Ново-Криворожский горно-обогатительный комбинат

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Ново-Криворожский горно-обогатительный комбинат

08.09.2020

Сырьевой базой Ново-Криворожского ГОКа (НКГОКа) является Ново-Криворожское месторождение магнетитовых кварцитов, разрабатываемое карьерами № 1, 2-бис и 3. Месторождение приурочено к замыканию Восточно-Ингулецкой синклинали Главного Криворожского синклинория и делится на Северное, Валявкинское и месторождение Ингулецкая антиклиналь.

Северное месторождение является рудной базой карьера № 1 НКГОКа. В его строении принимают участие магнетитовые кварциты IV железистого горизонта, магнетитовые кварциты и джеспилиты V железистого горизонта, подстилающий III—IV и разделяющий их V сланцевые горизонты.

Основные запасы магнетитовых кварцитов месторождения приурочены к IV железистому горизонту, имеющему мощность от 110 до 230 м. Горизонтальная мощность рудной толщи на поверхности докембрийских пород изменяется от 120 до 200—300 м.

Магнетитовые кварциты IV железистого горизонта содержат 37,2 % растворимого железа, 32 % кремнезема, 0,08 % серы н 0,05 % фосфора.

Строение продуктивной толщи IV железистого горизонта в границах участка крайне неоднородно. Выделяются три типа неокисленных кварцитов, отличающихся минералогическим составом и текстурно-структурными особенностями: магнетитовые, хлорито-карбонатно-магнетитовые и магнетито-хлорито-карбонатные.

Форма рудной залежи представляет собой открытую асимметричную синклинальную складку. Углы падения ее западного крыла на восток составляют 65—75 а восточного крыла на запад — 38—50.

Структура месторождения осложнена тремя крупными синклинальными складками, разделенными двумя антиклиналями. Ширина синклиналей 150—500 м, а антиклиналей 250—300 м. Эти складки асимметричны — западные крылья синклиналей имеют более крутое падение, чем восточные.

Внутренняя структура залежи определяется интенсивным развитием складок высших порядков, образующих ряд субмеридиональных зон смятия шириной 120—350 м и разделенных зонами сравнительно спокойного залегания пород.

Руды и вмещающие породы месторождения характеризуются значительной крепостью. Коэффициент крепости руд составляет 12—18, скальных пород — 8—12, плотность руд и пород соответственно 3,3—3,5 и 3 т/м3, коэффициент разрыхления — 1,5.

В гидрогеологическом отношении два водоносных горизонта рыхлой толщи имеют слабую обводненность, Основной водоносный горизонт приурочен к трещинной зоне кристаллических пород. Общий приток воды в карьер на глубине 300 м достигает 140 м3/ч.

Промышленные запасы неокнеленных кварцитов Северного месторождения в контурах карьера № 1 составляли на 1.01.1976 г. 34,5 млн т.

Месторождение магнетитовых кварцитов Ингулецкая антиклиналь является рудной базой карьера № 2 Ново-Криворожского ГОКа. Месторождение сложено железистыми кварцитами I железистого горизонта, породами второго сланцевого горизонта, железистыми кварцитами II железистого горизонта, мощной толщей силикатных кварцитов третьего и четвертого сланцевых горизонтов и магматическими породами лайкового комплекса. Эти породы перекрыты кайнозойскими отложениями средней мощностью около 9 м.

Рудная залежь месторождения представлена магнетитовыми кварцитами I и II железистых горизонтов, которые образуют асимметричную антиклинальную складку. Падение западного крыла достигает 70—80°, восточного — 30—40°. Истинная мощность магнетитовых кварцитов I железистого горизонта 12—140 м, магнетитовых кварцитов II железистого горизонта — 22—105 м. Железистые кварциты I железистого горизонта представлены следующими разновидностями: силикатно-карбонатно-магнетитовыми (54,5 %), магнетитовыми (24,7 %) и карбонатно-магнетитовыми (20,8 %) с содержанием растворимого железа в них 32,6 %; железистые кварциты II железистого горизонта — карбонатно-магнетитовыми (76,3 %) и магнетитовыми (23,7 %) с содержанием растворимого железа (32,0 %).

Восточнее оси антиклинали в субмеридионалыюм направлении проходит Ново-Криворожский разлом. Падение поверхности разлома западное под углом 70°. В южной части месторождения прослеживается тектоническое нарушение широтного направления.

Основной водоносный горизонт приурочен к кристаллическим железистым породам. Ожидаемый максимальный приток воды в карьере достигает 150 м3/ч.

Запасы магнетитовых кварцитов месторождения Ингулецкая антиклиналь по категориям A+B+C1 составляет 427 млн т.

Валявкинское месторождение является рудной базой карьера № 3 Ново-Криворожского ГОКа и приурочено к западному крылу Западно-Ингулецкой синклинали. Наибольшее промышленное значение на участке имеют железистые кварциты IV железистого горизонта, образующие пластообразное тело длиной по простиранию 3080 м и мощностью от 260 до 540 м. Рудная толща падает на восток под углом 30—80°. Кондиционные магнетитовые кварциты залегают внутри указанной толщи в виде пластообразных залежей мощностью от 10 до 100 м и длиной по простиранию от 100 до 500 м, по падению— от 70 до 200 м. Магнетитовые кварциты Валявкинского месторождения состоят из: 36,4 % железа растворимого; 36,0 % кремнезема; 0,08 % серы; 0,04 % фосфора.

Месторождение в структурном отношении разделено поперечным способом на две части: южная часть IV железистого горизонта, прослеживаемая непрерывной полосой субмеридионального направления до поперечного сброса и выходит под кайнозойские отложения. Падение пород восточное, крутое. Северная часть месторождения перекрыта мощной толщей безрудных и некондиционных железистых и сланцевых горизонтов в виде тектонического покрова.

На месторождении различают четыре типа железистых кварцитов: магнетитовые, гематито-магнетнтовые, силикатно-магнетитовые и хлорито-карбонато-магнетитовые, магнетито-силикатные, характеризующиеся различным процентным содержанием растворимого и связанного железа. Складчатая структура залежи осложнена рядом мелких продольных нарушений.

Водоносные горизонты месторождений приурочены к неогеновым отложениям и кристаллическим породам. Глинистые породы водоносного горизонта неогеновых отложений вследствие пластичности и их водонасыщения способствуют оползневым явлениям, наблюдаемым при разработке вскрышных горизонтов карьера № 3.

Основной водоносный горизонт приурочен к толще трещинопластовых кристаллических пород. Ожидаемый приток воды в карьере на глубине 4300 м составляет 450 м3/ч.

Промышленные запасы неокисленных кварцитов Baлявкинского месторождения в контурах карьера № 3 до глубины 500 м по категориям А+В+С1 составляли на 1.01.1976 г. 1528 тыс. т.

Проектные решения на разработку месторождения. Проект на разработку Северного участка НКГОКа железистых кварцитов выполнен институтом Южгипроруда в 1954 г. Для разработки месторождения проектом было предусмотрено строительство карьера № 1 производственной мощностью 9,0 млн. т сырой руды в год. Строительство карьера начато в 1956 г. В 1959 г. карьер был сдан в эксплуатацию. В 1961 г. он достиг проектной производственной мощности. Успешное освоение месторождения явилось основанием для составления проекта реконструкции карьера с увеличением его годовой производственной мощности до 12,6 млн. т сырой руды. Фактическая производственная мощность карьера в отдельные годы достигла 15—16 млн. т, В настоящее время карьер № 1 достиг проектных контуров. В связи с этим сократился фронт добычных работ и производственная мощность карьера по руде снизилась до 3,6 млн т.

По данным института Южгипроруда, после доразведки запасов и переноса участка железной дороги МПС глубина существующего карьера может быть увеличена с 200 до 500 м с одновременным расширением контуров карьера по поверхности в северном направлении.

Вскрытие, система разработки и порядок развития горных работ. Месторождение вскрыто системой стационарных капитальных траншей внутреннего заложения с тупиковой формой трассы. Уклон траншей 30—35%. Нижняя часть месторождения, отрабатываемая карьером, вскрыта внутренними траншеями с петлевой формой трассы. Уклон траншей 60 %.

Принята транспортная система разработки с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы. Параметры карьера на 1.01.1976 г. следующие: длина по верху 1700 м, ширина по верху 1100 м, длина по низу 280 м, ширина по низу 100 м, глубина 215 м. За время разработки месторождения (1956—1979 гг.) добыто 131,32 млн. т сырой руды.

В 1976 г. в эксплуатации находилось семь горизонтов: +135, +20, +5, -55, -70, -85, -100 м. Добыча руды велась на горизонтах -55, -70, -85, -100 м.

Горная масса из карьера доставляется комбинированным автомобильно-железнодорожным и частично автомобильно-конвейерно-железнодорожным транспортом с использованием опытно-промышленной конвейерной линии, введенной в эксплуатацию в 1972 г. Руда из забоев автосамосвалами транспортируется к грохотильно-дробильному перегрузочному пункту. Подгрохотный продукт через бункер подается на наклонный конвейерный подъемник, с помощью которого руда из забоев доставляется на склад, расположенный на поверхности карьера. Co склада руда отгружается экскаваторами в железнодорожные составы. Надгрохотный продукт грузится экскаваторами в автосамосвалы и транспортируется на перегрузочную площадку.

Параметры конвейерного подъемника следующие: длина конвейерной линии 435 м, ширина ленты 1600 мм, угол наклона 15°, скорость движения ленты 2 м/с, производительность 1000 т/ч.

Горные работы на карьере выполняются с применением буровых станков шарошечного бурения СБШ-250, экскаваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И, автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548, тепловозов ТЭ-3 с думпкарами ВС-80, ВС-95 и BC-105.

Основные технико-экономические показатели работы карьера за 1976—1979 гг. приведены в табл. 2.88.
Ново-Криворожский горно-обогатительный комбинат

Проект на разработку северо-западной части месторождения Ингулецкая антиклиналь карьером № 2-бис выполнен институтом Южгипроруда в 1968 г. Проектная производственная мощность карьера 4,0 млн. т сырой руды в год. Конечная глубина карьера 200 м.

В 1970 г. институтом Южгипроруда выполнен проект реконструкции карьера № 2-бис с расширением его контуров и увеличением глубины. Реконструкция позволит вовлечь в разработку дополнительно свыше 280 млн. т руды при увеличении глубины карьера до 430 м.

Ниже приводятся проектные данные карьера № 2-бис НКГОКа.

Проектом предусмотрено следующее горнотранспортное оборудование: буровые станки СБШ-250, экскаваторы ЭКГ-4.6Б и ЭКГ-8И, автосамосвалы БелАЗ-549, тепловозы ТЭМ-7, думпкары 2ВС-105.

Доставка руды из забоев до перегрузочного пункта предусматривается автосамосвалами и затем железнодорожным транспортом до обогатительной фабрики. Часть вскрышных пород вывозится железнодорожным транспортом из забоев до отвалов, другая — автотранспортом из забоев до внутрикарьерного дробильно-перегрузочного пункта и затем конвейерным транспортом до поверхности и далее железнодорожным в отвалы. Остальная часть вскрышных пород перевозится автосамосвалами до перегрузочного пункта в карьере, а затем железнодорожным транспортом в отвалы.

Вскрытие, система разработки, порядок развития горных работ. Месторождение вскрыто с восточного фланга капитальной траншеей смешанного заложения, а также системой траншей внутреннего заложения с петлевой формой трассы, расположенных в юго-западной части карьерного поля.

Вскрытие рабочих горизонтов производится наклонными и горизонтальными траншеями, располагаемыми по рудной залежи со стороны западного борта карьера. Развитие горных работ в карьере ведется в восточном и северном направлениях.

Система разработки месторождения транспортная с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы. Элементы системы разработки следующие: высота уступа 12—15 м, ширина рабочих площадок 30—50 м, длина фронта работ 9200 м, в том числе по руде 700 м.

Параметры карьера на 1.01.1976 г.: длина 1100 м, ширина 600 м, глубина 120 м.

За время эксплуатации месторождения (1970—1977 гг.) добыто 30712,0 тыс. т сырой руды и удалено из контуров карьера 43 195 тыс. м3 пустых пород.

Динамика добычных и вскрышных работ за 1971—1979 гг. приведена в табл. 2.89.

Горные работы в карьере ведутся на семи горизонтах: +42, +30, +15, ±0, -15, -30, -45 м. Добыча руды производится на двух горизонтах +30, -45 м.

В табл. 2.90 приведена динамика развития рабочей зоны карьера № 2-бис.

Транспортирование вскрышных пород с горизонтов +90, +30 м производится в отвалы железнодорожным транспортом, с нижележащих горизонтов — комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом с экскаваторной перегрузкой по борту карьера.

В настоящее время в связи со значительным увеличением глубины горных работ, для улучшения показателей работы карьерного транспорта и для вскрытия нижних горизонтов карьера предусматривается строительство двух наклонных стволов с конвейерными подъемниками (рис. 2.20) производительностью 10 млн. т в год каждый.


Наклонные стволы проходятся по борту карьера в юго-западном направлении до гор. -45 м. Руда (скальная вскрыша) доставляется из забоев автосамосвалами грузоподъемностью 40 или 75 т до перегрузочного пункта в корпус крупного дробления, оборудованного двумя конусными дробилками ККД-1200/180.

В корпусе крупного дробления имеется два приемных бункера соответственно для руды и вскрыши. Параметры бункера предусматривают одновременную разгрузку двух автосамосвалов. Дробленый материал поступает в бункеры, откуда пластинчатым питателем подается соответственно на рудный и породный конвейерные подъемники. Породный и рудный конвейерные подъемники взаимозаменяемы, при остановке рудного конвейера руду можно транспортировать породным конвейером.

Угол подъема рудного и вскрышного конвейера 12°, длина конвейерной линии 652 и 654 м, соответственно. Высота подъема 117 и 123,8 м. Ширина конвейерной ленты 1600 м, скорость движения — 2,3 м/с.

Ha дневной поверхности предусмотрена прямая перегрузка с конвейеров в железнодорожный транспорт. Руда и порода подаются в бункера небольшой емкости, обеспечивающие работу конвейерных линий при отсутствии подвижного состава в течение 30—40 мин. При более длительном отсутствии подвижного состава поток поступаемой горной массы разгружается на склад.

Проект разработки Валявкинского участка Ново-Криворожского месторождения карьером № 3 выполнен институтом Южгипроруда в 1967 г. на производственную мощность 22 млн. т сырой руды в год. Отработка карьера намечена в три очереди, из которых первые две предусматривают отработку месторождения до глубины 300 м, а третья — до 500 м.

Ниже приводятся проектные данные III очереди карьера № 3.


Проектом предусмотрено следующее горнотранспортное оборудование: буровые станки СБШ-250 и СБШ-320, экскаваторы ЭКГ-8И, автосамосвалы БелАЗ-549, тепловозы ТЭМ-17, думпкары 2ВС-105 и 2ВС-180.

Доставка вскрышных пород с верхних горизонтов предусмотрена железнодорожным транспортом в отвалы, с нижних горизонтов — автотранспортом до внутрикарьерного перегрузочного пункта и затем железнодорожным транспортом в отвалы.

Руда доставляется из забоев до внутрикарьерного дробильного перегрузочного пункта, затем конвейерным транспортом до поверхности и далее железнодорожным до обогатительной фабрики.

Вскрытие, система разработки, порядок развития горных работ. Месторождение вскрыто северо-западной капитальной траншеей внешнего заложения и системой траншей внутреннего заложения с петлевой формой трассы (рис. 2.21).

Вскрытие рабочих горизонтов осуществляется временными траншеями, располагаемыми со стороны лежачего бока залежи.

В связи с усложнением горнотехнических условий эксплуатации карьера в настоящее время так же как и на карьере № 2-бис планируется реализация проектных решений по переходу на вскрытые нижних горизонтов двумя наклонными стволами, оборудованными конвейерными подъемниками с шириной ленты 2000 мм, годовой производительностью 22 млн. т руды (рис. 2.22).

Корпус крупного дробления с двумя конусными дробилками ККД-1200/180 (по одной дробилке на каждую конвейерную линию) располагается в бетонном колодце с разгрузкой автосамосвалов на концентрационном гор. 60 м. Руда из забоев доставляется автосамосвалами грузоподъемностью 40 или 75 т. Приемное отверстие допускает одновременную разгрузку четырех автосамосвалов. Дробленая руда из дробилки поступает в бункер емкостью 600 т, из которого пластинчатым питателем равномерно загружается на ленточный конвейер.

По мере дальнейшего понижения горных работ предусматривается строительство на концентрационном горизонте — 165 м второго корпуса дробления с отдельным конвейером, который будет перегружать руду на удлиненную часть существующего конвейера.

Нa поверхности предусмотрена непосредственная перегрузка с конвейерного транспорта в железнодорожный. Для обеспечения независимой работы карьера и обогатительной фабрики в случаях перебоя в работе конвейеров и поступления железнодорожных составов под погрузку предусматриваются склады руды. Емкость складов— трехсуточная, склады открытого типа с двухсторонней экскаваторной погрузкой в думпкары. Система разработки месторождения — транспортная с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы. Элементы системы разработки следующие: высота уступов 12—15 м, ширина рабочих площадок 50—60 м, длина фронта работ 22000 м, в том числе по руде 2080 м. Параметры карьера на 1.01.1976 г. — длина 1500 м, ширина 1000 м, глубина 120 м.

За время эксплуатации месторождения (1973—1979 гг.) добыто 65872,9 тыс. т сырой руды и удалено из контуров карьера 70432,4 тыс. м3 эксплуатационной вскрыши.

Динамика добычных и вскрышных работ за 1973—1979 гг. приведена в табл. 2.91.


Горные работы в карьере ведутся на горизонтах: + 90, +75, +66, +54, +42, +30, +15, ±0, -15, -30, -45, -60, -75, —90, —105 м. Добыча руды на горизонтах: + 30, +15, ±0, -15, -30, -45, -60, -75, -90 м.

Вскрышные породы с горизонтов +90, -(+54) м доставляются железнодорожным транспортом в отвалы. С нижележащих горизонтов горная масса (вскрыша и руда) вывозится комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом с экскаваторной перегрузкой на борту карьера.

Горные работы на карьере ведутся с применением буровых станков СБШ-250, СБШ-320, экскаваторов ЭКГ-4,6, ЭКГ-8И, автосамосвалов БелАЗ-540 и БелЛЗ-548, тепловозов ТЭ-3 с думпкарами ВС-80, ВС-85, MC-105.

Основные технико-экономические показатели работы карьеров НКГОКа приведены в табл. 2.92.

Буровзрывные работы. Бурение взрывных скважин на карьерах комбината производится станками СБШ-250 и СБШ-320. В 1979 г. пробурено 416,0 тыс. м скважин станками СБШ-250.

Основные показатели работы буровых станков приведены в табл. 2.93.

В 1977 г. взорвано 20455,1 тыс, м3 горной массы. Взрывание горной массы производится многорядным короткозамедленпым способом на неподобранный забой. Среднее количество BB на одни массовый взрыв достигает 460 т. В качестве BB применяют тротил и граммонит 79/21.

Основные показатели взрывных работ приведены в табл. 2,94.

Наиболее распространена сетка скважин 6,5х7,0 и 7,0х7,5 м она принимается в зависимости от характера взрываемых пород. Конструкция зарядов сплошная и комбинированная.


Погрузочно-транспортные работы. Погрузка горной массы производится экскаваторами ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И. В 1979 г. объем экскаваторных работ на карьерах комбината составил 52084,4 тыс. м3, из них отгрузка горной массы из забоев — 24306,2 тыс. м3, перегрузка горной массы — 13409,8 тыс. м3 и укладка пород в отвалы — 14368,4 тыс. м3. Общее списочное число экскаваторов на 1.01.1980 г. составило 57, из них в карьерах работает 43,4.

Показатели работы экскаваторов за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.95.

Фактическая производительность на один экскаватор, находящийся в работе, в 1977 г. составила: по руде — 2022,7 тыс. м3, по вскрыше — 1799,3 тыс. м3 и 279,8 и 264,6 тыс. м3 на 1 м3 емкости ковша, соответственно.

Основной объем горной массы, добываемой в карьерах, перевозится железнодорожным транспортом, на его долю приходится около 60% всего объема. Общая длина железнодорожных технологических путей составляет 250 км, из них временных — 39 км.

Показатели работы железнодорожного транспорта за 1975—1977 гг. приведены в табл. 2.96.

Объем перевозок горной массы автомобильным транспортом за 1979 г. составил 50552,2 тыс. т; в том числе автосамосвалами БелАЗ-549—3832,8 тыс. т и БелАЗ-548—46134,6 тыс. т.

Показатели работы автомобильного транспорта на карьерах НКГОКа приведены в табл. 2.97.

Отвалообразование. На карьерах комбината применяется экскаваторное и бульдозерное отвалообразование. Основным видом отвалообразования является экскаваторное. В 1979 г. в отвалы уложено 15811,4 тыс. м3 вскрышных пород, из них экскаваторами — 14368,4 тыс. м3. Производительность экскаваторов, отсыпающих породу в отвал, составляет: ЭКГ-8И — 1255 тыс. м3/год, ЭКГ-4,6 — 680 тыс. м3/год. Списочное число экскаваторов на отвале составляет 13,6, из них ЭКГ-8И 8,9.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: