Основные конструкции набрызгбетонных машин » Ремонт Строительство Интерьер

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Основные конструкции набрызгбетонных машин

05.12.2020

Машины для возведения набрызгбетонной крепи разделяются по технологии работ: работающие на затворенной смеси («мокром бетоне») и на сухой смеси с затворением в конце материалопровода.

По принципу работы машины разделяются на цикличного и непрерывного действия; по способу передвижения — самоходные и несамоходные; по типу привода — с электрическим, пневматическим и дизельным приводом; по конструктивному выполнению рабочих органов — на камерные, с роторным барабаном и шнековые (рис. 45).

Достоинством камерных машин является простота их устройства, надежность в работе и небольшая энергоемкость. Недостатками являются большие размеры, особенно высотами сложность управления машиной в случае ее двухкамерного исполнения.

Достоинством машин с роторным барабаном является их небольшая высота, простота управления и непрерывность работы. Основной недостаток — интенсивный износ резиновых уплотнителей, потребная мощность несколько выше, чем у камерных машин.
Основные конструкции набрызгбетонных машин

Машины шнекового типа отличаются простотой рабочего органа, отсутствием клапанов; переключателей и уплотнителей. Шнековые машины компактны, удобны при работе в стесненных условиях, так как имеют небольшую высоту загрузки. Недостатком этих машин является большая энергоемкость и сложность выполнения узла герметизации смесительной камеры. Кроме того, для набрызгбетонных работ применяется различное вспомогательное оборудование, служащее для транспортирования материалов крепи, загрузочно-разгрузочных. Операций, дозирования и смешивания компонентов крепи. Каждая машина снабжена также материалопроводом для пневмотранспортирования бетонной смеси узлом затворения смеси и соплом. В последние гoды для механизированного вождения сопла применяют специальные манипуляторы.

Технические характеристики отечественных и зарубежных набрызгбетонных машин камерного типа с роторным барабаном и шнековых приведены в табл. 16.


Камерные машины выполняют с двумя и одной камерами. Двухкамерная машина цикличного действия имеет две емкости, одна, из которых все время находится под давлением, обеспечивая цикличность, близкую к непрерывной. Машины такого типа изготовляют за рубежом фирмами «Торкрет» и «Бетоншприцмашины» в ФРГ,: народным предприятием в ГДР (БТС-1 и БТС-2), «Милано» в Италии, «Ридлей» в США и др.

Эти машины имеют большую высоту загрузки, небольшую вместимость камер и характеризуются повышенной запыленностыо, так как при их работе часто приходится переключать клапаны загрузочных отверстий и выпускать в атмосферу выработки сжатый воздух с цементной пылью.

Однокамерные машины цикличного действия имеют большую вместимость камер, однако их размеры и запылённость при работе не меньше, чем у двухкамерных машин. Наибольшее распространение на шахтах и рудниках России получили однокамерные машины БМ-60, разработанные ЦНИИподземмашем и выпускаемые Московским заводом строительных машин. Машина БМ-60 проста по конструкции и надежна в работе. Однако в процессе ее работы погрузку и разгрузку материалов, дозировку компонентов, приготовление смеси производят вручную, что обусловливает низкую сменную производительность (3—4 м3/смену).

К недостаткам машины следует отнести большие размеры, ручное управление, цикличность в работе, отсутствие свободного доступа к дозатору и выдувному узлу, большую массу, запыленность атмосферы в месте погрузки смеси и набрызга бетона.


В последние годы производство камерных машин за рубежом сокращается, и они заменяются машинами с роторным барабаном. Конструктивной особенностью этих машин является наличие роторного барабана с ячейками, установленного на вертикальном валу редуктора. Над барабаном установлен бункер, в который загружают сухую бетонную смесь. При вращении барабана сухая бетонная смесь из ячеек попадает в смесительную камеру, где подхватывается сжатым воздухом и подается в материалопровод. В зависимости от размеров ячеек барабана и мощности привода питатели роторов типа могут дозировать материал крупностью до 15 для набрызга бетона и крупностью до 40 мм для укладки бетона за опалубку.

Машины выпускают с двумя уплотнительными дисками роторного барабана и нижним выдувом материала и одним уплотнительным диском и верхним выдувом материала. Последние конструкции машин (питатели НИПИГОРМАШа и фирмы «Эймко») характеризуются меньшей массой и повышенной долговечностью уплотнительных дисков.

Некоторые конструкции набрызгбетонных машин с роторным барабаном представлены на рис. 46.

Учитывая многообразие горнотехнических условий, в которых применяется набрызгбетонная крепь, и различные объемы, ее установки, для получения оптимальных технико-экономических показателей зарубежные фирмы выпускают гамму машин различной производительности.

Так, в ФРГ фирмы «Торкрет» и «Бетоншприцмашины» выпускают 6 типов машин производительностью от 0,8 до 12 м3/ч. Фирма «Алива» (Швейцария) выпускает 7 типоразмеров машин производительностью от 0,6 до 14 м3/ч, в США выпускается 4 типа машин производительностью от 3 до 15,3 м3/ч. Изменение производительности набрызгбетонных машин типов БМ-68, Алива-300, Алива-400, ГМ-57 достигается применением сменных роторных барабанов.

Партия машин Алива-300 эксплуатируется шахтах Норильского горнометаллургического комбината. Стоимость машины в комплекте с пневмодвигателем и материалопроводом 11 356 руб. Срок службы уплотнительных дисков роторного барабана по данным эксплуатации составил в среднем 1000 ч. На ряде предприятии цветной металлургии применяют цемент-пушку С-320, выпускаемую Московским заводом строительных машин. Эта машина малопроизводительна и плохо приспособлена к работе в подземных горных выработках.

Выпуск машин БМ-68 п БМ-70 конструкции ЦНИИподземмаша и питателя конструкции НИПИГОРМАШа еще не освоен. В последние годы в нашей стране и за рубежом, ведется разработка набрызгбетонных машин шнекового типа (табл. 18).


Конструктивно их выпускают с вертикальным шнеком (ТП-3М, БС-12) и с горизонтальным шнеком (СБС-1, НБП-1, ПБМ-1). Машины с горизонтально расположенным шнеком в свою очередь выполняют с открытым и герметичным большегрузным бункером.

Машина ТП-3 непрерывного действия (рис. 47) состоит из рамы 1 трубчатой конструкции, электродвигателя 2 с вертикальным расположением оси вращения, трехступенчатого редуктора 3, последняя ступень которого разделена на две независимые передачи для вращения питающего бака и шнека с различными угловыми скоростями, вертикального шнека 4, его корпуса 5, рукава 6, кожуха 7, бака 8, камеры выдува 9. Сухая бетонная смесь, загружаемая во вращающийся бак, набегает па неподвижную лопасть и направляется ею через окно к шпеку. Вертикальным шнеком материал поднимается в камеру выдува, где попадает под струю сжатого воздуха, и далее транспортируется по материальному шлангу к соплу, где смачивается и наносится на стенки II кровлю горной выработки. Срок службы шнека, наплавленного электродами Т-590 или Т-620, составляет 130—150 ч, а армированного пластинами ВК-8 толщиной 3,5 мм — до 1100 ч. Обслуживают машину 3 человека. Производительность труда одного рабочего составила 19—24 м2/смену при толщине слоя набрызгбетона 50 мм. Машины ТП-3 изготовляет опытный завод ВНИИЦветмета.

Машина СБС-1 (рис. 48,а), состоит из бункера открытого типа, горизонтально расположенного шнека с приводом от пневмодвигателя, смесительной камеры, материалопровода и пульта управления. Герметизация бункера достигается за счет больших оборотов шнека и образования материальной пробки в смесительной камере, шнек изготовляют из износостойкого материала. Машина НБП-1 (рис. 48, б) предназначена для доставки сухой смеси набрызгбетона или ее компонентов с поверхности на участок ведения работ в шахте, ее временного хранения и укладки бетона.

Машина включает тележку 1 от вагонетки ВГ-4М, герметичный большегрузный бункер 2 с загрузочными люками 3, горизонтально установленный шнек 4, вращение которого осуществляется от навесного привода, два ворошителя 5 с приводом от пневмоцилиндра 6 через храповые устройства 7, смесительную камеру 8 и материалопровод. Бункер разделен на две части перегородкой. При раздельной загрузке в бункер компонентов бетонной смеси шнеком производится их дозирование и смешивание одновременно с подачей в смесительную камеру, к которой подведен сжатый воздух. Установку обслуживают два человека. Укладку 2,5 бетона смеси они производят за 40—50 мин. Партия машин НБП-1 прошла испытания и работает на шахте «Северопесчанская» п/о Уралруда.

Опытный завод ВНИИОМШСа выпускает установки ПМБ-1 с вместимостью бункера 4 м3 на базе вагонетки грузоподъемностью 10 т. Установки применяют на рудниках Криворожского железорудного бассейна.

Наряду с рассмотренными выше конструкциями шин, работающими на сухой бетонной смеси, ряд зарубежных фирм выпускает оборудование, работающее затворенной смеси (мокром бетоне). Фирма «Пуцмай стерверк» (ФРГ) выпускает устройство для Дозирование жидкого стекла и машину Миксокрет для набрызга бетона мокрым способом.

Устройство для дозирования жидкого стекла включает резервуар, основной и дополнительный шланги подачи сжатого воздуха, шланги подачи жидкого стекла материалопровод, смеситель и сопло. Машина Миксокрет подает бетон крупностью менее 30 мм по шлангам диаметром 100 мм на расстояние до 40 м, обеспечивая производительность 6—8 м3/ч. Расход воздуха при помощи привода 14,7 кВт около 6 м3/мин. Машина-Пионер УСИ-139 оборудована отдельным смесителем и насосом. Насос имеет два поршня, один из которых предназначен для выравнивания потока. Крупность подаваемого материала до 10 мм.

Машина Виброу характеризуется новым принципом действия. На корпусе полукруглой формы установлен гибкий шланг. Два подпружиненных ролика, прикрепленных к ротору, перекатываются по шлангу, выжимая из него бетон. Машина относительно, легко очищается от бетона, однако подача бетона производится неравномерно. Эту машину можно использовать для подачи материала крупностью до 15 мм.

Фирмой. «Кёниг-Машиненбау» (ФРГ) разработана машина Компи, которая совмещает бетономешалку, и набрызгбетонную машину со шнековым рабочим органом. Дальность пневмотранспортирования, как и других подобных машин, составляет до 30 м по вертикали и 100 м по горизонтали.

Фирма «Чалланг Куук Брос». (США) применяет установки для нанесения мокрого быстросхватывающегося набрызгбетона. Особенностью этих установок является смешивание ускорителя схватывания и бетона непосредственно у сопла с помощью сблокированной системы управления скоростями их подачи и их расходом в смеси. Данные установки в 2 раза уменьшают отскок материала по сравнению с сухим способом набрызга бетона.

Машины для мокрого способа набрызга бетона выпускают; английские фирмы «Милларс» и «Эймко» (рис. 49), французская фирма Ланей. Достоинства сухого способа набрызга бетона: простота конструкции машины и их обслуживание; более высокая производительность; большая плотность и прочность уложенного бетона; непрерывность в работе; возможность длительного хранения и использования. материала; меньшая стоимость работ.

Недостатки, сухого способа: невозможность работы на заполнителе влажностью более 8%; значительное пылеобразование значительный отскок материала (до 10%). Зависимость качества уложенного бетона от квалификации оператора.

Достоинства мокрого способа набрызга бетона: независимость работы от влажности заполнителя; уменьшение пылеобразования; небольшой отскок материала (5^6%), малая зависимость качества бетона от квалификации оператора.

Недостатки мокрого способа: более сложная конструкция машин и оборудования; меньшая производительность и дальность пневмотранспортирования бетонной смеси; снижение плотности и прочности; уложенного бетона; удорожание стоимости работ; невозможность длительного хранения и использования готового бетона; необходимость очистки и промывки машин и материалопровода после окончания работ.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: