Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Геохимические методы поисков нефрита


Нефрит представляет собой плотную массивную породу преимущественно яркого зеленого цвета, состоящую из тремолита, актинолита и роговой обманки. Известны эндогенные и экзогенные месторождения. К первой группе относятся объекты, связанные с серпентинитами и метаморфическими породами основного состава. К экзогенным относятся аллювиальные, элювиально-делювиальные образования, образующиеся в результате разрушения коренных пород. Нефрит образуется вследствие процессов железо-маг-ниево-кальциевого метасоматоза гипербазитов (на границе алюмо-силикатных пород с серпентинитом), размещенных в тектонически ослабленных зонах, контролируемых дайками гранит-порфиров и гранитов. Большинство месторождений нефрита образовалось на границе двух сред (серпентинит+родингит+альбитит; серпентинит + дайки основного состава; серпентинит+гранитоиды). Вдоль разломов мигрировали минералообразующие растворы, заимствовавшие кальций из пород субстрата и прежде всего из даек основных пород. Часть компонентов привносилась из глубин магматических очагов (Cl, F, Hg, CO2 и др.). Геологическими предпосылками и поисковыми признаками нефритоносности являются:

1) выходы ультраосновных и основных пород дунит-гарцбургитовой формации с зонами серпентинизации вдоль контактов с дайками кислых пород, сопровождаемые различными метасоматическими образованиями — альбититами, родингитами, лиственитами и тремолитизированными породами;

2) наличие внутри частично серпентинизированных массивов, а также в их контактовых зонах протяженных и выдержанных зон разломов, по которым внедрялись дайки габбро, гранитов и проникали минералообразующие растворы;

3) проявление зон катаклаза гипербазитовых массивов; развитие типовой метасоматической колонки: хризолит — лизардитовый серпентин — перекристаллизованный антигоритовый серпентин — нефрит — родингит — алюмосиликатные породы основного или кислого состава.

В связи с различием вмещающих нефритоносные зоны пород разнообразны парагенные ассоциации минералов, образующихся при метасоматических процессах:

1. Для объектов, связанных с гипербазитами, контактирующими с алюмосиликатно-карбонатными породами, характерно развитие таких минералов как диопсид, гроссуляр, гидрогроссуляр, пектолит, волластонит, везувиан (кальциевые силикаты), а также тремолит, актинолит, цоизит, альбит, кварц, гранат, карбонат, лейкоксен, биотит, фуксит, апатит, сфен, магнетит, гематит, графит, асбест. Если среди месторождений наблюдаются апогаббровые родингиты, широко развиты диопсид и цоизит, характеризующиеся ярким светло-желтым цветом и четко прослеживающиеся в полевой обстановке. Кроме того, встречаются гидрогроссуляр, пироксен и везувиан. При наличии в серпентинитах даек гранитов около нефритоносных тел развиваются кварц, эпидот, тремолит, хромшпинелиды и магнетит. При образовании нефрита на контакте серпентина с альбитом по серпентиниту развиваются тремолит, диопсид, тальк и карбонат. Массивы с родингитовой и нефритовой минерализацией по составу можно классифицировать как хлорит-лизардитовые и лизардитовые серпентиниты, для которых характерно отсутствие антигорита.

2. В месторождениях нефрита, связанных с метаморфическими породами, широко развиты роговая обманка, авгит, уралит, тремолит, хлорит, эпидот, цоизит, кварц, серпентин, тальк, волластонит, кальцит и пирит.

Характерными элементами-примесями нефритов являются (в %): титан до 0,1, хром до 1,0, никель 0,17, кальций 0,1, стронций, барий, фосфор, углекислота, хлор.

По петрохимическим признакам нефритоносные массивы являются среднеглубинными; по фациальности они занимают следующее место в общем ряду гипербазитовых интрузивов: безрудные — нефритоносные — жадеитоносные — хризопразоносные.

Для гипербазитов, с которыми связаны проявления нефритовой минерализации, магнезиальность (число Хесса — Соболева) составляет 9,9—10,4; коэффициент фациальности Кф = 0,11—0,12. Благоприятной предпосылкой для применения геохимических методов при поисках нефритовой минерализации является то, что состав серпентинитов резко отличен от окружающих алюмосиликатных пород. Нефритовые тела сопровождаются первичными ореолами элементов-индикаторов, а также ореолами пропаривания во вмещающих серпентинитах. Серпентиниты характеризуются повышенными концентрациями кальция при стабильных содержаниях CO2, что является особенностью ореолов тремолитизации. Отмечается также контрастное увеличение концентраций бария, стронция, ртути, цинка и свинца. Размеры аномалий в 2—3 раза превышают мощность нефритовых жил. Вокруг последних развиваются положительные и отрицательные аномалии титана (резкие дисперсии в их содержаниях). Содержание воды в породах при приближении к продуктивным зонам увеличивается от 1,0 до 10,8%, что позволяет применять термографию при поисках нефритовых тел.

Методика работ. Попутные поиски должны проводиться в районах с известной нефритовой минерализацией. На основе анализа и обобщения имеющихся геологических материалов выделяются площади распространения гипербазитов. При этом следует руководствоваться магматическими, структурно-тектоническими, метаморфическими и петрохимическими предпосылками. Основным методом поисков при региональной геологической съемке в масштабе 1 : 200 000 является выделение и прослеживание в гипербазитах благоприятных геологических структур и петрографических комплексов в ходе геологических маршрутов. Осматривают поля жильных пород в гипербазитах, зоны серпентинизации, рассланце-вания, в пределах которых фиксируются гранитоиды.

По петрохимическим критериям (при коэффициентах магнезиальности 10, фациальности 0,12) в совокупности с геологическими данными можно выделять нефритоносные массивы из общей массы гипербазитовых интрузивов. В процессе проведения поисковых работ особое внимание следует уделять обследованию речных долин, пересекающих ультрабазиты, обломкам нефрита, измененных пород, характерных вмещающих пород, которые хорошо отличаются по внешнему виду от обломков другого состава. Похожие друг на друга нефрит и серпентин различают по твердости, вязкости, а также по геохимическим признакам и рентгенострукторному анализу.

Попутные поиски нефрита при проведении геологической съемки в масштабе 1:50 000 проводятся на участках, где имеются благоприятные магматические и метаморфические поисковые предпосылки. При проведении литогеохимической съемки по вторичным ореолам рассеяния пробы массой 200 г отбирают из представительного для данных условий горизонта рыхлых образований. Детальные поисковые работы проводят в районах с установленной нефритовой минерализацией и на сопредельных площадях. Масштаб опробования 1:10 000. В полузакрытых районах опробуют элювиальные образования по профилям, ориентированным вкрест вероятного простирания рудоносных структур. Мелкую фракцию отобранных проб (—0,1 мм) после истирания передают на анализ.

При геохимических исследованиях (в связи с небольшими размерами нефритовых тел) фиксируют сопутствующие нефритам метасоматические образования — родингиты, состоящие из цоизита, хлорита, тремолита, альбита, граната, везувиана и характеризующиеся повышенным содержанием кальция, фосфора, натрия и хлора. При этом учитывают, что при инфильтрационно-диффузионном метасоматозе преобразование габбро, гранитов и серпентинитов происходит по обе стороны их контакта; нефрит формируется по серпентинитам, а габброиды замещаются амфиболитизированными породами. В этом случае наблюдается формирование ореолов, не характерных для гипербазитов — Li, Zn, Be, Р, W, В, Sn, Na, связанных с гранитами, а также повышенное содержание элементов группы железа, кальция, магния и хлора.

В открытых районах, где степень обнаженности коренных пород является достаточной для обнаружения и оконтуривания в заданном масштабе аномалий, изучают первичные ореолы. Горные породы опробуют по профилям, располагающимся вкрест простирания минерализованных зон. Расстояние между профилями составляет 50—100 м. Отбор проб при изучении первичных ореолов производят методом пунктирной борозды (шаг опробования 5—10 м) путем точечной отбойки 5—7 сколков размером 3—4 см примерно через одинаковые расстояния (от 0,5 до 2 м) друг от друга. Отобранные кусочки объединяют по каждому интервалу в одну пробу массой 200 г. В связи с тем что эндогенные ореолы образуются выше нефритовых жил, геохимические методы можно использовать для прогноза оруденения на глубину. Индикаторами надрудных зон являются ртуть, хлор, барий и стронций. При оценке уровня эрозионного среза геохимических аномалий рекомендуют использовать параметры мультипликативных ореолов, поскольку их зональность является более контрастной. Нефритовые тела, выявленные в процессе поисков, опробуют. Штуфные пробы размером 50х30х30 мм отбирают из каждого нефритового тела для изучения их качества.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: