Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Определение запасов нефти на территориях, где ведется бурение первых поисковых скважин


Если нефтяное месторождение эксплуатируется в течение некоторого времени, то промысловые инженеры-нефтяники с полным основанием могут произвести точные расчеты общего количества добытой и могущей быть полученной нефти (ultimate production). Это обычно фиксируется как «доказанные» («proven») запасы. С другой стороны, при подсчете объема нефти для еще неоткрытых залежей (undiscovered oil) приходится сталкиваться с большими неясностями. Подсчеты доказанных запасов нефти производятся промысловыми инженерами-нефтяниками, а подсчеты запасов нефти и газа в еще не открытых залежах, разумеется, лучше всего могут произвести геологи. В оценке запасов существует еще так много неясностей, что ее результаты следует рассматривать лишь как предположительные, а не как вполне определенные. При одних и тех же данных подсчеты неоткрытых запасов, произведенные геологом-оптимистом, могут раз в 100 превышать подсчеты пессимистично настроенного геолога.

Достаточно привести один пример точности подсчета запасов неоткрытой нефти. В 1921 г. Геологическое Управление США и Американская Ассоциация нефтяных геологов совместно произвели оценку нефтяных ресурсов Соединенных Штатов. Согласно цифрам, приведенным в 1938 г. А. Дьюссеном, добытая ранее нефть плюс доказанные ее запасы были оценены в 12 млрд. баррелей [1,62 млрд. г], а неоткрытая нефть — в 2,4 млрд. баррелей [324 млн. г]. По данным А. Л. Coлиди, опубликованным в 1949 г., известные [known] запасы и уже добытая нефть составляют для США 75 млрд. баррелей [10,1 млрд. г]. Следовательно, за истекшее время было открыто 63 млрд. баррелей [8,5 млрд. г], т. е. количество, в 26 раз превышающее оценку, данную в 1921 г. Напрашивается вывод, что если даже в оценке, произведенной лучшими в то время геологами, была допущена столь крупная ошибка, то все такие расчеты являются бесполезными. Однако вледствие большой необходимости в них, подобные определения запасов все же будут, по-видимому, производиться.

Один из лучших методов оценки неоткрытых запасов в обширных регионах заключается в определении объема (в кубических километрах) известных морских отложений и подсчета средних запасов в 1 км3, исходя из данных о продуктивности [запасов нефти] 1 км3 в аналогичных областях. По данным Ф. Дж. Фоза были вычислены следующие запасы нефти (в тоннах в 1 км3) на глубинах до 6100 м.
Определение запасов нефти на территориях, где ведется бурение первых поисковых скважин

Для того чтобы определить, какое же содержание нефти в 1 км3 нужно взять для расчета, следует учитывать благоприятные и неблагоприятные условия, которые отличают данную площадь от площади, взятой для сравнения. Например, содержание нефти в 1 км3 осадков континентального шельфа у Атлантического побережья к северу от Флориды вероятно меньше, чем в осадках континентального шельфа у побережья Техаса и Луизианы. Это предположение вытекает из того факта, что в осадочных отложениях прибрежной равнины к северу от Флориды, прилегающих к континентальному шельфу, нет нефти, а осадочные породы, развитые на прибрежной равнине Луизианы и Техаса, обеспечивают крупную добычу нефти.

При оценке продуктивности 1 км3 осадков следует, по-видимому, учитывать глубинный фактор [влияние глубины]. В то время, когда писалась эта книга, самой глубокой скважиной в мире являлась скважина в округе Саблет (Sublette County), штат Уайоминг; ее глубина 20 521 фут [6254 м], а самая большая глубина, с которой добывалась нефть, составляла 4650—4730 м в округе Керн (Kern County), штат Калифорния. Очевидно, осадочные породы на глубине в 20 000 футов [6100 м] следует рассматривать, как возможно нефтеносные. Возможно, что в осадочных породах, залегающих на глубинах от 3,2 до 4,8 км, количество нефти в 1 км3 будет меньшим, чем в породах, залегающих на глубинах до 3,2 км.

Делались попытки определить запасы нефти путем подсчета площади закрытых участков структур, определения возможной их продуктивности и вероятной добычи с единицы площади (с акра). Однако случаи, когда все структуры в регионе становятся известными до проведения в нем интенсивного бурения, очень редки. Кроме того, этим методом нельзя воспользоваться для подсчета запасов нефти, заключенной в стратиграфических, ловушках.

Важное значение при оценке нефте- и газоперспективности области имеет величина отношения собственно продуктивной площади добычи ко всей площади района в целом. Для некоторых геосинклинальных областей, в пределах которых имеются нефтяные месторождения, продуктивная площадь составляет от 1 до 5% от общей площади; для отдельных участков процент продуктивной площади может быть более (высоким. Эта величина определяет степень вероятности удачных результатов бурения задаваемых наугад «диких кошек». Если можно считать, что в данной области продуктивными будут 5 % общей площади, то вероятность удачи для первой заданной наугад «дикой кошки» будет выражаться отношением 1 к 20. Скважина, заданная в более перспективных районах нефтенооиой геосинклинальной области, вероятно, будет иметь больше шансов на открытие нефти, нежели скважина, заложенная на антиклинали с достаточной амплитудой, но в регионе, где не было найдено никакой нефти. Разумеется, если скважина задана в нефтеносном районе на основе правильных геологических предпосылок, то вероятность нахождения ею нефти будет большей, чем в случае бурения наугад. Иногда, однако, скважины, заданные наугад (обычно относимые в литературе к числу скважин, задаваемых «нетехническими» методами), находят нефть; объясняется это тем, что в некоторых районах отношение продуктивной площади к нефтеносной является сравнительно большим.

Там, где продуктивным является значительный процент общей площади региона, нефть часто обнаруживают в небольших структурах, в незамкнутых антиклинальных носах и стратиграфических ловушках, которые сами по себе не заслуживали разведки, если бы они не находились вблизи заведомо нефтеносных участков. Тот факт, что многие нефтяные компании проектируют бурение «диких кошек» в пределах территории, находящейся недалеко от уже обнаруженных нефтяных месторождений, следует рассматривать как подтверждение относительно большой вероятности обнаружения нефти даже в таких условиях, которые в других регионах считаются обычно неблагоприятными. Наличие промышленных залежей и является, несомненно, единственным достоверным признаком нефтеносности региона. Благоприятные поверхностные признаки, нефте- и газопроявления в скважинах, подходящие свиты и структуры — все это является хорошим показателем нефтеносности региона; однако указанные признаки нельзя считать безошибочными, гарантирующими открытие промышленных залежей.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: