Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Отслоение краски на оцинкованной стали


Ворота гаражей выполнены из оцинкованных листов, имеющих толщину цинка не менее 25 мкм. Грунтовочный слой акриловой краски был нанесен в заводских условиях, после обезжиривания, фирмой А и высушен в печи при 150 °C в течение 15 мин.

На объекте малярная фирма В произвела матирование этого грунтовочного слоя и нанесла один слой алкидной блестящей краски.

Через 12...14 мес после окончания окрасочных работ появилось шелушение приблизительно на 20 % окрашенной таким образом поверхности и произошло отслоение до поверхности оцинкованной стали.

Для определения виновности эксперт отобрал образцы чешуек и получил, кроме того, жидкие образцы применявшихся там красок.

Анализ двух жидких красочных составов (краска первого слоя, нанесенного и высушенного фирмой А, и краска второго слоя, нанесенного на объекте фирмой В) показал следующие результаты. Краска первого слоя темно-серого цвета. Время высыхания (при 20 °С): 15...20 мин. Внешний вид пленки после печной сушки (15 мин при 150 °C) сатиновый. Устойчивость довольно хорошая, небольшое осадкообразование с очень легким подъемом осадка.

Совместимость двух красок

Для исследования совместимости двух красок были выполнены физические испытания. Для того чтобы проверить, не было ли размокания грунтовочного слоя покрывным лаковым слоем, на образец стального листа был нанесен слой грунтовки и высушен в печи при температуре 150 °C в течение 15 мин. Затем был нанесен лак. Никакого размокания, препятствующего сцеплению, не было обнаружено. Обе краски обладали полной совместимостью.

Для определения влияния амилацетата это вещество было нанесено на стальной лист, покрытый двумя вышеуказанными слоями. Через короткое время лаковый слой поднялся (как под действием смывки) и очень легко снялся ногтем. Ho серый слой остался. Даже при повторении воздействия амилацетатом получалось лишь слабое матирование. Без сомнения, чтобы этого добиться, необходимо было бы более продолжительное размокание в растворителе. Следовательно, даже если в лаке было бы немного амилацетата (что не соответствует действительности), размокающего действия не было бы обнаружено.

На основании анализа чешуек краски, снятых с дверей гаража, проверялось соответствие нанесенных красок с рассматриваемыми выше образцами. Чешуйки были, с одной стороны, белого цвета (довольноблестящая краска), а с другой — серого (краска с сатиновой поверхностью). Поверхность была четкой с обеих сторон (чистый отрыв) и чешуйки были ломкими. Сцепление между слоями было полным.

Никакого отслоения не было обнаружено даже по краям, которые были абсолютно чистыми.

Для анализа каждого слоя краски наклеивались на основание, затем с него соскабливались образцы.

Соответствие между составом краски (с учетом растворителя) и составом чешуек было хорошим. Здесь можно сделать те же выводы, что и прежде, и в конечном счете, краски нанесенного покрытия соответствовали представленным жидким краскам.

Выводы

Осмотр сооружений и результаты анализов показали, что обе краски несовместимы и что, в частности, не было никакой опасности размокания грунтовки отделочной краской, ввиду характера растворителей последней.

Тот факт, что лишь часть гаражных ворот была подвергнута этим нарушениям, не имеет ничего удивительного: процент повреждения немалый и часто бывает (чтобы не быть слишком банальным), что нарушения касаются лишь части поверхности, так как участвующие в этом параметре не воздействуют в равной степени на весь комплекс сооружений.

Условия, при которых фирмой производилась подготовка поверхностей на объекте перед нанесением отделочного слоя, не известны. Однако очевидно то, что матирование грунтовки было необходимым, ввиду очень гладкой ее поверхности, но нет ни одного оценочного элемента, который позволил бы сказать, не вызвало ли такое матирование, местами, некоторую хрупкость грунтовочного слоя.

Тем не менее следует уточнить, что грунтовочный слой не обладал безупречной адгезией к оцинкованному основанию. Ho общепризнанным является то, что эта адгезия значительно улучшается при использовании промежуточного слоя реактивной грунтовки. Тот факт, что этот соединительный слой отсутствует в покрытии, значительно ослабляет работу всей системы.

Кажется, что принцип защиты, принятый фирмой, которая нанесла первый слой на заводе, мог быть предусмотрен для отделочного покрытия, выполняемого полностью на заводе, т. е. не подлежащего никаким исправлениям и тем более таким полным, которые были выполнены на объекте. Можно допустить то, что работы по подготовке оснований, подлежащих окраске маляром (т. е. на уровне грунтовочного слоя), могли несколько ослабить сцепление грунтовочного слоя, но эти работы маляра были совершенно оправданы самой необходимостью покрытия данного слоя на объекте.

В конечном счете, может быть, здесь имеется ошибка в разработке грунтовочной краски. Эта краска “производственного” типа, кажется, не может без определенного риска фигурировать в контексте с краской “гражданского” типа.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: