популяций, о чем свидетельствует все возрастающее число научных статей и обзоров. Это особенно приятно, так как дальнейшее развитие эффективного биологического подавления вредных насекомых в значительной степени зависит от того, достаточно ли полными и полезными будут эти основные данные и выведенные из них принципы, а также от того, верно ли они будут применяться. Залог успеха любого метода подавления вредителей — точное знание биологии того насекомого, с которым ведется борьба. Однако несмотря на важность расширения теоретических исследований, следует уделять должное внимание и применению результатов этих исследований на практике. Оба направления должны развиваться параллельно. Увеличение объема теоретических знаний должно привести к уменьшению эмпиричности будущих программ биологического подавления вредных насекомых, а следовательно, к увеличению их шансов на успех. Для усовершенствования методов биологической борьбы с вредными насекомыми требуется больше конкретных знаний об этих насекомых, о полезных организмах и продуктах их жизнедеятельности. А расширение применения интегрированных методов подавления вредителей в свою очередь зависит от развития усовершенствованных методов биологического подавления, которые служат их основой.

Увеличение числа работ в различных областях биологического подавления насекомых может привести также к появлению новых специализированных журналов, подобных журналам «Environmental Entomology» или «Journal of Chemical Ecology», которые начали издаваться совсем недавно. Это улучшит распространение новой важной информации среди тех, для кого она особенно интересна и существенна.

Больше внимания следует обращать на потенциальную опасность или побочные эффекты биологического подавления вредных насекомых. Неправильно было бы считать, что только химические методы подавления вредителей наносят ущерб окружающей среде. Например, изменение условий среды в небольшом или обширном районе, направленное на подавление популяций какого-то вида-мишени, может губительно отразиться на других, безвредных или полезных обитателях этого же района. Поэтому следует соблюдать осторожность и не применять феромоны, гормоны или антифиданты без предварительной токсикологической проверки. При недостаточной осторожности генетическая борьба с вредителями может дать мутантные популяции, более вредоносные, чем исходная, пли достаточно измененные, чтобы вредить каким-то другим образом. Классические агенты, используемые в биологической борьбе, также не неизменны. Используемые сейчас агенты часто высокоспецифичны и потому считаются безопасными; но специфичность изменчива, а способность к изменению и частота изменчивости полезных видов изучаются редко. У паразитоидов и хищников такие изменения маловероятны, но у микроорганизмов они вполне возможны. Эта возможность — основное препятствие к правительственному разрешению на использование патогенных вирусов насекомых в подавлении вредителей. Спорообразующие бактерии, как В. рорilliae и В. thuringiensis, пока одинаково удовлетворяют и исследователей, и правительственные учреждения, однако остаются серьезные сомнения в отношении безопасности неспорообразующих бактерий, таких, как Pseudomonas aeruginosa (Schroeter) Migula и Serratia marcescens Bizio. Безопасность повсеместного использования в борьбе с комарами Gambusia affinis тоже оказалась под вопросом, так как гамбузия нарушает равновесие экосистемы. Наконец, по мере того как повышается эффективность некоторых методов биологического подавления вредных насекомых (например, конкурентного вытеснения, автоцидного метода), может возникнуть реальная проблема полного истребления видов-вредителей. Разумно было бы рассмотреть возможные последствия для природы в целом такого уничтожения отдельных видов или даже последствия почти полного истребления одного из компонентов экосистемы. На современном этапе развития науки нам кажется, что вредные последствия применения химических инсектицидов намного перевешивают побочные эффекты биологического подавления насекомых-вредителей, однако для принятия окончательных решений в будущих интегрированных программах необходимы более полные данные.

Наконец, следует подробнее остановиться на предположении некоторых критиков о том, что с потенциального «резервуара насекомых», поддающихся подавлению биологическим методом, уже «сняты сливки». Есть данные, опровергающие это мнение. Например, все еще отмечаются случаи подавления вредителей в результате ненаправленной иммиграции полсзных организмов, а это означает, что такой же положительный результат мог бы быть получен при активном вмешательстве человека, если бы еще раньше была предпринята такая попытка. Кроме того, если учесть, что во всем мире с помощью ввоза энтомофагов пытались подавить всего 5% видов-вредителей, то становится ясно, что впереди нас ожидают гораздо большие успехи. Учтем еще и оценку Таунса, по которой 70% паразитических Hymenoptera еще не открыто, а биология 97% всех видов, по сути дела, совершенно неизвестна. Мы видели также, что успех программы в значительной мере зависит от размаха предварительных исследований и что лишь несколько стран мира и несколько штатов в США уделили биологическим методам достаточно внимания. О возрастающей, а не снижающейся роли биологического подавления вредных насекомых говорит и все уменьшающееся доверие к химическим методам. По мере того как эти старые способы будут оказываться бессильными или будут запрещаться, их место займут биологические методы. Многие из этих методов разработаны так недавно, что сейчас невозможно даже оценить перспективы их широкого применения. По мере оскудения энергетических ресурсов производство пищи, связанное с большим потреблением нефти для получения пестицидов и удобрений, будет становиться менее рентабельным и все больше внимания будет уделяться биологическим средствам подавления вредителей. Наконец, несмотря на все более строгие законы о карантине на вредителей и на меры по недопущению их расселения, быстрота и глобальность современных видов транспорта делает вероятным тот факт, что и в дальнейшем во всем мире будут отмечаться новые случаи акклиматизации завезенных вредителей. В будущих программах их подавления прежде всего надо будет учитывать возможность интродукции естественных врагов. Даже если «сливки уже сняты», в предстоящие годы все больше этих «сливок» будет всплывать на поверхность.

Может быть, расширение усилий по биологическому подавлению вредных насекомых лучше всего отражается в изменении значения самого термина, который теперь относится не только к ввозу полезных организмов, но охватывает многие другие рассмотренные нами аспекты. Расширение усилий в традиционной области использования полезных организмов принесет с собой: 1) повышенное внимание к применению отобранных биотипов, линий и гибридов паразитоидов, хищников и патогенных микроорганизмов, 2) поиски местных полезных агентов и поощрение их, как традиционных, так и новых (например, планарий, гидр), 3) использование энтомофагов, ассоциированных с видами, близкородственными виду-вредителю либо в таксономическом, либо в экологическом отношении, 4) усилия по гармоничному использованию двух или нескольких полезных видов с появлением эффекта синергизма (например, нематод с В. thuringiensis) и 5) усилия по улучшению распространения и устойчивости микробных агентов, например, путем выпуска обработанных ими снаружи вредителей или паразитоидов и хищников либо латентно зараженных вредителей. Продукты жизнедеятельности живых организмов несомненно найдут более широкое применение в подавлении вредителей. Будущее кажется особенно многообещающим для феромонов насекомых, естественных и синтетических гормонов и антифидантов, хотя, как считают Джерасси и др., правительственные регламентации на их разработку следует сделать менее строгими. Естественные химические агенты с большой избирательностью воздействия на насекомых, например пиретрины, бактериальные эндотоксины, фермент хитиназа из куриных желудков и токсичные метаболиты энтомопатогенных грибов, — другие примеры потенциально ценных веществ. Кроме того, специалисты по биологическому подавлению вредных насекомых будут все более интересоваться методами изменения окружающей среды и агротехническими методами, особенно в целях поощрения и сохранения естественных врагов. Древняя наука выведения устойчивых к вредителям сортов приобретает новый, все возрастающий размах, о чем свидетельствует выведение сортов, давших основу «зеленой революции». Различные методы генетических воздействий на насекомых-вредителей в дальнейшем будут, несомненно, совершенствоваться и найдут широкое применение в практике.

Расширение биологической борьбы с вредителями должно выразиться не только в увеличении интереса к неклассическим, современным методам. Следует учесть очень важный момент, а именно надо сделать так, чтобы информация о практическом применении биологических методов подавления вредителей стала более доступной для фермеров, энтомологов-практиков и других специалистов, от которых зависит принятие решений. Химические методы остаются важной частью технологии подавления вредителей во многом потому, что существует прекрасно налаженная система информации и рекламы. По мере разработки биологических методов следует поощрять развитие столь же эффективной системы информации для внедрения научных достижений в практику. Для того чтобы руководители, принимающие решения о подавлении вредителей, выбрали соответствующий биологический метод, они должны знать о том, что наряду с химическими методами существуют не менее эффективные биологические. Некоторые новые достижения, обсуждавшиеся ранее, в этом отношении многообещающи. Сейчас делается упор на подготовку широко образованных специалистов по рациональному управлению борьбой с вредителями для работы и в правительственном секторе (в учреждениях штатов и университетах), и в частном (в консультирующих фирмах). Это позволяет надеяться, что все больше внимания будет уделяться применению и интеграции самых безопасных, эффективных и экономических методов подавления вредителей.

Третий аспект расширения усилий по биологическому подавлению вредных насекомых состоит в росте международного сотрудничества. Информация о новых и лучших методах биологического подавления вредителей должна распространяться не только внутри тех стран, где они разработаны, но и в других странах. Известно, что некоторые страны проводят очень активные исследования в данной области; такие страны обязаны обеспечить и менее развитым странам возможность получить пользу от новых разработок. В прошлом международное сотрудничество было важной составной частью биологического подавления вредных насекомых, особенно в отношении классического метода интродукции чужеземных естественных врагов в новые для них страны. Две координирующие организации. Институт биологической борьбы Британского содружества наций и Международная организация по биологической борьбе, хорошо работали в прошлом и заслуживают активной поддержки, в том числе финансовой, в будущем. В последнее время МОББ демонстрирует динамичные и многообещающие признаки роста, активности и кооперации в пропаганде биологического подавления вредителей по всему миру. Ввоз и вывоз полезных организмов осуществлялись между самыми разнообразными частями земного шара, однако немало перспективных областей еще почти не изучено в отношении присутствия там полезных видов. Очень слабо изучены континентальные районы КНР, мало видов экспортировано с огромных пространств Советского Союза, мало затронута крайне богатая биота Японии. Сходным образом, огромная, во многом еще неизвестная фауна Африканского континента тоже может дать многообещающие виды, хотя акклиматизация тропических видов в странах с умеренным климатом — дело очень трудоемкое. Мексика, страны Центральной и Южной Америки также мало изучены в этом отношении, однако именно в высокогорных районах этих стран, по-видимому, легче найти виды, более приспособленные к умеренному климату.

Наконец, мы должны постоянно помнить, что основная проблема современного мира — рост народонаселения. He говоря уже о других последствиях этого роста, он требует увеличения количества пищевых продуктов. Подавление вредителей жизненно необходимо для достижения этой цели. Ho рост численности людей Делает наш мир тесным для жизни. Разнообразнейшая деятельность живых существ все чаще приводит их в конфликт друг с другом, с окружающей средой и с основными интересами человечества. Поэтому на подавление популяций вредных насекомых уже нельзя смотреть как на ограниченную задачу; необходимо рассматривать ее как часть всей стратегии рационального использования природных ресурсов. Польза от подавления вредителей (например, увеличение урожая) обычно значительна, но иногда вред, наносимый при этом обществу и природе, оказывается значительно больше, и часто он ощущается на больших расстояниях от места применения того или иного способа. Поэтому очень важно, чтобы энтомологи, и особенно специалисты по биологическому подавлению вредных насекомых, принимали активное участие в разработке решений по рациональному использованию природных ресурсов, так как только таким образом можно полностью выявить полезный эффект биологического подавления насекомых-вредителей. Отдельные аспекты процесса принятия решений еще не собраны воедино, но такое время настанет, и мы должны быть готовы активно в нем участвовать.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: