Днепровский горно-обогатительный комбинат

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Днепровский горно-обогатительный комбинат

08.09.2020

Горишно-Плавнинское и Лавриковское месторождения магнетитовых кварцитов Кременчугского железорудного района расположены в южной части Кременчугской магнитной аномалии. В геологическом строении месторождения принимают участие породы архейской, протерозойской и кайнозойской систем. В составе протерозоя основное определяющее значение принадлежит свите метаморфических сланцев и железистых кварцитов, именуемых Криворожской свитой. Породы Криворожской свиты образуют крупную синклинальную складку Горишно-Плавнинской синклинали, ширина которой достигает 1,3 км. Шарнир складки погружается на север под углом 35°—45°. Крылья складки вытянуты в меридиональном направлении. Большая часть западного крыла синклинали срезана крупным тектоническим нарушением надвигового характера.

Второй железистый горизонт, представленный железистыми кварцитами, являющимися продуктивной толщей месторождения, образует пластообразную залежь, горизонтальная мощность которой изменяется от 35—110 м на восточном крыле мульды до 200 м в замковой ее части. Угол падения рудного пласта на западном и восточном крыльях мульды изменяется от 55 до 90° (рис. 2.25).
Днепровский горно-обогатительный комбинат

Вмещающие рудную залежь породы представлены со стороны висячего бока амфиболо-магнетитовыми кварцитами и сланцами, со стороны лежачего бока — безрудными сланцами и амфиболитами.

С поверхности железистые кварциты прикрыты рыхлыми осадочными породами кайнозоя. Наибольшее распространение имеют суглинки, мелкозернистые пески, глины и песчаники с обломками крепких пород.

В среднем общая мощность осадочных пород по Горишно-Плавнинскому месторождению достигает 22 м, по Лавриковскому — 40 м.

Магнетитовые кварциты месторождения состоят из 34,7% железа общего; 41,4% кремнезема; 0,12% серы; 0,034 % фосфора.

Коэффициент крепости руд и вмещающих пород колеблется от 8 до 20 и от 4 до 15, соответственно. Плотность руд достигает 3,2 т/м3, вмещающих пород — 2,45—2,56 т/м3.

Гидрогеологические условия месторождения характеризуются наличием трех водоносных горизонтов.

Основной водоприток в карьер (80—90 %) связан с горизонтом четвертичных аллювиальных песков. Фактический водоприток в карьер составляет 1400— 1600 м3/ч.

Запас руды в контуре карьера по категориям A+B+C1 составляет 1160 млн т.

Проектные решения на разработку месторождения. Проектное задание на разработку Горишно-Плавнинского месторождения выполнено институтом Южгипроруда в 1959 г. Строительство карьера Днепровского ГОКа производственной мощностью 11,3 млн, т сырой руды в год начато в 1961 г. В 1960 г. институтом выполнено дополнение к проектному заданию 1956 г., предусматривающее увеличение производственной мощности карьера до 15 млн. т руды в год. В 1970 г. карьер сдан в эксплуатацию производственной мощностью 15 млн. т сырой руды.

В 1971 г. выполнен технический проект расширения Днепровского ГОКа с доведением производственной мощности карьера до 34 млн. т руды в год. В 1972 г. карьер достиг производственной мощности 15 млн. т сырой руды.

Ниже приводятся основные проектные показатели карьера Днепровского ГОКа производственной мощностью 34 млн. т руды в год.

В проекте принято следующее горнотранспортное оборудование: буровые станки СБШ-250, экскаваторы ЭКГ-8И и ЭКГ-4,6, автосамосвалы БелАЗ, тепловозы ГЭ-3, думпкары 2ВС-105.

Транспортирование руды предусмотрено по двум схемам. Часть руды транспортируется автосамосвалами, инженерным подъемником по борту карьера и железнодорожным транспортом по поверхности, другая часть — автосамосвалами с перегрузкой внутри карьера па железнодорожный транспорт.

Скальная вскрыша транспортируется по трем схемам. По первой — железнодорожным транспортом из забоя до отвала, по второй — автотранспортом из забоя до перегрузочного пункта, конвейерным подъемником по борту карьера, а затем железнодорожным транспортом и отвал; по третьей — автотранспортом до внутрикарьерного перегрузочного пункта и дальше железнодорожным транспортом в отвал.

Вскрытие и система разработки. Порядок развития горных работ. Месторождение вскрыто с южного фланга южной капитальной траншеей смешанного заложения и системой временных траншей (съездов) по западному и восточному бортам карьера. Развитие горных работ ведется в настоящее время в южной и северной частях карьера. Схема расположения автодорог и железнодорожных путей при вскрытии показана на рис. 2.26.

Существующая схема вскрытия не обеспечивает в настоящее время необходимого развития горных работ в карьере. Институтом Южгипроруда выполнены проектные разработки, в которых предполагается вскрыть нижние горизонты карьера наклонной траншеей, оборудованной конвейерным подъемником производительностью 20 млн. т скальной горной массы в год.

Наклонная траншея располагается на юго-западном борту карьера, что позволяет разрабатывать карьер до глубины 500 м без дополнительного разноса борта карьера. Общая протяженность конвейерной линии 600 м. Магистральный конвейер 1 длиной 440 м расположен в открытой траншее шириной 25 м. Конвейерная лента защищена съемными укрытиями легкого типа. Ленточный конвейер 2 длиной 132 м расположен в закрытой неотапливаемой галерее (рис. 2.27). Ширина ленты конвейера 2000 мм, скорость движения 2,34 м/с. Ленты применяют двух типов: РТЛ-5000 и РТЛ-2500.

Проектом предусмотрено строительство в карьере корпуса крупного дробления горной массы на гор. —42 м. Горизонтом разгрузки автосамосвалов в бункер-питатель является гор. —30 м с двумя точками разгрузки при сквозном движении автосамосвалов (рис. 2.28).

Крупность горной массы, поступающая в дробилку составляет 1200 мм, допускаемый кусок для транспортирования ленточным конвейером — 400 мм. В корпусе крупного дробления устанавливается дробильно-перегрузочный агрегат (установка) ДП2-1200 с дробилкой ККДВ-1200/200 НКМЗ производительностью 5000 т/ч.

Перегрузочный пункт с конвейера на железнодорожный транспорт представляет собой аккумулирующую емкость, рассчитанную на 30—40 мин работы конвейера при отсутствии железнодорожного транспорта.

Система разработки месторождения — транспортная с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы.

Элементы системы разработки следующие: высота уступов от 9 до 15 м (9, 12, 14 и 15 м), ширина рабочих площадок 30—65 м, длина фронта работ 16900 м, в том числе рудного — 950 м, вскрышного — 15900 м.

Параметры карьера на 1.01.76: длина 3500 м, ширина 760 м, глубина 110 м.

За время эксплуатации месторождения (1961—1979 гг.) добыто 176003,0 тыс. т сырой руды и удалено из контуров карьера 171625,0 тыс. м3 вскрышных пород.

Ниже в табл. 2.106 приводится динамика добычных и вскрышных работ за 1971—1979 гг.

Горные работы в карьере ведутся на 10 горизонтах от отметки +59 до -60 (+59, +50, +38, +26, +14, 0, -15, -30, -45, -60), из них на горизонтах +59 и +50 — вскрышные работы, на горизонтах ниже + 50 м — вскрышные и добычные.

Динамика параметров и интенсивность развития рабочей зоны карьера за 1971—1979 гг. приведена в табл. 2.107.

Доставка горной массы осуществляется автомобильно-железнодорожным транспортом, руда и часть скальной вскрыши вывозятся автосамосвалами из забоев до внутрикарьерных перегрузочных пунктов, откуда железнодорожным транспортом — на фабрику и отвалы.

Горные работы на карьере ведутся с применением буровых станков СБШ-250 и СБШ-250МН, экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-4,6, автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548, тепловозов ТЭ-3 с думпкарами 2ВС-105 и ВС-180.

Основные технико-экономические показатели работы карьера Днепровского ГОКа приведены в табл. 2.108.

Буровзрывные работы. Бурение взрывных скважин на карьере производится станками СБШ-250 и СБШ-250МН. В 1979 г. пробурено 449,5 тыс. м взрывных скважин.

Основные показатели работы буровых станков приведены в табл. 2.109.


В 1977 г. взорвано 14103 тыс. м3 горной массы. Число массовых взрывов равно 46. Взрывание применяется многорядное короткозамедленное. В качестве BB используется гранулотол и граммонит 79/21.

Основные показатели взрывных работ приведены в табл. 2.110.

Руды и породы месторождения по взрываемости делятся на четыре категории. Соотношение категории пород по взрываемости в 1977 г. составляло: I категория — 5,7 %, II — 4,6 %, III — 12,8 % и IV — 76,9 %.

В зависимости от характера взрываемых пород сетка взрывных скважин меняется от 6,5х7,0 до 7,0х7,5 м.

Погрузочно-транспортные работы. Погрузка горной массы в карьере осуществляется экскаваторами ЭКГ-8И и ЭКГ-4,6. Объем экскаваторных работ в карьере в 1979 г. составил 56717,0 тыс. м3, в том числе в забоях — 24935,0 тыс. м3, на перегрузочном пункте— 15184,9 тыс. м3 и при укладке пород в отвалы — 15875 тыс. м3. Общее списочное число экскаваторов на 1.01.1980 г. составило 52,4 из них в карьере 42,4.

Показатели работы экскаваторов за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.111.

Фактическая годовая производительность на один экскаватор, находящийся в работе, за 1976 г. составила: но руде 692 тыс. м3, по скальной вскрыше 765,9 тыс. м3, по наносам 1038,5 тыс. м3 и 134,3, 127 и 155,3 тыс. м3 на 1 м3 емкости ковша, соответственно.

До 1976 г. основной объем перевозок горной массы (60%) осуществлялся автотранспортом. Начиная с 1976 г. объем перевозок железнодорожным транспортом превысил объем перевозок автомобильным и в 1977 г. достиг 50710,3 тыс. т.

Показатели работы железнодорожного транспорта на карьере Днепровского ГОКа приведены в табл. 2.112.

Объем перевозок горной массы автомобильным транспортом за 1979 г. составил 48219,9 тыс. т, в том числе БелАЗ-548—47461,1, БелАЗ-540—169,6 тыс. т.

Показатели работы автомобильного транспорта на карьере Днепровского ГОКа приведены в табл. 2.113.

Отвалообразование. Проектом предусматривается раздельное складирование рыхлых и скальных вскрышных пород. На карьере применяется экскаваторное, бульдозерное и гидравлическое отвалообразование. Основным видом отвалообразования является экскаваторное. В 1979 г. в экскаваторные отвалы уложено 15875 тыс, м3 вскрышных пород, что составляет порядка 90 % всего объема отвальных работ:

Списочное число экскаваторов на отвалах составляет 10,2, из них: ЭКГ-8И—5,1 и ЭКГ-4,6—1,7, ЭКГ-4—30 и ЭШ-10/70—0,4. Годовая производительность экскаваторов на отвалах: ЭКГ-8И—1967 тыс. м3, ЭКГ-4,6—1250 тыс. м3. Среднее расстояние транспортирования пород в экскаваторные отвалы 6,5 км, в бульдозерные — 2,6 км.

Параметры западных отвалов следующие: высота 60 м, площадь 960 га, угол откоса 17°; восточных: высота 77 м, площадь 830 га, угол откоса 15°.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: