Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Эволюция глинистых сланцев


Геохимическая эволюция глинистых и аспидных сланцев была прослежена Нанцем, а также в более поздних и более детальных работах Виноградова, Ронова и их соавторов. Данные о глинистых породах Русской платформы приводятся в табл. 17-1. Как видно из этой таблицы, различия в составе между более древними и более молодыми пелитовыми осадками невелики. Однако некоторые небольшие различия существенны. Более древние породы в большей степени метаморфизованы и содержат больше закиси, чем окиси, железа, что, возможно, является следствием восстановления железа в процессе метаморфизма (сравните отношение закисного железа к окисному в палеозойских глинистых и аспидных сланцах). Палеозойские и более молодые глинистые сланцы отличаются от более древних повышенным содержанием CaCO3, что, возможно, отражает фиксацию карбонатов организмами, которая началась с кембрия. Аналогично в более молодых породах повышается содержание органического углерода. Если исключить эти два компонента и пересчитать баланс, то по содержанию остальных компонентов пелиты разного возраста почти не отличаются друг от друга. Можно лишь отметить незначительное уменьшение общего содержания железа и натрия по мере перехода от более древних к более молодым породам. Это свидетельствует о том, что питающие провинции более древних пелитов в большей степени характеризовались основными вулканическими породами, чем питающие провинции более молодых. Примечательно появление сульфатов в верхнепротерозойских и более молодых глинистых сланцах, что Ронов и Мигдисов объясняют появлением окислительной атмосферы.
Эволюция глинистых сланцев

Эти данные, в общем, согласуются с менее тщательно обоснованными выводами Нанца. В какой степени они могут помочь установить вековые тенденции? Отражают ли они реальные различия в обстановках земной поверхности в древние времена? Различия в составе невелики. Возможно, они зависят от подбора образцов. Осадки складчатых поясов (геосинклиналей) могут отличаться по общему составу от осадков платформ или континентальных шельфов; континентальные глинистые сланцы могут отличаться от морских, и если при подборе образцов не учитывать эти отличия, то можно прийти к ошибочному выводу. И еще: в какой степени валовой состав метапелитов, включая парагнейсы, сопоставим с неметаморфизованными глинами? Был ли метаморфизм изохимическим? Пока мы не получим ответов на эти вопросы, результаты интерпретации анализов следует рассматривать как весьма приблизительные.

А как обстоит дело с минеральным составом глинистых сланцев? Уивер отмечал, что набор глинистых минералов как будто испытывает последовательные изменения во времени. Раннепалеозойские и кембрийские глинистые сланцы в основном представлены филлитами; разбухающие глинистые минералы не имели широкого развития вплоть до карбона, а доминирующее распространение получили лишь в третичную эпоху. Каолин в древних глинистых сланцах встречается, как правило, редко и становится важным их компонентом, лишь начиная с пенсильванского периода (рис. 17-1). Эти тенденции Уивер отчасти объясняет появлением наземной растительности, из которой в больших количествах стал образовываться гумус и почвы стали кислыми, что благоприятствовало образованию каолина. Калий перерабатывался растениями, переотлагался и удерживался на суше, из-за этого в море повышалось содержание натрия, что благоприятствовало образованию монтмориллонита. Однако в свете работ, как самого Уивера, так и других авторов более вероятным представляется, что развитие в древних породах иллита за счет монтмориллонита (а возможно, и каолинита) является следствием диагенетических преобразований и, следовательно, отражает не процесс изменения условий осадконакопления, а скорее результат «старения» минеральной ассоциации.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: