Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Фациальные карты и палеогеография


Фация осадочных пород — это аспект или характерная особенность осадка в пределах пласта одного и того же возраста. Myp предлагал рассматривать фацию как часть определенного комплекса пород, ограниченную по площади и отличающуюся по своим физико-органическим характеристикам от остальной части или от остальных частей данного комплекса.

Поскольку фация отражает изменения характерных особенностей по площади, то наиболее эффективное средство ее изображения — карта. Хотя фациальные карты составлялись и более 50 лет назад, сегодня для их построения требуются данные бурения, позволяющие получить трехмерные изображения той или иной стратиграфической единицы. Региональная фациальная карта должна показывать широкие региональные литологические соотношения. Такая карта, например, должна показывать, что данная стратиграфическая единица, сложенная глинистыми сланцами в одном районе, состоит из смеси глинистых сланцев и известняков — в другом, и, наконец, представлена в основном известняками в прочих районах. Большинство фациальных карт представляют собой то, что мы называем литофациальными картами; они отражают литологические особенности комплекса в большей степени, чем биологические или какие-либо другие.

Для составления таких карт используются как данные исследования обнажений, так и информация о породах, залегающих на больших глубинах, полученная в результате глубокого бурения. Эта информация включает литологическое описание керна, а также данные промысловой геофизики, интерпретация которых дает представление о литологии пород. Первичный материал почти для всех типов фациальных карт — данные о мощности пород, выраженные в футах или метрах. Эти данные линейных замеров могут преобразовываться или сочетаться в различных вариантах, позволяя строить фациальные карты всевозможных типов. Построению и интерпретации фациальных карт уделено большое внимание в геологической литературе. Для ознакомления с основными понятиями и методами мы отсылаем читателя к следующим опубликованным работам и многим другим.

Карты литофаций можно подразделить на несколько категорий. Одни из них отражают мощности, будь то общая мощность комплекса или мощность отдельных его компонентов (например, суммарная мощность всех его песчаных прослоев). В других случаях можно показывать литологические изменения в процентах (рис. 14-15), например процент содержания песков в данной толще. Такие карты отражают изменения какого-либо одного компонента по площади.

На одной карте можно показывать изменения и нескольких компонентов. На многокомпонентных картах показывают соотношения, например, такие как отношение песчаных компонентов к глинистым или кластический коэффициент, отражающий отношение мощности карбонатов к кластическим породам в разрезе. Пропорции между тремя главными литологическими составляющими — песками, глинами и карбонатами (известняками и доломитами) — могут быть изображены с помощью треугольных диаграмм (рис. 14-16), на которых все возможные соотношения группируются в девять классов. Каждый из этих классов можно изобразить на литофациальной карте особым цветом или штриховкой (рис. 14-17). Такая фациальная карта является трехкомпонентной.
Фациальные карты и палеогеография

Изобретательный исследователь может подобрать великое множество других многокомпонентных параметров, характеризующих аспект, который ему кажется важным. Сюда относятся карты энтропии, отражающие меру смешения трех главных типов пород в разрезе, карты коэффициента энтропии, карты фациальных отклонений и различные карты «вертикальной изменчивости» (показывающие количество песчаников, среднюю мощность песчаниковых пластов и другие подобные аспекты). Все они содержат информацию о составе и геометрии составных частей разреза.

Следует еще раз напомнить, что все типы таких карт основаны на данных линейных замеров, данных о мощности пород. Последнее главное, ибо это почти все, что мы можем извлечь из промыслово-геофизических наблюдений, а от них в значительной степени зависит составление литофациальных карт. Конечно, можно наблюдать и картировать и другие признаки, такие, как углеродный коэффициент, содержание бора и т. п., однако эти данные редко являются доступными. Качество всех карт зависит также от соответствующей плотности точек наблюдения — обычно буровых скважин — и от грамотного проведения изолиний.

Главные недостатки фациальных карт — неадекватность первично го материала и проблема интерпретации. Первичные данные обычно столь малочисленны и редки, что они позволяют обрисовать фациальную картину лишь в общих чертах. Лишь в исключительных случаях точки наблюдения расположены столь близко друг к другу, что по ним можно судить о геометрии отдельного песчаного тела и деталях литологии, необходимых для анализа условий осадконакопления.

Неоднократно предпринимались попытки сформулировать основные принципы интерпретации фациальных карт. Литофациальные карты характеризуют современное распространение по площади стратиграфических единиц, их мощность и в общих чертах литологию, Считается, что такие карты проливают некоторый свет и на геологическую историю, условия осадконакопления и тектоническое положение изучаемого осадка. Соотношения между данными, изображенными на картах, и этими проблемами часто неясны. Интерпретация условий осадконакопления на основе региональных фациальных карт не может быть удовлетворительной, хотя определенные литологические ассоциации, например высокое отношение эвапоритов к карбонатам, позволяют судить о характере среды осадконакопления. Карта изопахит, если ее можно построить в достаточно крупном масштабе и на основании достаточно плотной сети наблюдений, дает настолько четкие представления о геометрии отдельного песчаного тела, что они позволяют распознать дельтовые рукава или островную барьерную форму.

Поскольку на большинстве фациальных карт показаны границы фаций и изопахит, интересно проследить их соотношение. Они могут быть параллельными или различным образом пересекаться.

Особенно важно соотношение между фациями и тектонической обстановкой. Положительные структурные элементы обычно являются источниками сноса, поэтому можно ожидать, что фация должна иметь какие-то признаки, связывающие ее с такими приподнятыми участками. В осадках наблюдается тенденция к уменьшению размера зерен по мере удаления от источника сноса. В этом направлении, например, намечается «глинизация» песков, выражающаяся в постепенном переходе их в глины или переслаивании с ними. Следовательно, возможно картирование отношения пески — глины или других измеримых литологических признаков. Фациальная картина может отражать перемещение осадка из области сноса (см. рис. 14-17). В некоторых случаях отношение пески — глины может иметь особенно большое значение. Отношение 1:1 наблюдается обычно в зоне перехода неморских осадков в морские или в непосредственной близости к этой зоне; в ряде случаев линия, трассирующая это соотношение, параллельна береговой линии. Известны неоднократные указания на связь этого коэффициента с нефтеносностью.

Хотя карты изопахит и литофациальные карты являются важными и часто единственными для понимания истории бассейна осадконакопления документами, которые можно составить на основе данных бурения, реконструкция палеогеографии и системы палеотечений легче достигается с помощью ориентированных признаков и анализа условий осадконакопления, который лучше всего производить путем изучения вертикальных разрезов и содержащихся в них осадочных текстур.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: