Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Геолого-петрографическое описание Чкаловского массива


Чкаловский массив ультраосновных и основных пород является одним из целиком погребенных под покровом рыхлых кайнозойских отложений массивов златогорского интрузивного комплекса, которые были выявлены в Северном Казахстане в последние годы при проверке бурением аэромагнитных аномалий. Этот массив находится в Чкаловском районе Кокчетавской области, протягиваясь непосредственно от окраины районного центра — с. Чкалово на запад-юго-запад на расстояние 15 км почти до оз. Болтай-Сор (рис. 69). В геологическом отношении массив приурочен к западной окраине древнего Шатского тектонического блока, отделенного от Кокчетавской глыбы раннепалеозойским Восточно-Кокчетавским прогибом.

Первые данные о Чкаловском массиве были получены М.Р. Абрамсоном в 1959 г. Под его руководством Кылшактинская партия Центрально-Казахстанского геологического управления производила в этом районе проверку бурением аэромагнитных аномалий. Уже первые буровые скважины, пройденные на участке аномалии западнее с. Чкалово, вскрыли нонтронитовые глины коры выветривания, а под ними выщелоченные серпентиниты. В последующие годы здесь была проведена наземная магнитометрическая съемка и на предмет поисков концентраций силикатного никеля на участке аномалии было пробурено несколько профилей буровых скважин. Все скважины вскрывали на полную мощность древнюю кору выветривания ультраосновных и основных пород и останавливались в сравнительно слабо измененных коренных породах массива. На основании изучения кернового материала по 140 скважинам и его петрографической обработке авторами была составлена схематическая геологическая карта погребенной поверхности Чкаловского массива (см. рис. 69). Контуры массива и границы между отдельными разновидностями его пород нанесены путем интерполяции данных между соседними буровыми профилями с учетом результатов детальной магнитометрии. Как видно на рис. 69, Чкаловский массив представляет собой вытянутое в субширотном направлении неправильное линзовидное тело, форма которого осложнена крупным продольным разломом, хорошо фиксируемым при аэровизуальных наблюдениях, а также несколькими сбросами в его западной части. Длина массива около 15 км, ширина его в разных частях колеблется от 0,5 до 3 км; общая площадь массива составляет примерно 25 км2. Вмещающими массив породами являются глубоко метаморфизованные докембрийские образования, которые с юга от массива представлены мусковитизированными биотитовыми и гранат-биотитовыми гнейсами и гранатовыми амфиболитами, относящимися, видимо, к одной из свит зерендинской серии, а с севера — актинолит-хлоритовыми сланцами, которые с известной долей вероятности могут быть сопоставлены с кууспекской свитой, особенно широко развитой в пределах Шатского блока. С севера и запада массив и вмещающие его породы перекрываются порфироидами и туфами кислого состава, вероятно, раннепалеозойского возраста. В средней части массив на небольшом участке прорывается с юга среднезернистыми лейкократовыми гранитами.

Массив (в доступном изучению неглубокими буровыми скважинами денудационном срезе) сложен преимущественно разнообразными ультраосновными породами и в значительно меньшей степени габброидами. Все скважины показали довольно сложный вертикальный разрез массива и значительную роль в его составе пироксенитов, переслаивающихся с апоперидотитовыми или перекристаллизованными антигориовыми серпентинитами, часто содержащими примазки и пленки эпигенетических сульфидов вдоль трещин отдельности. Некоторые скважины под ультраосновными породами вскрыли габброиды, составляющие, вероятно, донную часть интрузии. Об этом же свидетельствует и рис. 69, где видно, что габбровые породы прослеживаются полосой вдоль южного (нижнего?) контакта массива. Обращают на себя внимание отдельные выходы пород гнейсовой толщи среди серпентинитов и габбро. Этот факт может рассматриваться как еще одно свидетельство глубокого денудационного среза массива, вплоть до появления в его пределах выступающих участков подстилающих пород.

Большую часть площади массива слагают серпентиниты, представленные перекристаллизованными антигоритовыми разностями, не содержащими реликтов первичных магматических минералов. Структура их обычно перекрещенно-листоватая, иногда полосчатая, подчеркнутая параллельным расположением жилок серпентинизационного магнетита, весьма обильного в некоторых разностях этих пород. Иногда в массе пластинчатого антигорита наблюдаются мелкие чешуйки хлоритизированного флогопита, а также редкая вкрапленность сульфидов. Установить исходный состав этих серпентинитов не удалось, так как все они подверглись интенсивной перекристаллизации, а в большинстве образцов из керна картировочных скважин они, кроме того, представлены дезинтегрированными выщелоченными разностями нижней зоны коры выветривания. Лишь в структурных скважинах были встречены хризотил-антигоритовые серпентиниты с отчетливыми реликто-псевдоморфными структурами, позволяющими установить, что одной из главных разновидностей пород Чкаловского массива являются, по-видимому, верлиты. Минералы кумулуса в них представлены оливином и моноклинным пироксеном.

В интерстициях между зернами присутствует магнетит, а в ряде случаев — красно-коричневая роговая обманка и биотит. Количество роговой обманки достигает 15—25% объема, она образует крупные ойкокристаллы диаметром 1—3 см и породу в этом случае правильнее называть шрисгеймит.

Обычно верлиты сильно серпентинизированы. Пироксены и роговая обманка замещаются бесцветным тремолитом и хлоритом.

Пироксениты, встреченные в ряде скважин, по-видимому, переслаиваются с серпентинизированными верлитами. Под микроскопом они обнаруживают гипидиоморфнозернистую структуру с элементами пой-килитовой. Единственным минералом кумулуса в них является моноклинный пироксен (табл. 29), составляющий 70—80% породы. Интеркумулус представлен красно-коричневой роговой обманкой 10—25% и небольшими количествами биотита, апатита и магнетита, а также плагиоклаза, обычно нацело альбитизированного.
Геолого-петрографическое описание Чкаловского массива

В нижней части одной из скважин был встречен плагиоклазовый горнблендит. Это меланократовая крупнокристаллическая порода, по внешнему виду напоминающая пироксениты. Под микроскоком устанавливается, что единственным минералом кумулуса здесь является красно-коричневая роговая обманка, образующая удлиненные призматические кристаллы. В промежутках между ними располагается нацело соссюритизированный плагиоклаз (—10% объема) и магнетит (3—4%).

Основные породы в составе массива, как уже отмечалось, имеют резко подчиненное значение. Среди них можно выделить мелкозернистые и среднезернистые габбро. Мелкозернистые габбро, обычно сильно измененные, имеют габбро-офитовую структуру и приурочены к краевым частям массива. По-видимому, они слагают его донную часть, кристаллизовавшуюся в условиях быстрого охлаждения. Среднезернистые разновидности встречены в керне скважин, пробуренных в центральных частях массива. Для них характерна структура осаждения, где минералами кумулуса являются основной плагиоклаз (55—65%), обычно сильно измененный, и моноклинный пироксен (25—35%). Интеркумулус представлен ойкокристаллами красно-коричневой роговой обманки (3—10%), биотитом (I—2%), апатитом (0,5%) и магнетитом (1-3%).

В донной части массива в отдельных скважинах были встречены гибридные породы более кислого, чем габбро, состава, близкие к некоторым разновидностям контаминированных габброидов донной части Цуриковского массива. Среди этих гибридных пород наибольшее развитие имеют разности, которые по своим структурам и минеральному составу могут быть названы диоритовыми порфиритами. Это порфировидные породы, состоящие из плагиоклаза — андезина, образующего короткостолбчатые, часто зональные кристаллы (70—757а), зеленобурой роговой обманки в виде вытянутых идиоморфных кристаллов (15—20%), пластинок биотита 3—5% и ксеноморфных зерен кварца — до 3%. Мелкозернистая основная масса, образованная плагиоклазом с небольшим количеством кварца, роговой обманки и биотита, составляет не более 10% объема породы. Акцессорные минералы: апатит, циркон, магнетит; вторичные: соссюрит, альбит, хлорит, карбонат.

Из жильных пород в Чкаловском массиве отмечены только спессартиты, близко напоминающие жильные спессартиты Златогорского массива.

Учитывая сказанное можно сделать выводы:

1) Чкаловский массив представляет собой, по-видимому пологопадающую на север межформационную интрузивную залежь, внедрившуюся между гнейсами и сланцами, относящимися, вероятно, к кууспекской свите. Прямых доказательств в пользу предположения о пологом залегании Чкаловской интрузии у нас нет, но косвенным подтверждением этому может служить наличие выходов пород фундамента во внутренней части массива, что трудно себе представить в случае его крутого залегания;

2) в петрографическом отношении массив несколько отличается от описанных выше массивов златогорского интрузивного комплекса. В габбровых породах этого массива отсутствует ромбический пироксен и совсем не наблюдается норитовых структур, вместо которых часто встречаются габбро-офитовые структуры, не свойственные основным породам рассматриваемого интрузивного комплекса. He совсем обычным является также появление коричневой роговой обманки в габброидах, а также биотита. Такие ассоциации сближают габбро Чкаловского массива с породами жильной фазы Златогорского массива или с контаминированными основными породами дойной части Цуриковского массива. Видимо, отсутствие нормальных норитов и габбро-норитов в составе Чкаловского массива связано с тем, что его норитовая часть уничтожена эрозией, а в современном срезе массива наблюдаются лишь ультраосновные дифференциаты, среди которых отмечается целый ряд разновидностей, по составу близких к породам расслоений серии нижней зоны Златогорского массива (плагиоклазовые перидотиты, шрисгеймиты, горнблендиты). Под ними залегают габброидные породы, местами подвергшиеся контаминации гнейсовым материалом вмещающей толщи, что и явилось, видимо, причиной появления в этой серии пород более кислых, гибридных разностей с неустойчивыми минеральными ассоциациями типа диоритовых порфиритов;

3) все имеющиеся данные позволяют считать что Чкаловский массив по своему строению и составу слагающих его пород является близким аналогом Златогорского массива. Однако наличие в его составе роговообманковых разностей ультраосновных и основных пород, появление в них авгита, биотита, апатита и пр. сближает его с Дубровским массивом, который, как будет показано ниже, обнаруживает еще более выраженную тенденцию дифференциации в сторону щелочной ветви.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: