Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Формация рудоносных биотит-эпидот-тальковых метасоматитов


На многих рудноалтайских полиметаллических месторождениях устанавливаются следы контактового воздействия верхнепалеозойских гранитоидных интрузий на метасоматиты двух охарактеризованных выше формаций. Подобного рода факты были отмечены ранее при описании Ново-Золотушинского месторождения и рудных объектов Греховского рудного поля. Нами они были установлены также на Орловском колчеданно-полиметаллическом месторождении, где рудовмещающие хлоритолиты и карбонат-хлоритовые метасоматиты нередко замещаются пятнистыми и прожилково-вкрапленными выделениями эпидота, цоизита, актинолита и биотита, тяготеющими к экзоконтакту гранитоидной интрузии змеиногорского комплекса. При этом на отдельных участках в хлоритолитах фиксируются скопления позднего талька. Близкие по морфологии и составу образования известны и на Золотушинском месторождении. Как было показано ранее, в ряде случаев высокотемпературные метасоматиты сопровождаются прожилково-вкрапленным пиррогиновым и регенерированным пирротин-полиметаллическим оруденением.

Более интенсивные контактовые и контактово-инфильтрационные процессы приводят к глубокому перерождению рудных зон месторождений. Примером подобного рода объектов может служить Майское месторождение, участок которого располагается в термическом поле гранитоидной интрузии змеиногорского комплекса. Под контактово-инфильтрационным воздействием этой интрузии околорудные хлоритолиты и кварц-хлоритовые метасоматиты оказались в значительной мере замещенными актинолит-эпидотовыми скарноидами (иногда с гранатом), а несколько позднее — тальковыми и калишпатовыми метасоматитами (с флюоритом и апатитом).

Сульфидные залежи при этом претерпели частичную или полную регенерацию, что выразилось в появлении рудных ассоциаций, парагенных с высокотемпературными минералами метасоматитов или наложенных на эти метасоматиты Близкие по типу процессы отмечаются на Корбалихинском, Лазурском и Семеновском месторождениях.

В качестве значительно преобразованного следует рассматривать также Покровское месторождение, расположенное в экзоконтакте интрузии габбро-диабазов. Судя по данным Б.М. Mepге нова и др., на метасоматнты выщелачивания и осаждения, а также полиметаллические руды здесь наложилась ассоциация кварц — актинолит — антофиллит, сопровождающаяся пирротином и новообразованиями валлернита по халькопириту. При этом первичная рудная зональность была нарушена, и максимумы концентраций меди сместились в висячий бок залежи в направлении активного контакта интрузии. Выполненные теплофизические расчеты показали, что возможные значения температур в районе рудного тела достигали 425° С.

Приведенные примеры характеризуют случаи регенерации рудного вещества в условиях прогрессивной ступени метаморфизма, и при этом в основном на месте первичного залегания руд. Однако имеются данные о заметных масштабах «отгонки» металлов в рассматриваемом процессе с последующим их переотложением в благоприятных условиях на регрессивной ступени метаморфических преобразований. Подобного рода явления описаны Ю.И. Деминым и другими исследователями на Старковском месторождении, где регенерированное полиметаллическое оруденение локализуется как непосредственно в контуре «древних» руд (в ассоциации с биотитом, эпидотом, актинолитом), так и за пределами этого контура, причем в последнем случае рудным минералам сопутствуют кварц и серицит.

Вновь полученные данные о явлениях контактового метаморфизма и регенерации гидротермалитов дают основание пересмотреть вопрос о генезисе так называемых медно-пирротиновых месторождений и рудопроявлений, локализующихся вдоль юго-западной границы Рудного Алтая. В качестве их специфических черт постоянно отмечается необычный для рудноалтайских месторождений состав околорудных метасоматитов, содержащих в значительных количествах такие минералы, как биотит, гранат, кордиерит, антофиллит, полевые шпаты. В рудах весьма важную (а подчас и ведущую) роль играет пирротин.

Согласно данным Б.Ф. Зленко, участок одного из наиболее изученных рудных объектов рассматриваемого типа — Вавилонского месторождения — располагается в поле роговиков Шульбинского массива гранитоидов змеиногорского комплекса. В составе роговиков устанавливаются биотит, гранат, кордиерит и реже ставролит, кианит и другие относительно высокотемпературные минералы. Собственно околорудные изменения начинаются стадией интенсивной хлоритизации, которой во внешних метасоматических зонах сопутствует биотит-кварцевое замещение пород. В дальнейшем хлорит и биотит замещаются амфиболами (антофиллитом и купферитом), в парагенезисе с которыми выделяется основная масса пирротина (с тронлитом). Сульфиды цветных металлов кристаллизуются позднее в ассоциации со светлыми слюдами, полевыми шпатами и другими продуктами калиевого метасоматоза. Основываясь на данных геотермометрических исследований, Б.Ф. Зленко определяет начальные температуры гидротермального процесса в 400—500° С.

По поводу генезиса Вавилонского месторождения Б.Ф. Зленко высказывает мнение о связи всего комплекса послемагматическнх продуктов с высокотемпературными гидротермами, выделившимися из упомянутой выше гранитоидной интрузии. П.Ф. Иванкин и др. относят месторождения медно-пирротинового типа (Вавилонское и Карчигинское) к группе основных промышленных месторождений Рудного Алтая, связанных с поздними малыми интрузиями, но формирующихся в относительно высокотемпературных условиях на средних и значительных глубинах.

Все исследователи медно-пирротиновых месторождений единодушно указывают на интенсивный магнезиальный метасоматоз, сопровождающий образование основной массы околорудных метасоматитов и руд. Однако этот тип замещений в «чистом» виде не свойствен рудноалтайским полиметаллическим объектам — он фиксируется лишь в низкотемпературных зонах осаждения, закономерно сопряженных с нижележащими зонами выщелачивания оснований. Учитывая приведенные выше данные о явлениях контактового метаморфизма и регенерации гидротермалитов и установленные на Вавилонском месторождении связи послемагматических продуктов с полями контактовых роговиков, есть основания полагать, что медно-пирротиновые месторождения представляют собой глубоко преобразованные рудные объекты, изначально сопровождавшиеся метасоматическим комплексом, близким формации карбонат-хлоритовых метасоматитов. Именно хлоритолиты, сохранившиеся и поныне в виде наиболее ранних гидротермальных продуктов, могли явиться той средой, по которой впоследствии развились биотитовые, амфиболовые и другие высокотемпературные новообразования. При этом следует допустить некоторое дополнительное поступление «сиалических» компонентов (кремнекислоты калия) из кристаллизующейся гранитной магмы, что объясняет появление синрудных полевых шпатов и светлых слюд.

Данные о регенерации рудных масс под воздействием теплового поля интрузий явились составным элементом представления о полигенном и полихронном характере оруденения на Рудном Алтае. Установление же группы специфических метасоматитов, сопровождающих регенерированные руды, имеющих четкую геологическую позицию и достаточно широко распространенных в регионе, дают основание выделить самостоятельную метасоматическую формацию. По набору наиболее представленных новообразованных минералов она может быть названа формацией биотит-эпидот-тальковых метасоматитов. В будущем, по мере накопления материалов, характеризующих эту формацию, возможно будет целесообразно подразделение ее на несколько самостоятельных формаций, связанных с разновременными интрузивными комплексами.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: