Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Краткий обзор истории геологических исследований угольных месторождений Забайкалья


Первые находки углей в Забайкалье относятся к 1867 г. (Тарбагатайское месторождение). В 1873 и 1878 гг. были открыты Арбагаро-Холбонское и Гусиноозерное месторождения, в 1895 г. — Черновское, Харанорское и в 1898 г. — Букачачинское. С этого времени начались систематические работы по изучению геологии Забайкалья и его угольных месторождений, получившие наибольший размах с 1931 г.

Видное место занимают исследования В.А. Обручева, осветившего основные вопросы стратиграфии, генезиса и пространственного размещения угленосных впадин. По В.А. Обручеву, современные угленосные впадины представляют собой грабены, возникшие и развившиеся в мезозое по разломам древнего фундамента между горстовыми поднятиями. Позднее, А.В. Львов в 1924 г. и И.А. Молчанов в 1928 г. высказали мнение о существовании более обширных угленосных площадей, уничтоженных последующей эрозией. Эта точка зрения не получила широкого признания, но оказала некоторое влияние на развитие взглядов целой группы геологов, работавших в Забайкалье в 20-е годы.

Большую роль в изучении геологии Забайкалья сыграли работы М.М. Тетяева. М.М. Teтяевым и группой его сотрудников было установлено в Восточном Забайкалье развитие мезозойской складчатости и мезозойских гранитных интрузий в районах, которые считались консолидированными с конца кембрия.

С 1931 г. начался период детального изучения месторождений с участием широкого круга разведчиков и геологов треста «Востсибуголь», имена которых неоднократно упоминаются ниже в обзорах исследований отдельных районов. В 30-е годы были выявлены новые угленосные площади и получены фактические данные, позволившие уточнить ряд основных вопросов геологии угольных месторождений и высказать новые взгляды на генезис Забайкальских депрессий. Так, работами Б.А. Иванова, В.Н. Верещагина, Б.А. Максимова и др. в Западном Забайкалье было установлено залегание угленосных отложений на древнем кристаллическом фундаменте. Ф.Ф. Оттен и Ю.П. Деев на основании своих наблюдений пришли к выводу, что в результате складкообразовательных процессов в нижнем мезозое в Забайкалье возникли долины — синклинали, ставшие местом интенсивного накопления угленосных осадков. В 1938 г. М.М. Тетяев сформулировал новое представление о генезисе забайкальских угленосных впадин, считая, что складчатость не предшествовала накоплению угленосных осадков, а последовала за их накоплением. И.В. Лучицкий и М.С. Нагибина вновь возродили теорию грабенового происхождения забайкальских угленосных впадин. Н.А. Флоренсов, много лет посвятивший изучению геологического строения Забайкалья, последовательно отстаивает мысль, что образование угленосных прогибов и разделяющих их поднятий в раннем мезозое явилось результатом активного проявления волнообразных движений. Дизъюнктивной тектонике в образовании впадин исследователь отводит, второстепенную роль. Такого же мнения придерживается и Е.В. Павловский.

Разработка стратиграфии мезозойских континентальных отложений Забайкалья начинается с прошлого столетия и связана с именами А.Ф. Миддендорфа, П.А. Кропоткина и И.Д. Черского. На этой стадии исследований рассматриваемые отложения считались третичными. Мезозойский возраст их был установлен значительно позднее Ф. Kpacсером, А.Н. Криштофовичем и В.Д. Принадой. В дальнейшем возраст угленосных отложений уточнялся, стратиграфические схемы расчленения совершенствовались, однако полная унификация выработанных схем не разработана. Препятствием являются недостаточная изученность отдельных районов, фациальная невыдержанность угленосных толщ и разновозрастность их в различных районах. Значительный вклад в разработку схемы стратиграфического расчленения угленосных отложений Забайкалья внесли Б.А. Иванов, Ч.М. Колесников, Г.Г. Мартинсон, Н.А. Флоренсов, геологи треста «Иркутскуглегеология», в частности В.П. Плотников, В.М. Скобло и др.

Б.А. Ивановым была предложена схема стратиграфического расчленения угленосных отложений Забайкалья по литологическим признакам (табл. 1). На таком же принципе была построена схема геологами треста «Иркутскуглегеология», служившая основой для разведочных работ. Г.Г. Мартинсон предложил схему расчленения, основанную на биостратиграфическом методе, что позволило привязать разрезы забайкальских впадин к общей геохронологической шкале и произвести сопоставления разрезов отдельных впадин. Им выделена букачачинская свита средней юры с пелециподами рода Ferganoconcha и гастроподами; улангангинская свита нерасчлененных отложений верхней юры и нижнего мела с пелециподами Plicatula, Unio, Lumnocyrena и гастроподами Bithynia, Lioplax; тургино-витимская свита нижнего мела с пелециподами рода Limnocyrena и гастроподами Viviparus, Lioplax Bithynia, Valvata и доинская свита с гастроподами Radix, Bithynia, характеризующими верхнюю часть отложений нижнего мела. Отложения букачачинской свиты характеризуются остатками папоротников Coniopteris, Cladophlebis и хвойных Pityephllum. В улангангин-ской свите найдены из папоротниковых остатки Coniopteris, Sphenopteris, Onychiopsis; из хвощевых Eguisetites; из гингковых и хвойных Czekanowskia, Phoenicopsis, Podozamites, Pityophyllum.

Ч.М. Колесников широко использовал биостратиграфические коррелятивные горизонты и литологические признаки (табл. 1).


Важное значение в качестве стратиграфического репера в последнее время приобрели остатки диназавров, впервые найденные близ Гусиного озера. В последние годы сбором палеонтологического материала занимались Г.А. Дмитриев и А.К. Рождественский. Находки остатков ящеротазовых диназавров позволили уточнить возраст гусиноозерской свиты (табл. 2), как нижнемеловой.

В настоящее время общепризнанной является рабочая схема междуведомственного стратиграфического совещания, разработанная для угленосных отложений Забайкалья применительно к геологической карте. По этой схеме выделяются две серии угленосных осадков: тугнуйская, или букачачинская (нижняя), и гусиноозерская (см. табл. 2). Серии разделяются на свиты и подсвиты.

В изучении угленосности Забайкалья, углей и литологии вмещающих пород участвовал значительный круг геологов. Наиболее полное освещение эти вопросы получили в работах Ф.Ф. Оттена и Ю.П. Деева, В.П. Плотникова и А.И. Серда, Н.Ф. Карпова, Е.П. Бутовой, Л.П. Нефедьевой, В.И. Конивца и др. Вопрос угленосности Забайкалья и связи ее с тектоникой рассматривался в работах В.А. Обручева, М.М. Тетяева, Б.А. Иванова, Н.А. Флоренсова и др.
Краткий обзор истории геологических исследований угольных месторождений Забайкалья

Эксплуатация некоторых угольных месторождений Забайкалья была начата около 60 лет назад мелкими шахтами: Черновского месторождения в 1902 г., Халяртинского и Тарбагатайского — 1910—1912 гг., Харанорского— 1903—1908 гг., Арбагаро-Холбонского — 1908—1913 гг. Добыча угля на начальном этапе едва достигала 40— 50 тыс. т в год, основным потребителем была железная дорога.

Резкий подъем угольной промышленности наметился в годы первых пятилеток, тогда был построен целый ряд новых шахт и углеразрезов: Черновские копи в 1932—1937 гг., Арбагаро-Холбонские копи в 1936—1938 гг., Букачачинские копи в 1930—1932 гг.

В 1938—1940 гг. была начата эксплуатация Гусиноозерского месторождения и возобновлена добыча угля на Харанорском месторождении, прерванная в 1928 г. В 1950 г., в Забайкалье было добыто 3,4 млн. т, а в 1957 г. 4,3 млн. т, в том числе газовых углей 1 млн т. Рост потребления угля в Бурятии и Читинской области опережает темпы развития угледобычи, поэтому сюда ежегодно ввозилось значительное количество каменного угля из Иркутского бассейна и бурого из Райчихинского месторождения.

В настоящее время разведками подготовлена угольная сырьевая база, которая полностью покроет в ближайшие 8—10 лет дефицит углей за счет месторождений Тугнуйского угленосного района.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: