Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Обследование вырубок


Обследование вырубок с самолета и определение их состояния имеют большое практическое значение для лесного хозяйства.
Наблюдения с самолета с целью определения состояния вырубок начались еще в 1931 г., но впервые в производственном масштабе проводились в 1934 г. в Ленинградской области.
При аэровизуальном обследовании вырубок решаются две задачи: картографирование вырубок и описание их состояния.
Для картографирования вырубок и нанесения местоположения их на карту или план большей частью пользуются схемой просечной сети в масштабе плана лесонахождения или раскрашенной копией с него. Наилучшей высотой полета для нанесения вырубок является та, при которой одновременно обозревается с самолета весь квартал. При размере кварталов 1х1 км лучшей является высота полета 600—700 м. Для нанесения вырубок на план полеты производятся вдоль квартальных просек. При этом учитывают время н скорость полета самолета от пересечения просек или других ясно видимых ориентиров до выхода границ вырубок на просеки. Нанесение вырубок, имеющих извилистые и неправильные границы, вызывает больше затруднений, чем нанесение вырубок с прямоугольными границами. В первом случае происходит и большее смещение их границ, что соответственно влияет на точность определения площадей.
Описание состояния свежих вырубок, только что освободившихся от древостоев и еще не облесившихся, лучше производить с высоты полета 200 м. Полеты для этой цели следует проводить после картографирования вырубок или при использовании аэроснимков. В процессе описания вырубок указывается наличие недорубов, состояние очистки от порубочных остатков, наличие семенников, степень равномерности их распределения; дается краткая характеристика семенников. Составляется таксационная характеристика недорубов, оставшихся на вырубках, и проводится описание их состояния в момент наблюдения. Под пологом разреженных недорубов отмечается наличие валежа с выворотами корневой системы, бурелома осины, ели и березы, поленниц заготовленных дров.
С самолета отчетливо видны кучи хвороста и характер пространственного расположения их на вырубке. Черными пятнами ясно выделяются места сожженных куч хвороста.
При круговом облете вырубки представляется возможность учесть количество и примерный объем недовывезенных полекниц дров, заготовленных бревен и охарактеризовать состояние очистки всей площади и той или иной ее части. Это фиксируется на абрисе, аэроснимке или в журнале наблюдений.
Учет количества семенников, стоящих в момент наблюдения и упавших (ветровала или бурелома), производится без затруднений с высоты 200—300 м. Особенно хорошо семенники учитываются в яркие солнечные дни, когда на вырубках резко выделяются задающие от них тени, так как иногда деревья с редкой кроной теряются на фоне вырубки. С высоты 150—200 м можно уверенно судить о внешнем виде семенников, форме крон, состоянии и степени их густоты, равномерности расположения семенников на всей площади вырубки. По степени изреженности крон, сквозистости их, пожелтения или побурення хвои можно судить о состоянии семенников и количестве усохших или усыхающих деревьев. Во время полетов вполне удается схематически зарисовать очертания форм кроны деревьев. По наблюдениям в Лисинском лесхозе, особенно наглядной оказалась разница в формах крон семенников сосны после рубки насаждений И и IV классов бонитета. Семенники после рубки насаждения IV класса бонитета имели меньшую высоту, более округлую форму крон, но кроны казались более длинными и густыми и, чем у семенников сосны II класса бонитета.
О состоянии лесовозобновления на вырубках последних лет (с 5 лет и старше) лучше всего судить с высоты полета 100—200 м. Описать его состав можно благодаря разнице в цвете листвы и хвои, а также в характере распределения возобновления (осина — куртинами). В летний период береза отличима от осины, но доля сосны в лиственных может быть преуменьшен а. Она отличается от осины хуже, чем от березы. Среди этих пород особенно отчетливо видна осина. На вырубках она часто располагается отдельными сомкнутыми куртинами синевато-зеленоватого цвета. В осенний период вследствие различной окраски листвы все эти породы отчетливо отделяются друг от друга. При облете возобновившейся вырубки представляется возможным выделить на ней участки, различные по составу и полноте. Оконтуривание и описание молодняков облегчаются при использовании аэроснимков, особенно масштаба 1:5000—1:10000. Отграничение участков и описание их производятся непосредственно на аэроснимках.
Этот метод работ, осуществленный нами в виде опыта в Лисинском лесхозе в 1949 г., имеет большое значение при ревизии лесоустройства, так как позволяет уточнить пространственное расположение возобновления среди отдельных вырубок и дать его характеристику, благодаря чему можно обоснованнее составить план последующих лесохозяйственных мероприятий. Наибольшее значение для этих целей имеют вертолет и применение спектрозональных аэроснимков

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: