Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Главные категории рудоносности гранитов


Мы перейдем к рассмотрению основных категорий рудоносности гранитов.

Скарновые месторождения. Залежи рудоносных скарнов часто имеют очень простой парагенезис с одним преобладающим минералом. Наиболее частыми типами являются шеелитовые с некоторыми сульфидами (пирротин, халькопирит, сфалерит) и магнетитовые, представленные месторождениями Урала. Существуют скарны с гельвином или с касситеритом или с молибденитом. В виде исключения случается, что сульфидные месторождения этого типа важны на Zn, Cu. Укажем месторождение Камиока в Японии, так же как и некоторые скарны, связанные с рассматриваемыми ниже «медными порфировыми рудами».

Скарновые месторождения зависят не от определенной природы ассоциированного гранитоида, а от природы пневматолитов. Кроме гранита, благоприятными могут быть сиенитовые и монцонитовые породы. Скарны встречаются также в щелочных сериях, но так как известково-щелочной гранит наиболее широко распространенная порода, именно с ним связывается большинство скарновых месторождений (фиг. 41 и 42).

Рудоносные скарны образуются в несколько этапов непосредственно после кристаллизации внешней части гранита. Сначала метасоматоз формирует зоны силикатных минералов с рассеянными рудными минералами. Затем эволюцию заканчивает гидротермальная фаза, создавая более массовые концентрации рудных минералов в жилах или штокверках.

Месторождения гранитных пегматитов. Они связаны со сложными пегматитами. Здесь мы ограничимся промышленными минералами, свойственными этим пегматитам, не говоря о главных минералах — слюде, полевом шпате, кварце, — которые иногда могут добываться. Дифференциация пегматитов, определяемая А.Е. Ферсманом, содержит последовательный ряд фаз с понижающейся температурой и, в зависимости от конкретного случая, эта эволюция останавливается на одной более или менее продвинутой стадии. В начальные, в основным, калиевые фазы можно встретить концентрации танталита, колумбита, берилла, уранинита с минералами тория и лантаноидов; в конечные, натро-литиевые фазы — сподумен, лепидолит, амблигонит, касситерит, вольфрамит, молибденит.

Как и пневматолитовые образования, пегматиты, имеющие определенный парагенезис, не связаны с гранитоидами определенного состава, как это было отмечено для скарнов. Мы оставляем в стороне особые пегматиты фельдшпатоидных пород, пересыщенных щелочами с парагенезисами, характеризующимися значительным развитием минералов лантаноидов. Однако с этими пересыщенными щелочами сериями нередко ассоциируют щелочные граниты, и их пегматиты могут содержать концентрации пирохлора, мозандрита и др., также впрочем и касситерита, колумбита, танталита.

Жилы с оловом, вольфрамом, молибденом. Ранее мы уже упоминали эти пневматолитовые жилы с кварцевой жильной массой. В зависимости от конкретного случая в них могут присутствовать, обычно в небольшом количестве, различные пневматолитовые минералы: топаз, берилл, сподумен, турмалин, белая слюда с более или менее высоким содержанием фтора. В контактах этих жил горные породы часто превращены в грейзен. Наиболее важными металлами являются Sn, W, Mo.

Касситерит и вольфрамит часто сопровождают друг друга. Наблюдается зональность, при которой жилы с касситеритом доминируют в непосредственной близости от гранита, а вольфрамит преобладает дальше от него. В действительности, и обычно жилы с одним вольфрамитом встречаются чаще, чем оловоносные жилы. С вольфрамитом ассоциирует шеелит: он является либо гипогенным, либо связан с влиянием соседних пород и с близповерхностным изменением. В оловоносных или вольфрамоносных жилах в небольшом количестве иногда появляется молибденит, но существуют также и крупные жилы, преимущественно кварц-молибденитового состава. Кроме указанных выше минералов в парагенезисе этих различных жил, особенно в конечные фазы и на периферии жильных полей, можно найти сульфиды: арсенопирит, пирротин, сфалерит с небольшим количеством пирита и халькопирита и иногда флюорита.

Эти пневматолитовые жилы часто связаны с батолитовыми куполами или с апофизами, сложенными мусковитовым. гранитом или апогранитом. Для вольфрамитовых жил отметим гранитный купол Эшассьер (или Монтмен) в северной части Центрального французского массива, прекрасно изученный Г. Обером. Он показал, что небольшой второстепенный купол гранита с альбитом и лепидолитом примкнул позднее к главному куполу, вызывая вторичную минерализацию, которая оказалась оловоносной. Минералы этого богатого пневматолитового парагенезиса были описаны А. де Росеном (фиг. 43).

Месторождения медных порфировых руд. Эти месторождения представлены пиритовыми штокверками, т. е. переплетением мелких пересекающихся прожилков, которые, группируясь, составляют крупные залежи внутри сравнительно основных гранитоидов, гранодиоритов до монцонитов и кварцевых диоритов. Парагенезис их преимущественно мезотермальный с кварцем, халькопиритом, молибденитом. Однако иногда с ними связываются скарны, указывающие на более высокую температуру.

Минерализация является явно более поздней по отношению к становлению плутона, уже остывшего в своей верхней части Металлогеническая зональность подтверждается наличием на периферии в ореоле, на расстоянии в несколько километров, полиметаллических жил и залежей с сульфидами Cu, Zn, Pb, иногда золото-серебряных (фиг. 44).

Гранитоиды, о которых идет речь, относятся к сложным совокупностям, представляющим собой группы сложных, сильно дифференцированных батолитов, начиная от начальных членов основного или ультраосновного состава. Они локализованы либо вдоль орогенических поясов различных эпох, либо в мезокайнозойских цепях периферии Тихого океана, где гранитоиды внедрялись от триаса до миоцена (фиг. 45).

Золоторудные жилы. Обычно считают, что группы жил золотоносного кварца, секущих или располагающихся вблизи батолитов, имеют гранитное происхождение. Они часто, по-видимому, связываются с гранитами натровой ветви или с трондъемитами и диоритами. В Лимузене, Франция, известна периплутоническая зональность, идущая от вольфрамит-касситеритового парагенезиса до золото-арсенопирит-антимонитового и, наконец, до кварца с антимонитом. Эти жилы связаны с натровыми фациями периферии гранитов или с куполами апогранитов. Знаменитые жилы золотоносного кварца западной окраины Сьерра-Невады Калифорнии связываются Г. Клоосом с краевыми дислокациями батолитов.

Отметим, однако, что совсем не обязательно, чтобы выполнение этих жил было обусловлено гранитами, поскольку золото легко подвергается мобилизации и ремобилизации. В нескольких крупных районах мира (Канада, Западная Австралия) связь между золоторудными жилами и соседними гранитоидами не всегда очевидна и может даже считаться спорной. Тем более так обстоит дело с антимонитом.

Другие рудные жилы. В мире существуют многочисленные жильные поля сульфидных руд, которые не имеют никакой достоверной связи с гранитами, даже если батолиты существуют по соседству и даже если жилы секут граниты. Подобные поля не проявляют ни перигранитной зональности, ни пневматолитового парагенезиса, т. е. тех характерных черт, которые могли бы обеспечить доказательства в пользу связи с соседним гранитом. Поскольку нам неизвестна верхняя граница протяженности сброса и распространения гидротермальных растворов, вполне возможно, что такие жилы происходят из удаленных скрытых гранитов, тем более что их парагенезис встречается иногда в перигранитных жилах. Ho нельзя ничего утверждать ни в том ни в другом смысле. В каждом конкретном случае следует обсуждать аргументы за и против. Мы к этому вернемся ниже, рассматривая гранитное и негранитное происхождение металлов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: