Шесть моделей оценки эффективности обучения
08.08.2023В современном мире образование играет ключевую роль в формировании качественной рабочей силы и обеспечении устойчивого развития общества. Но чтобы понять, насколько успешно обучение проводится, необходимо иметь надежные инструменты для оценки его эффективности.
Модель Киркпатрика
Модель Киркпатрика - вот это один из наиболее широко используемых методов оценки эффективности обучения. Разработанная Дональдом Киркпатриком, она основывается на четырех уровнях оценки: реакция, обучение, поведение и результат. Вначале оцениваются эмоциональные реакции обучаемых на обучение, затем измеряется степень усвоения материала, далее анализируется изменение поведения на рабочем месте, и, наконец, оценивается достижение конечных результатов.
Модель Филлипса
Харроу Филлипс предложил оценивать эффективность обучения с экономической точки зрения. Модель Филлипса предполагает вычисление соотношения между затратами на обучение и полученными результатами. Такой подход позволяет более явно видеть, насколько образовательные инвестиции оправдывают себя в долгосрочной перспективе.
Модель Стаффлбима
Джон Стаффлбим разработал модель оценки эффективности обучения, которая фокусируется на развитии компетенций обучаемых. Он считал, что истинной мерой успешности обучения должна быть способность студентов успешно применять изученные навыки и знания на практике. Такой подход акцентирует внимание на практической применимости образования.
Модель CIRO
Контекстуальная модель оценки эффективности обучения (CIRO) сосредотачивается на анализе обучения в контексте его применения. Эта модель учитывает социокультурные, экономические и организационные аспекты, которые могут влиять на успех обучения и его влияние на обучаемых.
Модель Тайлера
Ральф Тайлер придал большое значение участию обучаемых в оценке эффективности обучения. По его модели, обучаемые должны быть вовлечены в процесс установления целей, оценки прогресса и обратной связи. Такой подход способствует более активному и ответственному отношению к обучению со стороны студентов.
Модель Скривенса
Стивен Скривенс разработал модель оценки, ориентированную на измерение воздействия обучения на работу и производительность. Эта модель помогает выявить, насколько успешно обучение влияет на выполнение рабочих задач и достижение организационных целей.
Каждая из шести моделей оценки эффективности обучения имеет свои преимущества и ориентирована на разные аспекты образования. Выбор наиболее подходящей модели зависит от конкретных целей обучения и контекста его проведения. Использование этих моделей позволяет получить более глубокое понимание результатов обучения и оптимизировать процесс образования в целом.