Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Ареал ели аянской


Сведения о распространении ели аянской содержатся во многих работах, часть из которых уже устарела и представляет только историкопознавательный интерес. В обобщенном вице ареал этой древесной породы показан во "Деревьях и кустарниках...", а также B.H. Васильевым, А.И. Толмачевым, В.Б. Сочавой, Е.Г. Бобровым, Г. Шмицт-Фогтом и другими авторами. Графическое (контурное) изображение ареала интересующего нас вида ели приведено в "Деревьях и кустарниках...", которое затем многими авторами бралось за основу.
В России область естественного распространения ели аянской располагается на советском Дальнем Востоке (Приамурье, Приморье, западнее побережье Охотского моря, Шантарские острова, Сахалин, южные Курильские острова, Камчатка) и в южной части Якутии. Встречаемость ели аянской по районам "Флоры России" приведена С.Я. Соколовым и О.А. Связевой, а данные о ее распространении на Дальнем Востоке имеются в сводках Д. П. Воробьева и Н.В. Усенко; западная и юго-западная границы этого вида очерчены B.C. Доктуровским и О.А. Связевой; общий вид ареала в пределах советского Дальнего Востока и некоторых сопредельных стран показан С.Я. Соколовым и А.А. Юнатовым, С.Я. Соколовым и др., а также Н.Е. Кабановым и рядом других дендрологов; И.Ю. Коропачинским дан ареал ели аянской в пределах Якутии.
Ель аянская в материковой части Дальнего Востока. Сопоставление северо-западной и северной границ распространения ели аянской, указанных разными авторами, свидетельствует о том, что эти границы достоверно не выявлены, в связи с чем нами проводились натурные работы по их уточнению. Эти границы на основе материалов наших исследований и обобщения литературных сведений очерчиваются следующим образом. Крайние северо-западные точки ареала ели аянской отмечены в правобережной части бассейна р. Нюкжа (правый приток р. Олекма). Здесь она обнаружена в западной части хребта Чернышева и в верхнем течении рек Верхняя и Средняя Ларба. Достоверные местонахождения ели аянской на территории Якутии находятся в районе пос. Чульман, в правобережной части долины р. Тимптон, в долине р. Алдан от устья р. Тимптон до устья р. Учур и на Учуро-Майском водоразделе.
В Хабаровском крае северная граница распространения ели аянской проходит по линии: хребет Кондер — долина р. Маймакан в районе устья р. Одола — истоки правых притоков р. Челасин-бассейн р. Тукчи. На карте в работе В.Л. Комарова наличие ели аянской показано также на водоразделе р. Челасин и правого притока р. Батомга. В.П. Ворошилов (личное сообщение) обнаружил эту ель в истоках одного из притоков р. Большой Цыган (бассейн р. Батомга). Кроме того, по его сведениям, полученным при аэровизуальном осмотре территории, самая северная точка распространения этого вида по охотскому побережью находится в нижнем течении р. Кекра на юго-восточных склонах высоты 503 (междуречье Кивангра—Кекра) в их нижней части. Н.В. Слюнин упоминал о присутствии этого вица в верховьях р. Улья.
Севернее участие аянской ели в составе растительности не отмечено. В частности, по мнению В.Е. Розова, этот вид отсутствует в Охотском районе. В.А. Розенберг, работавший в данном районе, не указывает на наличие интересующего нас вида в пределах территории, на которую им составлена карта растительности. Между тем в литературе имеются сведения о встречаемости ели аянской значительно севернее. Так, Г.Ф. Стариков писал, что одно дерево аянской ели росло еще в 1940 г. в окрестностях Магадана (верховья речки Магаданка); это дерево было срублено в конце 1940 г.; оно имело диаметр на нижнем срезе 92 см и число слоев 360. На карте ареала ели аянской, приводимой А.И. Толмачевым, также показано ее местонахождение в районе Магадана, но со знаком вопроса. И, наконец, В.Б. Сочава в гербарии В.Ф. Овсянникова из долины р. Майн (приток р. Анадырь) обнаружил небольшие экземпляры аянской ели (высота 15 см, возраст около 20 лет). Он полагал, что появление этой породы здесь связано с заносом ее семян. С последним не соглашается Ю.П. Кожевников, который предположительно считает, что ель здесь — реликт каргинского времени.
На наш взгляд, значительная удаленность бассейна р. Майн от ближайших северных точек нахождения ели аянской на Камчатке (более 950 км по прямой) не позволяет присоединиться к мнению В. Б. Сочавы о заносе сюда зачатков ели птицами. Отсутствие гербарных сборов со взрослых экземпляров ели не дает возможности согласиться с Ю.П. Кожевниковым, что эта порода является здесь реликтом. Наличие в гербарии В.Ф. Овсянникова подроста ели аянской может быть истолковано как результат случайного попадания гербарного листа со сборами из какого-то другого района в гербарий, собранный в бассейне р. Майн. Это тем более вероятно, что сам Овсянников, будучи высококвалифицированным дендрологом, даже не упоминает о ели аянской на обследованной им территории; в работе, посвященной хвойным породам, распространение этого вида он приводит по В.Л. Комарову. He указывают на присутствие ели в бассейне р. Майн Л.Н. Тюлина и В.Н. Васильев — авторы монографических работ по растительности Анадырского края. Более того, Тюлина пишет, что "в современном растительном покрове долины р. Майн аянская ель не встречается". Кожевников также не обнаружил здесь аянскую ель, хотя по-прежнему считает, что она может быть найдена.
Таким образом, оба указания о наличии аянской ели севернее границы, проведенной нами, достоверно не подтверждены. Северная граница распространения этого вида (Колымский хребет—Охотск), приведенная Е.Д. Солоцухиным, основана на устаревших сведениях, видимо, позаимствованных у О.Г. Каппера или у Б.В. Гроздова.
Северо-западная и северная границы ареала ели прецставлены не в виде непрерывной линии, а изолированными участками ельников, которые нередко находятся весьма далеко друг от друга. Так, на северо-западной границе распространения этой породы небольшие массивы с ее преобладанием имеются на гольцах Лукинда и Янкаган, а еще севернее — в верхнем течении и в истоках рек Верхняя и Средняя Ларба. Изолированными участками встречается ель и на своей северной границе в бассейне р. Мая; это свойственно также северным форпостам ели на охотском побережье.
Юго-западная граница распространения ели аянской нуждается в уточнении. По имеющимся сведениям, ее можно представить в следующем виде. Крайние западные точки ареала этой породы отмечены в бассейне верхнего течения р. Большой Ольдой. Юго-восточнее она встречается в верховьях рек Большой и Малый Ирмакит, а также Тында (приток р. Уркан), занимает большие площади под гольцами хребта Тукурингра. Самая южная точка ели на этом участке ее ареала — долина р. Уркан, где отмечено присутствие ее по "береговым полосам" и островам. От нижнего течения р. Уркан граница распространения ели идет в сторону устья р. Гилюй и через среднее течение р. Деп направляется к верхнему течению р. Нора, где отмечено наличие ее лесов, а затем к пос. Норский Склад. Граница этого вида пересекает р. Бурея ниже устья р. Тырма и спускается в направлений Амура. Здесь наличие ели на Сутарском и Помпеевском хребтах достоверно подтверждено Г.Э. Куренцовой.
На территории Китая ель аянская встречается в его северо-восточной части в провинциях Ляонин, Гирин и Хэйлунцзян, которые по геоботаническому районированию, входят в "умеренно-холодную зону смешанных хвойных и летнезеленых лесов". По сведениям В.Л. Комарова и Б.А. Ивашкевича, ель аянская после кедра корейского — одна из самых распространенных пород Маньчжурии. Леса с ее преобладанием распространены на юг примерно до 42° с.ш. Изолированное местонахождение ели аянской имеется, поданным Вана, в провинции Жэхэ на хребте Дунлин почти на 40° с. ш. Это самое западное местонахождение ели (несколько западнее 120° в. д.).
На п-ове Корея ель аянская произрастает в его северной и центральной частях. Она распространена до южной границы Северо-Корейских гор; леса с ее преобладанием размещаются на плоскогорье Чайнбайшань и на склонах горных хребтов плоскогорья Кяма. Южная граница распространения ели на полуострове проходит в районе 40° с. ш., а по Хонде, Уйеки, Шмидт-Фогту и Йиму - несколько южнее. На картосхемах, приводимых В.Н. Васильевым и Е.Г. Бобровым, наличие ели аянской ошибочно показано вплоть до южной оконечности п-ова Корея.
Ареал ели аянской

Ель аянская имеется на Камчатке, где она образует самостоятельную "островную" часть своего ареала. Основные площади ель занимает в Центральной Камчатской депрессии и в предгорьях окаймляющих ее горных сооружений. Ее северная граница проходит в бассейне р. Еловка в 15—20 км выше с. Еловка; восточная — в окрестностях с. Камаки. Южная граница ели на левом берегу р. Камчатка находится в междуречье Кирганик—Малая Кимитина примерно в 9—10 км севернее с. Кирганик; на правом берегу отдельные группы ели и небольшие участки с ее преобладанием отмечены в нижней части северо-западных склонов горы Генералка. He так давно ель найдена на восточном побережье Камчатки в бассейне р. Лиственничная.
Ель аянская на островной территории Дальнего Востока. Кроме окраины евразиатского материка, ель аянская распространена на островах северо-западной части Тихого океана. Она присутствует на всех крупных островах Шантарского архипелага. На Сахалине ель встречается по всей территории острова, где выступает в качестве основного лесообразователя. Она отсутствует, а иногда встречается единично на заболоченных территориях. На ветробойных участках ель уступает место каменной березе или лиственнице. На п-ове Шмидта она распространена до Северного залива, однако на оконечность мысов Марии и Елизаветы не выходит.
На о-ве Монерон, расположенном в Японском море примерно в 50 км от южного Сахалина, имеется роща ели аянской из 100-150 деревьев. Она растет здесь в котловине, защищенной от сильных ветров, и достигает высоты 15 м; возраст ели, по мнению В.А. Нечаева, превышает 100 лет. На Курильских островах ель аянская встречается на Шикотане, Кунашире и на юге Итурупа, где проходит ее северная граница в районе залива Доброго.
В Японии интересующий нас вид ели есть на Хоккайдо и в горных районах центральной части о-ва Хонсю. Наиболее южные точки распространения ели находятся на п-ове Кии на 34° с. ш. (рис. 1, 2). На севере Японии ель аянская совместно с пихтами и елью Глена образует субарктический вечнозеленый лес, в центральной Японии участвует в образовании высотного пояса субальпийского вечнозеленого хвойного леса. Ель аянская имеется на вулканическом о-ве Рисири, расположенном около западного побережья Хоккайдо; она достигает 8—13 м высоты и диаметра 20—50 см; здесь она отмечена также в составе каменноберезовых лесов на высоте 580 м над ур. м.
Ареал ели аянской

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: