Геологическая характеристика Первомайского месторождения

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Геологическая характеристика Первомайского месторождения

08.09.2020

Первомайское месторождение расположено а северной части Криворожского бассейна, в зоне сложной блоковой тектоники.

Основную промышленную ценность представляет VI железистый горизонт магнетитовых кварцитов, в котором сосредоточено более 96 % всех балансовых запасов месторождения. Шестой железистый горизонт залегает в виде двух мощных толщ: западной — мощностью 100—500 м и восточной — мощностью 200—800 м, разделенных породами VII сланцевого горизонта мощностью 100—400 м.

Из-за нарушений сбросово-сдвигового типа VI железистый горизонт дважды наблюдается в геологическом разрезе. В результате образуется широкое рудное поле размерами 1,2-1,5 км при длине месторождения по простиранию до 2 км.

Пятый железистый горизонт прослеживается в лежачем боку VI горизонта в виде прерывистой полосы магнетитовых кварцитов средней горизонтальной мощностью 50 м.

Железистые горизонты I и II — маломощные (горизонтальная мощность 20—40 м), перемежаются сланцевыми горизонтами и не имеют промышленного значения. Седьмой железистый горизонт залегает в висячем боку месторождения и имеет большую горизонтальную мощность (450 м) магнетито-силикатных кварцитов некондиционного состава.

Магнетитовые кварциты месторождения содержат: 34,1 % железа растворимого; 37 % кремнезема; 0,09 % серы; 0,05 % фосфора.

Покрывающие породы месторождения представлены четвертичными лёссовидными суглинками, бурыми суглинками и красно-бурыми глинами. Мощность покрывающих пород изменяется от 7,2 до 44 м и в среднем составляет 24 м. Плотность руд 3,2—3,3 м3/т, скальных пород 2,6—2,8 т/м3, рыхлых пород 2,0 т/м3. Коэффициент крепости руд 14—19, вмещающих пород 8—12. Коэффициент разрыхления руд 1,5, скальных пород 1,4.

Проектные решения на разработку месторождения. Проектное задание на строительство Первомайского карьера СевГОКа выполнено институтом Южгипроруда в 1954—1956 гг.

Строительство карьера на базе железистых кварцитов Первомайского месторождения начато в 1960 г. В 1962 г. карьер сдан в эксплуатацию производственной мощностью 4 млн. т сырой руды в год, а в 1964 г. проектной производственной мощностью 13,5 млн. т.

В 1969 г. институтом Южгипроруда выполнено проектное задание расширения СевГОКа до 48,5 млн. т сырой руды в год, в том числе увеличения производственной мощности Первомайского карьера до 30,5 млн. т.

Ниже приводятся основные проектные показатели Первомайского карьера.

Проектом предусмотрено следующее горнотранспортное оборудование: буровые станки СБШ-250, экскаваторы ЭКГ-8И, ЭКГ-4,6, автосамосвалы БелАЗ-549, тепловозы ТЭ-3, думпкары 2ВС-105 и 2ВС-180.
Геологическая характеристика Первомайского месторождения

Транспортирование вскрышных пород с верхних горизонтов предусматривается железнодорожным транспортом непосредственно в отвалы. Другая часть вскрышных пород — в отвалы комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом с внутрикарьерной перегрузкой.

Основной объем руды (20 млн. т) транспортируется комбинированным автомобильно-конвейерно-железнодо-рожным транспортом по схеме: забой—автотранспорт—перегрузочный пункт — конвейерный подъемник — железнодорожный транспорт — фабрика. Остальной объем руды предусмотрено транспортировать комбинированным автомобильно-железнодорожным транспортом по схеме: забой — автотранспорт — перегрузочный пункт — железнодорожный транспорт — фабрика.

Вскрытие и система разработки. Порядок развития горных работ. Проектом предусмотрено вскрытие месторождения двумя системами выездных траншей внутреннего заложения в юго-восточном и северо-западном направлениях.

Постоянные выездные траншеи предусматривалось располагать по юго-западному и северо-восточному бортам карьера. Ширина траншей принималась равной 20 м с учетом двухполосного движения автомашин по дорогам с уклоном 70%.

Для уменьшения объемов горно-капитальных и вскрышных работ вскрытие рабочих горизонтов в первые годы эксплуатации по проекту осуществлялось временными траншеями с постепенным переходом на постоянную трассу.

Для более быстрого ввода в эксплуатацию карьера проектная схема вскрытия месторождения была изменена. Вместо нее применили схему вскрытия индивидуальными полутраншеями, обеспечивающую поперечное расположение фронта работ без проходки разрезных траншей. Горные работы при этом развивались с юга на север и с севера на юг одновременно. Схема расположения автодорог и железнодорожных путей при вскрытии Первомайского карьера приведена на рис. 2.19.

Система разработки — транспортная с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы. Элементы системы разработки следующие: высота уступа по наносам 10—13 м, по скальным породам и рудам— 12 м, средняя ширина рабочих площадок 45 м, длина фронта работ 16 250 м, в том числе по руде — 3500, по вскрыше — 12 750 м.

Динамика параметров системы разработки и показатели интенсивности развития рабочей зоны карьера приведены в табл. 2.80.

Параметры карьера на 0.1.01.1976 г. следующие: длина 1700 м, ширина 2000 м, глубина 206 м.

За время эксплуатации месторождения (1963—1979 гг.) добыто 357 181 тыс. т сырой руды н удалено из контуров карьера 222 077 млн. м3 эксплуатационной вскрыши.

В табл. 2.81 приводится динамика добычных и вскрышных работ за 1971 —1979 гг.

Горные работы в карьере ведутся на 19 горизонтах: +115, +102, +89, +77, +65, +53, +41, +29, +17, + 5, -7, -19, —31, -43, -55, -67, -79, -91 м.

Горная масса с верхних горизонтов доставляется железнодорожным транспортом с тепловозной тягой, а с гор. +53 м и ниже — комбинированным автомобильножелезнодорожным. Вскрышные породы с нижних горизонтов вывозятся автотранспортом на внутрикарьерные перегрузочные пункты, расположенные на гор. +53 м, откуда железнодорожным транспортом вывозятся в отвалы.

Руда автотранспортом доставляется из забоев на перегрузочные пункты, расположенные на гор. +29 и гор. +41, м откуда железнодоржным транспортам вывозится на фабрику.

Горные работы на карьере ведутся с применением буровых станков СБШ-250 (250МН), СБШ-320, экскаваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И, автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548, тепловозов ТЭ-3 и думпкаров грузоподъемностью 80 и 105 т.

Основные технико-экономические показатели работы Первомайского карьера приведены в табл. 2.82.

Буровзрывные работы. В 1979 г. пробурено 509,8 тыс. м скважин, из них более 400 тыс. м станками СБШ-250. Основные показатели работы буровых станков приведены в табл. 2.83.

В 1977 г. взорвано 14791,1 тыс. м3 горной массы. Взрывные работы ведутся с применением короткозамедленного многорядного взрывания на неподобранный забой. Среднее количество BB на один массовый взрыв составляет 274 т. В качестве BB применяют тротил и граммонит 79/21.

Основные показатели взрывных работ приведены в табл. 2.84.


В зависимости от характера взрываемых пород на карьере применяется сетка скважин 7x7,5 м для легко-взрываемых и 6,5х7 м для средневзрываемых пород. Длина забойки составляет соответственно 7 и 6 м, величина перебура — 2,5—3,0 м. Средняя глубина скважин — 16 м. Конструкция зарядов сплошная и комбинированная.

Погрузочно-транспортные работы. Общее списочное число экскаваторов 45,5, из них в карьере работает 44,2, в том числе ЭКГ-4,6-25,5 и ЭКГ-8И—8,7.

Объем экскаваторных работ в 1977 г. составил 469 959 тыс. м3, в том числе: отгрузка горной массы из обоев — 23379,8 тыс. м3, перегрузка на внутрикарьерных перегрузочных пунктах — 10674,8 тыс. м3, укладка пород в отвалы — 12941,8 тыс. м3.

Показатели работы экскаваторов за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.85.

Фактическая годовая производительность на один экскаватор, находящийся в работе, составила: по руде — 923.4 тыс. м3, по вскрыше 1016,6 тыс. м3 и 195,1 и 163.4 тыс. м3 на 1 м3 емкости ковша соответственно.

Основной объем горной массы, добываемой в карьерах СевГОКа, перевозится железнодорожным транспортом, на долю которого приходится около 60 % всего объема перевозок.

В табл. 2.86 приведены показатели работы железнодорожного транспорта на Первомайском и Анновском карьерах.

Объем перевозок горной массы автомобильным транспортом на карьерах комбината а 1979 г. составил 76 827 тыс. т, в том числе автосамосвалами БелАЗ-540—9093 тыс. т и БелАЗ-548—65753 тыс. т.

Показатели работы автомобильного транспорта на карьерах Анновском и Первомайском приведены в табл. 2.87.

Отвалообразование. На карьере применяется экскаваторное и бульдозерное отвалообразоваиие. Основным является экскаваторное с применением ЭК Г-8 И и ЭКГ-4,6. В 1979 г. в отвалы уложено 12941,3 тыс, м3 вскрышных пород, что составляет 77 % всего объема отвальных работ. Списочное число экскаваторов, занятых на отвальных работах, составляет 8,6, из них 1,3 экскаватора ЭКГ-8И и 7,3—ЭКГ-4,6. Годовая производительность одного списочного экскаватора на отвальных работах составляет соответственно 2135 тыс. м3 и 1393 тыс. м3.


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: