Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Оловянные месторождения


Месторождения олова встречаются в пяти группах эндогенных месторождений; однако значение пегматитовых месторождений, которые иногда и отрабатывались в прошлые годы, в настоящее время состоит в том, что они являются источником довольно богатых россыпей. Таким образом, можно говорить о скарновых, грейзеиовых, плутоногенных и вулканогенных месторождениях, причем все основные запасы олова в мире сосредоточены в высокотемпературных (плутоногенных) гидротермальных месторождениях. Л.Н. Овчинников считает, что 75 % мировых запасов олова заключены в плутоногенных гидротермальных месторождениях и выделяет среди них две основные формации: олово-вольфрамовуго интраинтрузивного класса и оловосульфидную. На основании обработки статистических данных указанный исследователь утверждает, что из 100 месторождений олова — 67 являются жильными, а 16 штокверковыми.

В.П. Федорчук, рассматривая телетермальные месторождения, выделяет среди них две группы месторождений, так или иначе связанные с оловом. Так, среди переходных к плутоногенным месторождениям он выделяет олово-вольфрамово-сурьмяную группу месторождений, где сурьма ассоциирует с относительно низкотемпературными генерациями касситерита. Месторождения этого типа, не представляющие промышленной ценности, известны в Забайкалье и Приморье. Среди переходных к вулканогенным им выделяется группа, очевидно, тоже не имеющих особого значения редкометальных месторождений в складчатых областях, представленных трубчатыми телами сульфидных руд с касситеритом и шеелитом.

В.Н. Котляр выделяет до некоторой степени условно сульфидно-касситеритовую формацию среди группы субвулканогенных месторождений, считая, что сюда можно отнести ряд месторождений Кавалеровского рудного района в Приморье.

Г.Н. Щерба, рассматривая месторождения олова, пришел к выводу, что в грейзеновых месторождениях содержится от 40 до 70 % мировых запасов олова. При этом он выделяет две формации — свинцово-цинково-грейзеновую и скарново-карбонатно-грейзеновую. В первой существуют пять минералогических типов оруденения: касситерит-вольфрамит-слюдяно-кварцевый, касситерит-шеелит-слюдяно-кварцевый и касситерит-сдюдяно-кварцевый, встречающиеся в Бирмано-Малайском рудном поясе, и касситерит-турмалин-кварцевый и касситерит-кварц-сульфидный, развитые на Дальнем Востоке, в Забайкалье и Средней Азии. Во второй выделяются три типа оруденения: касситерит-скарновый, касситерит-скарново-сульфидный и касситерит-шеелит-скарновый, развитые в Средней Азии и имеющие небольшое промышленное значение.

Согласно нашим представлениям две формации, которые выделил Г.Н. Щерба, представляют соответственно плутоногенные гидротермальные и скарновые месторождения, но с наложенными процессами грейзенизации и, по-видимому, вряд ли могут иметь практический интерес как самостоятельные подразделения в типах оловорудных месторождений.

В.А. Жариков выделяет среди скарновых месторождений только группу шеелит-сульфидного, иногда с касситеритом оруденения известковых скарнов, не считая олово в них ведущим минералом.

Существует также ряд классификаций, разработанных специально для оловорудных месторождений. Так, С.Ф. Лугов и Б.В. Макеев предложили генетическую и промышленную классификацию оловорудных месторождений. При этом они выделяют четыре основные оловорудные формации (отличающиеся минеральным составом, глубиной образования месторождений и их положением относительно рудоносных интрузий): оловоносных пегматитов, касситерит-кварцевую, касситерит-силикатную и касситерит-сульфидную. В трех последних выделяются минеральные фации, из которых главными считаются кварцевая фация в касситерит-кварцевой формации, турмалиновая — в касснтерит-силикатной и сульфосольная — в касситерит-сульфидной. Авторы классификации считают, что оловоносные скарны и оловоносные грейзены являются не самостоятельными формациями, а лишь фациями, обусловленными определенным составом вмещающих пород. Так, они отмечают, что оловоносные скарны присущи всем формациям, кроме касситерит-сульфидной, и формируются при наличии карбонатных пород в контакте с рудоносными интрузиями, а оловоносные грейзены встречаются в касситерит-кварцевой и касситерит-силикатной формациях при наличии гранитов или кристаллических сланцев в соответствующей структурно-литологической обстановке. Граница между касситерит-силикатной и касситерит-сульфидной формацийми, по представлениям этих исследователей, является нечеткой, так как наличие сульфидов не является однозначно определяющим признаком последней.

Промышленная часть указанной классификации явно неудачна, так как одинаковые промышленные признаки встречаются в различных минеральных типах или фациях оруденения. К числу таких признаков относятся степень обогатимости, прослеженность оруденения на глубину, масштаб месторождения, количество тантала, ниобия и лития в рудах.

М.П. Материков разработал промышленную классификацию оловорудных месторождений, в которой выделяет следующие типы месторождений: россыпп, жильные, штокверковые и скарново-рудные. Указанная классификация имеет два основных недостатка. Во-первых, она разделяет месторождения легкообогатимых руд и месторождения хорошо обогатимых руд, хотя в практическом использовании они мало отличаются друг от друга. Во-вторых, в группу штокверковых месторождений включены наряду с типичными штокверковыми месторождениями, такими, как Хинганское, имеющими довольно крупные размеры и пригодными для разработки открытым способом, мелкие месторождения — Невское, Днепровское, представленные неправильными трубообразными телами прожилково-вкрапленных руд, которые по условиям эксплуатации и по хорошей обогатимости могут рассматриваться вместе с жильными месторождениями, от которых они отличаются меньшими размерами, но более высоким содержанием олова. Поскольку в жильных месторождениях и штокверковых встречаются все три основных формации С.Ф. Лугова, причем иногда на одном и том же месторождении могут присутствовать руды двух различных формаций, вряд ли стоит при промышленной группировке месторождений давать им формационную характеристику.

В настоящее время предлагается все оловорудные месторождения касситерит-кварцевой, касситерит-силикатной и касситерит-сульфидной формаций отнести к двум геолого-промышленным типам— силикатному и сульфидному, подразделив их внутри на морфологические подтипы — жильный и штокверковый. При этом к силикатным месторождениям отнесены все месторождения касситерит-кварцевой и касситерит-силикатной формаций, а также малосульфпдные месторождения касситерит-сульфидной формации, а к сульфидным только те месторождения, для которых требуется более сложная схема обогащения, необходимая как для извлечения олова, так и для использования входящих в состав руд — меди, свинца, цинка и др. (табл. 4).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: