Южный горно-обогатительный комбинат

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Южный горно-обогатительный комбинат

08.09.2020

Месторождение железистых кварцитов Скелеватского магнетитового массива Криворожского железорудного бассейна приурочено к южному замыканию Западно-Ингулецкой синклинали.

Рудные тела месторождения представлены шестью железистыми горизонтами и имеют пластовую форму, залегают согласно с вмещающими породами, простирание северное и северо-восточное, падение восточное и западное под углом 35—45°. В настоящее время промышленное значение имеет рудное тело IV, неокисленные кварциты которого отрабатываются карьером Южного ГОКа.

Размеры рудной залежи: длина по простиранию 5600 м, мощность 135—400 м. Залежь сложена магне-титовыми, гематито-магнетитовыми, силикатно-магнетито-карбонатными, магнетито-силикатно-карбонатными кварцитами. Главные рудные минералы: магнетит и гематит.

Рудное тело V имеет следующие размеры: длина по простиранию 2400 м, мощность 50—120 м.

Рудное тело VI имеет длину по простиранию 1060 м, глубину залегания 55—225 м. Рудные тела сложены мартитовыми, гематито-мартитовыми, лимонито-мартитовыми кварцитами и джеспилитами.

Промышленное использование окисленных кварцитов месторождения намечается после строительства обогатительной фабрики, работающей по магнитофлотационной схеме с селективной флокуляцией тонких шлаков.

По химическому составу магнетитовые кварциты Скелеватского участка так же, как и все криворожские кварциты, представляют высококремнистуго руду с содержанием железа растворимого 39,3—39,6 %, кремнезема 32—35 %, глинозема 0,6 %, окиси кальция 1,7 %, окиси магния 3 %, серы 0,05 %, фосфора 0,04 %.

По физическим свойствам железистые кварциты относятся к весьма крепким породам, отличающимся высокой абразивностью. Коэффициент крепости руды 12— 18, вмещающих пород 8—11. Плотность руд 3,3—3,4 т/м3, пород 2,8—3,0. Коэффициент разрыхления руд и пород 1,4—1,5.

Гидрогеологические условия месторождения благоприятны для его разработки. Ожидаемый водоприток на глубине 300 м составляет 310 м3/ч, на глубине 500 м — 480 м3/ч.

Общие запасы железистых кварцитов Скелеватского участка на 1.01. 1976 г. составили 2145 млн. т (категория A+B+C1).

Проектные решения на разработку месторождения. Строительство I очереди карьера Южного ГОКа годовой производственной мощностью 9 млн. т руды на базе Скелеватского магнетитового участка начато в 1952 г. по проекту института Южгипроруда. Начало горных работ на карьере относится к январю 1953 г.

Первая очередь карьера введена в эксплуатацию в 1955 г.

В 1956 г. составлен проект II очереди карьера с расширением его контуров и доведением производственной мощности до 18 млн. т сырой руды в год. Строительство карьера II очереди начато в 1958 г. и закончено в конце 1960 г. Затем институтом Южгипроруда был составлен проект III очереди на дополнительную производственную мощность 6 млн. т руды в год. Карьер был расширен за счет вовлечения в разработку северо-восточного участка месторождения.

В 1964 г. выполнен проект IV очереди расширения и реконструкции карьера с доведением его мощности до 32—34 млн. т сырой руды в год.

Ниже приводятся основные технико-экономические показатели карьера Южного ГОКа (проект IV очереди).
Южный горно-обогатительный комбинат

При производстве горных работ проектом предусмотрено применение буровых станков СБШ-250 и СБШ-320, экскаваторов ЭКГ-8И, электровозов EL-1, тяговых агрегатов ПЭ-2М, думпкаров 2ВС-105 и автосамосвалов БелАЗ-540.

Транспортирование руды и вскрыши с верхних горизонтов (до гор. —60 м) предусмотрено электровозами с думпкарами 2ВС-105. Руда с нижних горизонтов (20 млн. т) транспортируется тяговыми агрегатами до дробильно-перегрузочного пункта на гор. -90 м, затем конвейерным транспортом на поверхность и железнодорожным до обогатительной фабрики.

Вскрышные породы нижних горизонтов, а также часть руды транспортируются из забоев тяговыми агрегатами до гор. —60 м и далее электровозами EL-1 на фабрику и отвалы.

Вскрытие и подготовка нижних горизонтов производятся с применением автосамосвалов БелАЗ-540.

Вскрытие, система разработки и развитие горных работ. Участок месторождения, разрабатываемый карьером I очереди, был вскрыт системой комбинированных траншей по юго-западному борту карьера. Верхние горизонты (гор. +40 м и выше) вскрывались внешними полутраншеями. Участок месторождения, разрабатываемый карьером II очереди, был вскрыт с сохранением существующей схемы вскрытия в юго-западной части карьера, а также системой тупиковых траншей в юго-восточной части карьера.

На последующем этапе разработки месторождения (карьер III очереди) новые горизонты вскрыты комбинированными внутренними траншеями, расположенными на восточном борту карьера. Горные работы развивались от восточного борта в западном направлении. Схема расположения железнодорожных путей при вскрытии карьера ЮГОКа показана на рис. 2.14.

В настоящее время завершены работы по реализации проектной схемы вскрытия нижних горизонтов карьера для перехода на транспортирование руды конвейерным транспортом. Схема вскрытия включала строительство котлована для корпуса крупного дробления на гор. —75 м, станций приводов № 1 и 2, связанных между собой подземным стволом, угол наклона которого 14°.

Трасса конвейерного подъемника (рис. 2.15) располагается в наклонном стволе на восточном борту карьера. Длина конвейерной линии в карьере 802 м, общая проектная длина конвейерной линии до обогатительной фабрики 2100 м. Ширина конвейерной ленты 2000 мм, скорость движения ленты 2 м/с. Тип ленты 1PTЛ.

Руда до приемного устройства (бункера) корпуса крупного дробления в карьере доставляется железнодорожным транспортом. Из бункера руда пластинчатым питателем подается на неподвижный колосниковый грохот тяжелого типа. Надгрохотный продукт поступает в щековую дробилку 2100x1500x180, а подгрохотный и дробленый материал — на пластинчатый питатель и затем на магистральный конвейер и далее па обогатительную фабрику.

Горные работы в настоящее время ведутся в контурах карьеров I—IV очереди. Принятая система разработки — транспортная с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы. Горные работы развиваются в западном и юго-западном направлениях. Параметры карьера на 1.01. 1976 г, следующие: длина 3500 м, ширина 2500 м, глубина 180 м.

За время эксплуатации Скелеватского участка (1955—1976 гг.) добыто 572 288 тыс. т сырой руды и удалено из контуров карьера 250 970 тыс, м3 пустых пород.

В табл. 2.58 приводится динамика добычи руды и вскрышных пород за 1971—1979 гг.

В 1977 г. в эксплуатации находилось 15 горизонтов: +80, +70, + 60, +45, +30, +15, ±0, -15, -30, -45, -60, -75, -90, -105, -120 м. Добычные работы велись на 12 нижних горизонтах: +45, +30, +15, ±0, -15, -30, -45, -60, -75, -90, -105, -120 м.

Динамика параметров рабочей зоны за 1970—1979 гг. и интенсивность развития горных работ приведены в табл. 2.59.

Горные работы на карьере выполняются с применением буровых станков СБШ-250 н СБШ-250МН, СБО-1 и СБО-2, экскаваторов ЭКГ-8И, ЭКГ-4,6, электровозов EL-1 с думпкарами грузоподъемностью 80, 85 и 105 т.

Основные технико-экономические показатели работы карьера за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.60.

Буровзрывные работы. В 1979 г. пробурено 142 800 м взрывных скважин, в том числе станками шарошечного бурения 115 700 м и станками огневого бурения 27 100 м.

Основные показатели работы буровых станков приведены в табл. 2.61.

Взрывание горной массы на карьере производится многорядным короткозамедленным способом на неподобранный забой.

Скальная горная масса по трещиноватости согласно шкале Межведомственной комиссии по взрывному делу подразделяется на пять категорий. Соотношение горной массы по категории за 1977 г, составило: III — 13 %, IV — 33 % и V — 54 %.

Основные показатели взрывных работ приведены в табл. 2.62.

Основными типами BB на карьере являются тротил и граммонит 79/21, Средства взрывания ДША и ДШЭ-12.

В зависимости от характера взрываемых пород применяются сплошная и комбинированная конструкции зарядов.

Погрузочно-транспортные работы. Погрузка горной массы производится экскаваторами ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И. Объем экскаваторных работ в 1979 г. составил 30912,5 тыс. м3, из них 20295,2 тыс.. м3 отгружено горной массы из забоев, в том числе экскаваторами ЭКГ-4,6—6807,8 тыс. м3 и ЭКГ-8И — 13487,4 тыс. м3. Списочное число экскаваторов в карьере 22,9, из них 12,6 экскаваторов ЭКГ-4,6 и 10,3 экскаваторов ЭКГ-8И.

Показатели работы экскаваторов на карьере приведены в табл. 2.63.

Фактическая годовая производительность одного экскаватора, находящегося в работе, за 1977 г. составила: па руде — 818,5 тыс. м3, на вскрыше — 843,7 тыс. м3 и 148,8 тыс, м3 на 1 м3 емкости ковша.

Транспортирование горной массы из карьера производится электрифицированным железнодорожным транспортом.

Показатели работы железнодорожного транспорта за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.64.

Годовая выработка на один локомотив, находящийся в работе, составляет 1529,7 тыс. т и 14901,2 тыс. т*км.

Отвалообразование. Складирование вскрышных пород производился на трех отвальных площадях (Лево-бережные, Правобережные и Шимановские отвалы). Левобережные отвалы имеют и отвальных тупиков общей длиной 13,2 км. Правобережные и Шимановские отвалы имеют по одному отвальному тупику длиной 0,7 и 1,3 км соответственно. Списочное число экскаваторов, занятых на отвальных работах, 13,0. Производительность экскаватора ЭКГ-8И—2 млн. м3/год.

В 1977 г. в Левобережные отвалы уложено 93 009 тыс. м3 скальных пород, в Правобережные — 691 тыс. м3 окисленных кварцитов и в Шимановские — 584 тыс. м3 наносов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: