Лисаковский горно-обогатительный комбинат

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Лисаковский горно-обогатительный комбинат

08.09.2020

Геологическая характеристика. Лисаковское месторождение бурых железняков состоит из 26 пластообразных залежей оолитовых железных руд, вытянутых по простиранию более чем на 100 км, шириной 5—6 км и глубиной залегания до 36 м. Местами эти залежи выходят на дневную поверхность.

В основании геологического разреза залегают собранные в складки палеозойские породы, представленные порфиритами, туфоконгломератами, туфопесчаниками, диоритами и метаморфизованными известняками. Все эти породы покрыты древней корой выветривания мощностью до 70 м. Выше залегают оливково-зеленые олигоценовые глины с линзообразными прослоями песка. На олигоценовых глинах, а в местах размыва — на породах опоковой толщи залегает рудоносная толща, относящаяся к Кутанбулакской свите среднего олигоцена и состоящая главным образом из разнозернистых кварцевых песков с оолитами бурого железняка.

Руды месторождения образуют многочисленные линзовидные и пластообразные залежи разного размера. Крупнейшей является главная залежь, в которой сосредоточено около 50 % балансовых запасов руды с содержанием железа 37,8 %. Геологический разрез Лисаковского месторождения показан на рис. 2.33.
Лисаковский горно-обогатительный комбинат

Месторождение делится на два участка: Западный и Восточный. Условия залегания рудных тел на Западном участке благоприятнее, чем на Восточном. Мощность рудных тел на Западном участке составляет в среднем 9,6 м при мощности покрывающих пород 6,7 м.

На Восточном участке средняя мощность рудных тел составляет 6,3 м, покрывающих пород — 7,9 м.

Руды месторождения представлены двумя разновидностями: обохренные — окисленные и необохренные — неокисленные, имеющие одинаковый химический состав. Руди месторождения состоят из: 36,4 % железа; 1,24 % окиси железа; 30,81 % двуокиси кремния; 0,39 % окиси кальция; 0,19 % окиси магния; 0,34 % окиси марганца; 0,48 % фосфора; 0,03 % серы.

В соответствии с содержанием железа руды разделяются на три сорта: I сорт с содержанием железа более 38%, II сорт —от 38 до 30%, III сорт (забалансовые) — от 30 до 20 %.

Гидрогеологические условия месторождения характеризуются наличием двух водоносных горизонтов, пластово-поровые воды в палеогеновых песках, трещинные воды палеозойского комплекса пород. Палеогеновые пески и залегающая в них рудоносная толща обводнены не на полную мощность, и уровень грунтовых вод имеет свободную поверхность на глубине 4—9 м. Палеозойские породы покрыты глинистыми продуктами коры выветривания, и трещинные воды мало оказывают влияния на обводненность рудной толщи. Максимальный приток подземных вод — 1670 м3/ч.

Балансовые залежи бурых железняков Лисаковского месторождения по категории A+ B+C1 составляют 1728,2 млн. т, забалансовые — 3059 млн. т. Среднее содержание железа в балансовых запасах А+В+С составляет 35,2 %, в забалансовых — 25,4 %.

Проектное задание на разработку Лисаковского месторождения выполнено институтом Гипроруда в 1967 г.

На основании проектных проработок решено построить на месторождении два горно-обогатительных комбината производственной мощностью 36—38 млн. т сырой руды в год каждый: один ГОК № 1 — на Западном участке, другой — на Восточном участке (ГОК Ns 2).

В первую очередь предусмотрена разработка западной части Главной рудной залежи, на базе которой запроектирован Главный карьер годовой производственной мощностью 36 млн. т сырой руды.

Ниже приводятся основные проектные показатели Главного карьера.


Первоначальный проект, выполненный институтом Гипроруда, предусматривал разработку месторождения роторными комплексами в сочетании с железнодорожным транспортом.

В связи с пересмотром плановых сроков ввода первой очереди Лисаковского ГОКа в 1970 г. составлен новый проект разработки месторождения.

В проекте оборудование непрерывного действия заменено оборудованием цикличного действия.

По утвержденному проектному заданию западная часть месторождения разрабатывается четырьмя карьерами в четыре очереди. Годовая производственная мощность карьера 1 очереди 33,5 млн. т. сырой руды в год, по горной массе — 33,73 млн. т. Параметры карьера: длина 7200 м, ширина 400—1000 м, глубина 25—30 м.

Вскрышные породы по проекту удаляются сезонно колесными скреперами Д-392 емкостью 15 м3 с тягачами БелАЗ-581.

Погрузка руды в карьере и из навала предусматривается экскаваторами ЭКГ-8И с ковшом емкостью 10 м3. Выемка руды в забоях нижнего добычного горизонта и укладка в навалы на рабочие площадки верхних горизонтов предусмотрены драглайнами ЭШ-10/60.

Мерзлые породы бурят станками СБР-160. Руда доставляется железнодорожным транспортом с применением тепловозной тяги (тепловозы ТЭ-3, думпкары грузоподъемностью 180 т). Строительство карьера начато в 1969 г.

Вскрытие, система разработки, развитие горных работ. Месторождение в контурах карьерного поля вскрыто тремя капитальными траншеями внешнего заложения: Восточной, Западной и Центральной.

Руда от забоя до фабрики транспортируется по кольцевой схеме. В центральной траншее до отметки +208 м укладываются два железнодорожных пути грузового направления, а в крайних траншеях — по одному железнодорожному пути порожнякового направления.

За время эксплуатации месторождения (1971—1979 гг.) добыто 39519,8 тыс. т сырой руды и удалено из контуров карьера 6035 тыс. м3 вскрышных пород.

В табл. 2.129 приведена динамика добычных и вскрышных работ за 1971—1979 гг.

В эксплуатации на карьере находятся два горизонта: + 208 и +196 м.

Горные работы выполняются с применением экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-4, тепловозов ТЭ-3, автосамосвалов БелАЗ-540.

Основные технико-экономические показатели работы карьера за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.130.

Погрузочно-транспортные работы. Погрузка горной массы в карьере производится экскаваторами ЭКГ-8И. Объем экскаваторных работ в 1979 г. составил 3559,9 тыс. м3. Списочное число экскаваторов в карьере 4,3, из них 4,0 — ЭКГ-8И.

Показатели работы экскаваторов на карьере приведены в табл. 2.131.

Горная масса из карьера вывозится железнодорожным и автомобильным транспортом. Основной объем перевозок (свыше 90 %) выполняется железнодорожным транспортом, показатели работы которого за 1975— 1979 гг. приведены в табл. 2.132.

Для транспортирования вскрышных пород на отвал применяется автотранспорт. Годовая производительность па один списочный автосамосвал составляет 76,2 тыс. т, сменная — 520 т, коэффициент использования парка — 0,13. Списочное число автосамосвалов равно шести.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: