Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Геохимические признаки рудоносности лейкогранитов монцонитовой формационной группы


Гранитами и лейкогранитами сложены малые интрузии и дайки ЗФ сохондинского и шахтаминского, а также позднешахтаминского комплексов. Как указывалось, ранее все тела гранитов ЗФ сохондинского комплекса включались в состав рудоносного харалгинского. Данные таблиц 20, 21 и 22 показывают, что граниты ЗФ (Алханайский, Бырцинские и др. массивы) характеризуются близкими к кларковым концентрациями большинства характерных гранитофильных элементов и пониженными относительно кларкового уровня содержаниями фтора, чем они резко отличаются от рудоносных гранитов харалгинского комплекса. Кроме того, граниты ЗФ сохондинского комплекса отличаются от харалгинских заметно более высокими, приближающимися к кларковому уровню, содержаниями стронция и бария. Среднее значение К/Rb отношения в сохондинских гранитах (245) полностью соответствует его среднему значению для гранитоидов ГФ монцонитовой группы в целом, что в два раза выше его значения, установленного для рудоносных гранитов редкометальной группы (120). Таким образом, в гранитах большинства тел ЗФ сохондинского комплекса существенного концентрирования гранитофильных элементов не наблюдается, и уровень редкометальности гранитоидов ГФ и ЗФ комплекса является сходным, составляя 2—4 кларка. Вместе с тем среди интрузивных тел ЗФ повышенной редкометальностью отчетливо выделяются гранит-порфиры дайкообразных тел Сохондинского массива (см. рис. 2, a, № 24), с которыми, как известно, пространственно связано небогатое касситерит-кварцевое с шеелитом и сульфидами оруденение. Сохондинские гранит-порфиры выделяются среди остальных интрузий ЗФ повышенными концентрациями олова и особенно вольфрама при заметном снижении содержаний стронция и бария (что является, как установлено, характерной чертой рудоносных гранитов). Элементом-минерализатором в гранит-порфирах выступает бор, содержания которого слабо повышены в гранитах всех интрузий ЗФ. По уровню концентрации редких элементов гранит-порфиры ЗФ Сохондинского массива являются субредкометальными, что выражается в умеренном концентрировании в них части гранитофильных элементов (ИНК составляет + 7 кларков), при низких содержаниях фтора.

В минерализации, сопровождающей гранитоиды монцонитовой группы, главное промышленное значение имеет молибденит-кварцевое оруденение, пространственно ассоциирующее с частью лейкогранитных интрузий позднешахтаминского комплекса. Из них геохимически подробно изучены Дзалайский шток Аленгуйского массива, и штоки Кудиканского рудного района, представленные субщелочными гранитами и ультракислыми лейкогранитами. Они характеризуются кларковыми или близкими к кларковым концентрациями фтора, редких щелочей, олова, но отчетливо повышенными содержаниями бора, вольфрама и молибдена, особенно высокими в интрузиях, сопровождающихся оруденением (Дзалайский, Кудиканский штоки). При этом более основные разновидности гранитов выделяются высокими содержаниями стронция и бария, которые в ультракислых гранитах резко снижаются до нижекларкового уровня. Кроме того, в последних повышаются концентрации рубидия и особенно бериллия при сохранении нижекларкового уровня содержаний лития.

Из перечисленных геохимических особенностей в отношении оценки рудоносности наиболее важны повышенные концентрации бора, молибдена и вольфрама. Магматическая природа повышенных содержаний бора очевидна из наиболее высоких его концентраций в закаленных порциях расплава, представленных кварцевыми. порфирами ранней субфазы Кудиканского массива (рис. 20, табл. 22 и 23). Концентрации рудных элементов наиболее высоки в самых поздних образованиях, представленных аплитовидными мелкозернистыми гранитами заключительной субфазы Кудиканского штока. Повышенные концентрации молибдена фиксируются присутствием в гранитах мелких чешуек молибденита; повышенные содержания вольфрама установлены впервые и коррелируются с развитием в сопровождающем шток молибденит-кварцевом оруденении сопутствующей шеелитовой минерализации.

В связи с тем, что повышенные концентрации рудных элементов нередко связываются с процессами гидротермальной проработки гранитов во время формирования месторождений, т. е, считаются по отношению к гранитам наложенными, в Кудиканском районе этот вопрос был рассмотрен специально. Вмещающие палеозойские граниты в экзоконтакте Кудиканского штока, в особенности в районе самого рудопроявления, интенсивно изменены. Изменения выражаются во все возрастающей степени калишпатизации гранитов и одновременной серицитизации плагиоклазов, сопровождающихся разложением (гидратацией) биотитов с явлениями их хлоритизации. Гранит-порфиры самого Кудиканского штока только слабо серицитизированы. Из данных табл. 24 видно, что слабо и интенсивно измененные палеозойские вмещающие граниты характеризуются очень низкими концентрациями молибдена и вольфрама, которые заметно возрастают, особенно для вольфрама, только в локальном участке Кудиканского рудопроявления. Однако уровень концентраций этих элементов в наиболее измененных вмещающих гранитах остается значительно более низким по сравнению с их содержаниями в малоизмененных гранит-порфирах и аплитовидных мелкозернистых гранитах Кудиканского штока. По мнению автора, рассмотренные данные свидетельствуют о первично магматической природе повышенных концентраций молибдена и вольфрама в интрузиях позднешахтаминского комплекса вполне однозначно. Дополнительным свидетельством первично магматического источника рудных элементов является повышение концентраций вольфрама и других гранитофильных элементов в биотитах Кудиканского штока гранит-порфиров.
Геохимические признаки рудоносности лейкогранитов монцонитовой формационной группы

Сделанные выводы о сравнительной рудоносности лейкогранитов монцонитовой формационной группы подтверждаются анализом элементных формул (см. табл. 22). Геохимический облик гранитоидов ГФ группы определяется концентрированием элементов подкорового происхождения — бора и олова, а также в ряде массивов молибдена и вольфрама (сохондинский комплекс) в сочетании с повышенными концентрациями стронция в породах повышенной основности. Концентрации таких типичных гранитофилов, как редкие щелочи и бериллий, напротив, часто не достигают кларкового уровня. Эти же геохимические особенности наследуются гранитами ЗФ безрудных массивов, в которых в соответствии с понижением их основности понижаются также концентрации стронция, а в кислых и ультракислых разновидностях стронция и бария. Вместе с тем общий уровень редкометальности гранитов безрудных массивов ЗФ сохондинского комплекса сохраняется приблизительно на одном уровне, составляя 2—4 кларка с учетом молибдена, или 1—2 кларка без молибдена.

Граниты и гранит-порфиры рудоносных интрузий сохондинского и позднешахтаминского комплексов отчетливо выделяются повышенной редко-метальностью, которая составляет в разных массивах 6—20 и более кларков. При этом в элементных формулах наблюдается наиболее интенсивное концентрирование элементов, формирующих оруденение (Mo, W, также Sn и Сохондинском массиве). В связи с тем, что в гранитах с повышенными концентрациями молибдена фиксируется мелкочешуйчатый молибденит, который обычно связывается с постмагматическими процессами, в таблице приведены два значения индекса концентрации — с учетом молибдена и без него. Хотя молибден и является ведущим элементом оруденения, его исключение совершенно не влияет на оценку степени сравнительной рудоносности гранитов по значениям коэффициентов концентраций. Из изученных интрузий как наиболее рудоносный резко выделяется Кудиканский шток, в гранит-порфирах которого наблюдается усиленное концентрирование бора, беррилия, рубидия при самом высоком уровне накопления молибдена и вольфрама.

Элементные формулы наглядно иллюстрируют различия в степени рудоносности Кудиканского и Дзалайского штоков позднешахтаминского комплекса. Граниты последнего характеризуются повышенными концентрациями стронция и бария, отражающими, как было показано ранее, повышенную температурность расплавов, связанную, очевидно, с пониженными концентрациями в них летучих компонентов, в первую очередь воды. Благодаря этому связанное с Дзалайским штоком отделение постмагматических рудоносных флюидов было ограниченным, вследствие чего шток сопровождается лишь рассеянной и не имеющей практического значения молибденитовой минерализацией. По принятому принципу вычисления индекса концентрации, в том случае, когда барий и стронций находятся в числителе элементной формулы, как это наблюдается в гранитах Дзалайского штока, их количества при расчете ИНК вычитаются, снижая значения ИНК и отражая реальное понижение потенциальной рудоносности гранитов. Из сказанного следует, что наличие стронция и бария в числителе элементной формулы гранитов следует рассматривать как резко отрицательный фактор в отношении потенциальной рудоносности интрузии вследствие пониженной концентрации в расплавах флюидов и повышенных температур их кристаллизации.

Сопоставление элементных формул рудоносных в отношении Mo-W оруденения гранитов, принадлежащих к монцонитовой формационной группе (редкометальные граниты щелочного ряда, по Л.В. Таусону), с рассмотренными выше рудоносными адамеллитами-лейкогранитами редкометальной формационной группы (плюмазитовые редкометальные лейкограниты, по Л.В. Таусону) показывает, что главная их геохимическая особенность состоит в концентрировании в них большинства гранитофильных элементов и снижении содержаний стронция и бария. При этом элементы, формирующие постмагматическое оруденение, характеризуются обычно наиболее высокими коэффициентами концентрации: олово и вольфрам в редкометальных плюмазитовых лейкогранитах, молибден и вольфрам в редкометальных гранитах щелочного ряда. Главной отличительной чертой плюмазитовых редкометальных лейкогранитов является практически постоянное интенсивное концентрирование в них лития и фтора, тогда как для редкометальных лейкогранитов щелочного ряда накопление этих элементов не характерно, и в гранитах наиболее рудоносного Кудиканского штока концентрации фтора лишь слабо превышают кларковый уровень. Главным элементом-минерализатором в редкометальных гранитах щелочного ряда выступает бор, концентрирующийся в них до уровня 1,5-4 кларков. Повышенные концентрации бора характерны также для большей части интрузий плюмазитовых редкометальных лейкогранитов оловянно-вольфрамового пояса Забайкалья, в которых вместе с тем главная роль принадлежит обычно не бору, а фтору.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: