Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Электрическое сопротивление и гальваномагнитные эффекты


Величина удельного электросопротивления железоникелевых кристаллических сплавов сильно возрастает вблизи составов с инварными свойствами. Эта аномалия является одной из характерных особенностей инварных сплавов. Она объясняется рассеянием электронов проводимости на магнитных неоднородностях или переходом от сильного к слабому ферромагнетизму.

На рис. 16.18 показаны кривые концентрационной зависимости удельного электросопротивления при 4,2 К, для некоторых аморфных сплавов на основе железа, а также для кристаллических сплавов Fe—Ni. В случае аморфных сплавов Fe—В и Fe—P величины р4,2 понижаются с уменьшением содержания бора или фосфора. В то же время, для аморфных сплавов Fe—Au и Fe—Zr в области низких концентраций Au и Zr, где наблюдается падение магнитных моментов с уменьшением содержания Au и Zr, величины удельного электросопротивления р4,2 возрастают. Извести, что удельное сопротивление аморфных сплавов намного выше, чем кристаллических. Вместе с тем такого резкого повышения его величины, которое отмечается в случае кристаллических сплавов системы Fe—Ni, в области высоких концентраций железа не наблюдается. Однако изменение р для аморфных сплавов Fe—В при малом содержании бора замедляется настолько, что дает основание предполагать, что при совсем малых концентрациях р будет расти подобно тому, как это происходит в случае аморфных сплавов Fe—Au и Fe—Zi. Концентрационные зависимости вынужденного магнетосопротивления (1/р) (dр/dН) в аморфных сплавах Fe—B и кристаллических сплавах Fe—Ni показаны на рис. 16.19. Величина (1/р) (dp/dH) растет с уменьшением содержания бора, что объясняется большим вкладом вынужденной объемной магнитострикции dw/dH. Если предположить, что вынужденное магнетосопротивление является функцией объема V и магнитного поля Н, то величина его при постоянном давлении определяется следующим выражением:

В общем случае первое слагаемое пренебрежимо мало, однако, как следует из рис. 16.10, для инварных сплавов характерно как раз большое значение dw/dН, и это обстоятельство необходимо учитывать наряду с рассеянием на спиновых флуктуациях. Тем более, что первое слагаемое в уравнении (16.27) увеличивается по мере роста dw/dН с уменьшением содержания бора (см. рис. 16.10). Поэтому концентрационную зависимость (1/р) (dp/dH) можно объяснить, принимая во внимание большую величину вынужденной объемной магнитострикции. Стоит подчеркнуть, что кристаллические сплавы Fe—Ni проявляют подобную концентрационную зависимость.

Сходным образом ведут себя аморфные сплавы Fe—В и кристаллические инварные сплавы Fe—Ni в отношении концентрационной зависимости коэффициента Rs спонтанного эффекта Холла, который значительно понижается с уменьшением концентрации В или Ni. Почти все имеющиеся данные о нормальной постоянной Холла в аморфных сплавах учитывают вклады, связанные с коэффициентом спонтанного эффекта Холла Rs и высокополевой восприимчивостью Xhf. Измеряемая в эксперименте величина нормальной постоянной Холла R0* определяется следующим выражением:

где рH — удельное электросопротивление Холла, H — напряженность приложенного магнитного поля, a R0 — нормальная постоянная Холла. Поскольку величина xhf в случае аморфных сплавов Fe—В, как это следует из рис. 16.9, принимает довольно большие значения, становится невозможным игнорировать последнее слагаемое в уравнении (16.28).

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: