Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Аэровизуальная лесопатологическая разведка и обследование лесов


Вопросом применения авиации для энтомологического и санитарного обследования лесных массивов специалисты занимались еще в 1922 г. Выводы, к которым пришли в то время, и ныне не потеряли своего значения, а именно: с самолета все очаги усыхании, происходящие от разнообразных причин (пожаров, грибных заболеваний, вредных насекомых, засухи), не только легко отличаются, но и учитываются по изменению цвета хвои, листвы, отполов и почвы. Таким же путем можно отмечать и степень усыхания деревьев, определять в насаждениях приблизительный процент сухостойных деревьев на данной площади, устанавливать границы между усыхающими и сухостойными участками, судить об угрожаемости для соседних неповрежденных насаждений.
В 1931 г. опытная лесоэнтомологическая экспедиция подтвердила эти выводы. С 1932 г. началось производственное применение авиации для лесопатологического обследования массивов, Роль самолета для этих целей оказалась многообразной.
Прежде всего самолеты использовались для специальных экспедиционных исследований с целью выяснения степени поврежденности насаждений вредными насекомыми, выделения очагов их размножения, установления общей картины санитарного состояния лесного массива,
В данном направлении обследования лесных массивов, пораженных на значительных площадях пихтовой пяденицей, сибирским шелкопрядом и другими вредителями лиственничных, кедровых и других насаждений, производились в различных областях и районах России.
В состав экипажей самолетов, выполнявших эти работы, входило три человека: пилот, аэротаксатор, исполнявший обязанности штурмана, и лесопатолог — инженер-лесохозяйственник. Обследование лесов производилось описанным ранее аэровизуальным методом с высоты 300—500 м по параллельным между собой маршрутам и при расстоянии между ними 3—5 км.
В абрисе, заполняемом по времени и скорости полета, отмечались и зарисовывались границы участков с различной степенью повреждений их насекомыми, записывались магнитный путевой угол и другие аэронавигационные данные, необходимые для определения направления маршрута полета. На основании абрисов составлялась карта данного района с нанесением на нее поврежденных насекомыми участков.
Наземные исследования производились параллельно или вслед за аэровизуальными работами. По окончании полевых работ составлялся план лесозащитных мероприятий, который согласовывался с местными организациями и утверждался вышестоящими органами для исполнения.
Производительность такого обследования не отличалась от обычных аэровизуальных работ. Стоимость его изменялась от 0,3 до 1 коп. с 1 га, в зависимости от объема работ, расстояний между маршрутами и от аэродрома.
Исключительное значение приобретает использование самолетов для описания санитарного состояния лесных массивов или отдельных участков, разбросанных среди них. Это обследование можно проводить в период лесоустройства, вслед за ним или в порядке текущей оперативной работы в лесхозах.
В пределах лесного массива полеты могут быть запланированы наиболее эффективно после получения сведений от таксаторов о местах повреждений, требующих осмотра с воздуха и картографирования. Если одновременно с этим проводится наземная работа энтомологов, то в результате получаются обстоятельные данные о лесопатологическом состоянии и степени распространения этих явлений на территории лесного массива.
В устроенном лесном массиве при сплошном обследовании санитарного состояния хвойных насаждений методика работ заключалась в проведении полетов на высоте 200—300 м по всем тем просекам, на которые выходили насаждения с преобладанием ели и сосны. В случае возникновения неясности высота полета снижалась до 100 м. При составлении проекта маршрутов полетов использовался план лесонасаждений с расчетом осмотра всех еловых и сосновых насаждений, начиная со И класса возраста. В участки, расположенные изолированна в середине квартала, проектировались залеты.
В полете производились отметки о санитарном состоянии участков и, в особенности, о наличии в них сухостоя и валежа. Все отметки наносились на схематический план лесонасаждений масштаба 1:20 000 в пределах изображенных на нем контуров участков. Условными знаками отмечалось наличие отдельных сухостойных деревьев, их групп и захламленность леса валежом. На основании отметок, сделанных в полете, составлялся сводный план современного санитарного состояния участков на всю площадь лесхоза. Отдельно составлялась ведомость запасов сухостоя и валежа по участкам.
Сухостой как в чистых, так и в смешанных насаждениях с указанной высоты полета наглядно выделяется. Сухостойные ели резко отличаются от здоровых деревьев и от других пород конусовидной формой низко опущенных крон с ветвями серого цвета. Особенно ярко выделялись группы сухостойных деревья со сквозной серой кроной.
Сухостой сосны отличается от сухостоя ели закругленной формой кроны, преимущественно высоко расположенной по стволам, сохранившимся ясно заметным желтым или оранжевым цветом коры, ветвей или ствола. Усыхающие сосны отличаются от здоровых и сухостоя желтовато-зеленой или бледно-желтой хвоей.
Сухостойные деревья осины встречаются реже, чем ели и сосны, и всегда резко отличаются от последних широкой и «прозрачной» кроной, состоящей из редких, неправильно изогнутых, отходящих в разные стороны как бы обрубленных ветвей и толстым, неправильной формы, серым стволом. Особенно хорошо сухостой осины выделяется среди ельников.
В отдаленных и малонаселенных районах Севера и Сибири, где наземная лесная охрана не в состоянии регулярно осматривать огромные лесные массивы, аэровизуальное наблюдение служит основным средством надзора и выявления очагов периодически повторяющегося массового размножения сибирского шелкопряда и других хвое-листогрызущих вредных насекомых. Это обусловило необходимость разработки комбинированного аэровизуально-наземного метода лесопатологической разведки и обследования зараженности лесов вредными насекомыми.
В настоящее время по мере накопления опыта и испытания метода в производственных условиях различают два вида работ— аэровизуальную лесопатологическую разведку попутно с авиационной охраной лесов от пожаров и аэровизуальное лесопатологическое обследование лесных массивов.
Аэровизуальная лесопатологическая разведка производится попутно и регулярно на всей площади, подлежащей авиационной охране лесов от пожаров. Маршруты патрульных полетов проектируются с таким расчетом, чтобы за сезон охраны лесов, без дополнительной затраты летного времени, обследовать всю территорию.
В процессе аэровизуальной разведки принято выделять следующие категории и степени повреждений леса:
Аэровизуальная лесопатологическая разведка и обследование лесов

Полет по маршруту лесопатологической разведки производится на высоте 400 м. Заметив в полете поврежденный участок, отличающийся своей окраской, летчик-наблюдатель, предварительно зафиксировав на патрульной карте место схода с маршрута, подлетает к нему и наносит его границы на карту. Если участок очень мал (на карте менее 0,25 см2), то его на патрульной карте отмечают крестиком. Для детального осмотра очага повреждения и уточнения характера повреждения высоту полета снижают до 200 м. Определение цвета насаждений происходит по шкале цветов, предложенной А.С. Бондарцевым.
Лесопатологическое описание участка записывают рядом с ним на карте в виде формулы, например 7Е3Ос спел. 0,7/О5-2Е, курт. 50. В числителе указываются состав, категория возраста, полнота, в знаменателе — степень повреждения, порода, характер повреждения (единично, куртинно или сплошь) и площадь участка в гектарах.
Первоначальную стадию повреждения бывает трудно заметить с высоты полета 400 м. Легче она различается у пород с конусовидной и пирамидальной формами крон (пихта, ель и лиственница) по изменению окраски (посветлению) вершин крон без заметного изменения на остальной части, У лиственных пород крона становится более ажурной. Участки, вызвавшие подозрения, осматриваются через 2—3 недели, так как за это время вполне выявится, поврежден ли этот участок.
В лесных массивах с преобладанием лиственницы в летные годы наблюдения следует вести перед окукливанием гусениц. В это время объеденные гусеницами насаждения лучше заметны с воздуха. В межлетные годы и при обследовании хвойных лесов с преобладанием других пород наблюдения можно проводить в течение всего вегетационного периода. Повреждения, нанесенные вредителями в текущем году, наиболее хорошо различаются с начала июля. С самолета хорошо выделяются очаги повреждений от 1 га и более, благодаря чему можно своевременно предупредить о возможном начале массового размножения вредителей лесов.
После каждого полета летчик-наблюдатель наносит пройденные маршруты на схематическую карту территории в масштабе не мельче 1:500000 с указанием даты и описанием патологического состояния леса. Одновременно в лесхоз ил» леспромхоз высылается листок воздушной сигнализации, в котором указаны место повреждения, его характер, площадь и таксационное описание поврежденных насаждений.
Аэровизуальное лесопатологическое обследование проводят в наиболее ценных лесных массивах, подверженных нападению вредных насекомых, когда ставится цель получения наиболее достоверных сведений в короткие, строго определенные сроки.
Лесопатологическое обследование лучше всего проводить на самолетах АН-2 и ЯК-12, имеющих большой радиус действия и хороший обзор местности. Маршруты полетов прокладываются на всей обследуемой территории через 8 или 4 км, в зависимости от состояния поврежденных лесов. В зависимости от обеспеченности местности ориентирами используются карты-схемы масштаба 1:100000 и мельче.
Работа в воздухе проводится экипажем в составе пилота, аэронавигатора, работающего в этом районе, и лесопатолога. Аэронавигатор ведет самолет по намеченному маршруту, определяет местоположение участков, указанных лесопатологом, наносит их контуры на карту вдоль маршрута полета, исходя из времени и скорости полета, а лесопатолог обнаруживает и списывает участки поврежденного леса.
Для удобства работы в кабине самолета делают из листа фанеры-планшет размером 40x50 см. Перед каждым полетом наносят на него карандашом маршруты полетов. Полет выполняется на высоте 400 м при нормальной крейсерской скорости самолета.
Техника работ во время полета определена специальной инструкцией. Аэронавигатору предлагается, используя земные ориентиры и аэронавигационные методы счисления пути, через каждые 2—3 см отмечать на карте крестиком место самолета.
Лесопатолог ведет непрерывно наблюдение за состоянием насаждений. Заметив участок, отклоняющийся по цветовому тону от нормального цвета, он дает указание аэронавигатору о направлении к нему самолета. Дойдя по маршруту до первого ориентира, опознанного на местности и на карте, аэронавигатор отмечает место нахождения самолета и указывает пилоту новое направление полета.
Приблизившись к участку, аэронавигатор определяет его местоположение и наносит контуры на карту. Затем высота полета снижается до 200 л, и лесопатолог составляет описание участка и характеризует степень повреждения последнего, записывая это в виде такой же формулы, которая принята при аэровизуальной разведке.
Затем самолет направляется к тому месту, откуда он сошел с маршрута, и продолжает полет по заданному маршруту. Если участок повреждения занимает значительную площадь, то границы его определяются при полетах по маршрутам без схода с них, по аэронавигационным расчетам — по времени и скорости полета.
В процессе работы выделяются и наносятся на карту участки, различные по характеру повреждений и степени объедания. Отдельные сходы с маршрута происходят в случае потребности уточнения характера повреждений или для более детального осмотра некоторых площадей.
После каждого полета пройденные маршруты и выделенные участки наносятся на рабочую карту-схему в масштабе 1:300000—1:500000 или на второй экземпляр полётной карты и закрашиваются определенным цветом, принятым в инструкции, в зависимости от степени поврежденности или по другим видам лесопатологического состояния (гари, сухостой, ветровал и др.). Небольшие участки отмечают черной точкой, обводят квадратиком и окрашивают в цвет, соответствующий характеру повреждений. В пределах каждого лесхоза или леспромхоза все участки нумеруют в определенном -порядке и описание их заносят в ведомости. Последние вместе с выкопировкой рабочей карты посылают в лесхоз или леспромхоз.
Наземное лесопатологическое обследование проводится по данным аэровизуальной разведки или обследования, причем в первую очередь осматриваются участки с признаками объедания хвои или листвы первичными вредителями и участки с неясным характером повреждения.
В удаленную и труднодоступную местность производится высадка парашютистов — специально подготовленных лиц — для всестороннего обследования состояния поврежденности участков, уточнения их границ, сбора образцов повреждений.
Для выполнения таких работ наибольшую пользу могут оказать вертолеты. При их помощи можно быстро доставить лесопатолога, рабочих и по окончании работ вывезти обратно. Наличие спектрозональных аэроснимков позволяет с большой достоверностью по ярким цветам определять площади, поврежденные вредными насекомыми.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: