Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Литологические разрезы скважин


Тому, кто не знаком с нефтяным делом, может показаться, что работа геолога-нефтяника заканчивается после того, как он обнаружит и закартирует подходящую структуру и определит на ней местоположение поисковой скважины. В действительности же с началом бурения поисковой скважины геологические работы развертываются полным ходом. В целом, решение проблем, возникающих после начала бурения, отнимает у нефтяных геологов гораздо больше времени, нежели поиски структур и размещение на них поисковых скважин. Значительная часть времени геологов-нефтяников идет на изучение образцов, взятых во время бурения. Описание результатов этого изучения, называемое разрезами по образцам, составляет ту основу, на которой покоится наука о геологии нефти. Эти разрезы дают сведения, необходимые для составления структурных карт, для проведения корреляции и стратиграфических исследований, а также для обнаружения продуктивных пород в скважинах. Тот, кому приходилось бывать во многих окружных геологических учреждениях, частенько наблюдал, что большинство геологов занято исследованием образцов под микроскопом. В действительности, составление литологических разрезов отнимает так много времени у нефтяных геологов, что уже одного этого достаточно для того, чтобы считать эти разрезы очень важными.

Разумеется, одного лишь чтения инструкций недостаточно для того, чтобы научиться составлять точные разрезы по образцам. Умение составлять хорошие разрезы по образцам приобретается исследованием образцов под микроскопом, проводимым под руководством опытного геолога, а также периодическим сопоставлением полученных данных -с результатами опробования. Как бы то ни было, любой геолог, даже в том случае, если он не собирается заниматься описанием образцов, должен иметь общее представление о том, как это делается.

В течение первой половины века существования американской нефтяной промышленности литологические описания обычно составлялись бурильщиками. До 1920 г. в редких случаях описания составлялись геологами, но с 1930 г. быстро распространилось составление описания разрезов по образцам, и с этого времени разрезы наиболее важных скважин, как правило, составляются геологами, а геологическая интерпретация бурильщиков уже не играет такой роли. Как указывает Р. М. Уайтсайд, несмотря на то, что вращательное бурение впервые стало применяться при разработке месторождения Спиндлтоп в 1901 г., первая попытка отбора обычным способом образцов, получаемых при вращательном бурении, была произведена лишь в 1922 г. До 1927 г. процент скважин вращательного бурения, из которых отбирались пробы, был очень незначителен. Р.Д. Рид утверждает, что до 1924 г. образцы, как правило, не сохранялись и не изучались. В течение долгого времени среди бурильщиков канатного бурения существовала привычка брать образец в конце каждого долбления («screw» — обычно, около 6 футов — 1,8 м) с целью исследования обломков, породы на наличие нефти и газа, а также для выяснения или описания их литологии. Часто кусочки продуктивных пород раскладывались на доске для просмотра, но до 1925 г. и позднее образцы из скважин канатного бурения обычно не сохранялись до просмотра геологами. Разработка точных методов составления разреза скважин, буримых вращательным методом, является одним из крупных достижений нефтяной геологии. Благодаря этому стали возможны стратиграфическая идентификация и корреляция, что является основой структурного картирования и стратиграфических исследований, которые, в свою очередь, в значительной мере способствовали успеху науки. Извлечение кернов из пластов-коллекторов практикуется уже давно, но лишь примерно в 1940 г. стали общеупотребительными методы измерения пористости, проницаемости и содержания флюидов в кернах. Около 1939 г. был введен метод составления разрезов по глинистому раствору, требующий изучения шламма.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: