Этапы разбития типологии леса (часть 1)
Взгляды В.Н. Сукачева на типологию лесов складывались в процессе работы в многочисленных экспедициях по ботанико-географическому изучению растительности различных районов страны — от центральных областей до Восточной Сибири включительно.
При классификации лесов Бузулукского бора в 1904 г. В.Н. Сукачев принял во внимание взаимоотношения древесных пород, которые приводят к их смене, высказав тем самым идею динамической (генетической) типологии. Он рассуждал следующим образом. Если сосновый бор с липовым ярусом распространен в местности со спокойным рельефом, богатыми почвами, неглубокими грунтовыми водами и близко лежащими мергелями, но сосновый подрост в нем гораздо реже дубового и гораздо хуже, чем в некоторых других типах леса, то это заставляет смотреть на сосновый бор с липовым ярусом как на одну из начальных стадий смены соснового леса лиственным.
Согласившись с Г.Ф. Морозовым в том, что почвенно-грунтовые условия имеют важное значение, В.Н. Сукачев в 1908 г. внес почвенные различия в номенклатуру типов леса Брянского массива. Например, сосняк мшистый с признаками заболачивания он назвал Pinetum hylocomiosum humidum (сосняк мшистый влажный), а без сфагнума, с менее оподзоленной почвой и быстро растущим древостоем — P.h. siccum (сосняк мшистый свежий). В каждом типе леса были описаны рельеф, геологические особенности, почва, в том числе подстилка, живой напочвенный покров, подлесок, подрост и древостой. В 1927 г. В.Н. Сукачев дополнил характеристику типа леса показателем производительности данных условий местопроизрастания, пользуясь «средней высотой господствующих стволов нормального роста». При этом он допускал в лесах одного типа и возраста различие средних высот в пределах 3—4 м, т.е. в пределах амплитуды высот одного класса бонитета по бонитировочной таблице М.М. Орлова. Но поскольку тип леса — естественно-историческая единица, то при такой амплитуде высот один тип леса с взрослым древостоем может характеризоваться в одном возрасте двумя классами бонитета. (К сожалению, бонитировочная таблица М.М. Орлова, имеет тот недостаток, что некоторые древостой выделяются особенностями роста, и в течение своей жизни переходят из одного класса бонитета в другой, а иногда и в третий.)
В 1931 г. В.Н. Сукачев предложил рассматривать тип леса, как совокупность одинаковых условий местопроизрастания с характерной организацией растительности, обеспечивающей единый уровень создания органического вещества из неорганического. Использование интенсивности роста древостоя или количества образовавшегося органического вещества для определения объема типа леса фактически позволило объединять участки леса с однородным уровнем обмена веществ и энергии. Это послужило основанием считать синонимами термины «тип леса» и «тип лесного биогеоценоза». В дальнейшем (1964 г.) В.Н. Сукачев в определение типа леса включил свойство биогеоценоза — обмен веществом и энергией.