Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Лебединский горно-обогатительный комбинат


Геологическое строение Лебединского месторождения. В геологическом строении месторождения принимает участие комплекс сложнодислоцированных метаморфических пород докембрия, прорванный дайками кислого и основного состава, и перекрывающий его комплекс горизонтально залегающих осадочных пород девонского и мезокайнозойского возраста, общая мощность которых изменяется от 52 до 150 м. Рудами месторождения являются железистые кварциты (неокисленные) и продукты их выветривания — богатые руды, окисленные и полуокисленные железистые кварциты.

Железистые кварциты относятся к свите Курской серии нижнепротерозойских образований и представлены двумя подсвитами — нижней и верхней, разделенными пачкой сланцев. Мощность этой свиты составляет 300—650 м. Промышленное значение имеет верхняя подсвита железистых кварцитов, представленная переслаиванием силикатно-магнетитовых и магнетитовых кварцитов с прослоями железнослюдково-магнетитовых и амфиболовых разновидностей кварцитов и тонкими прослоями сланцев. Мощность подсвиты изменяется от 100 до 220—230 м.

В основании осадочных образований залегают богатые железные руды, переходящие с глубиной в окисленные и полуокисленные кварциты. Мощность коры выветривания 80—90 м, мощность залежей богатых железных руд изменяется от 0 до 60 м. Структура месторождения осложнена разрывными нарушениями.

Верхняя подсвита железистых кварцитов образует основную продуктивную залежь. Мощность подсвиты изменяется от 100 до 230 м. Ширина залежи составляет 250—500 м. Верхняя железорудная подсвита имеет сложное многопластовое строение.

Богатые железные руды связаны, в основном, с железистыми кварцитами верхней подсвиты. На месторождении установлено шесть плащеобразных горизонтальных залежей остаточных богатых руд. Мощность залежей изменяется от 0 до 60 м.

Неокисленные железистые кварциты представлены очень крепкими мелко- и тонкозернистыми породами, состоящими из чередующихся прослойков: кварцевых силикатных и рудных. Основными минералами, слагающими железистые кварциты, являются: кварц, магнетит, куммингтовит, актиномит и щелочные амфиболы.

Физико-механические свойства руд и вмещающих горных пород отличаются большим разнообразием. Коэффициент крепости бедных руд 16—20, богатых руд 3—6, вмещающих пород от 3 до 20. Плотность руд 3,3—3,5 т/м3, вмещающих пород 2,5—2,75 т/м3. Коэффициент разрыхления пород и руд 1,5.

Подавляющую часть запасов составляют неокисленные магнетитовые кварциты (более 95 %), содержащие 30—40 % железа растворимого, 35—52 % окиси кремния, до 5,34 % окиси алюминия, 0,02—0,2 % серы, 0,9—0,12 % фосфора.

Месторождение характеризуется сложными горногеологическими условиями. Сложность обусловлена наличием пяти водоносных горизонтов, три из которых: сеноман-альбский, мергельно-меловой и четвертичный дают около 90 % водопритока в карьер.

Общий водоприток в действующий карьер составляет 4050 м3/ч.

Карьер Лебединского ГОКа построен на базе железистых кварцитов Лебединского и Южно-Лебединского месторождений в контурах действующих Лебединского и Южно-Лебединского карьеров, разрабатывающих богатые железные руды.

Строительство этих карьеров начато в 1956 и в 1964 гг. по проектам, разработанным институтами Южгипроруда и Центрогипроруда. Эксплуатация месторождений начата в 1960 и в 1969 гг. соответственно. Проектная годовая производственная мощность по руде 6,0 и 2,0 млн. т соответственно по Лебединскому и Южно-Лебединскому карьерам.

В 1968 г. на базе железистых кварцитов Лебединского месторождения институтом Центрогнпроруда запроектирован карьер Лебединского ГОКа. Проектом первой очереди комбината предусматривалась добыча 30 млн. т кварцитов.

С 1968 г. на Лебединском карьере начата добыча железистых кварцитов Лебединским ГОКом. В 1972 г. карьер введен в эксплуатацию производственной мощностью 7,5 млн. т железистых кварцитов в год.

В 1971 г. институтом Центрогипроруда составлен проект на разработку железистых кварцитов Южно-Лебединского месторождения в контуре Южно-Лебединского карьера богатых руд с годовой производственной мощностью 3,5 млн т. В 1972 г. выполнено технико-экономическое обоснование (ТЭО) на увеличение производственной мощности карьера Лебединского ГОКа до 46,0 млн. т железистых кварцитов в год.

Ниже приводятся основные проектные показатели карьера Лебединского ГОКа.
Лебединский горно-обогатительный комбинат

Проектом предусмотрено следующее горнотранспортное оборудование: буровые станки СБШ-250 и СБЩ-320, экскаваторы ЭКГ-8И, электровозы ОПЭ-1Б, думпкары 2ВС-105, автосамосвалы БелАЗ-549.

Часть руды и скальных вскрышных пород транспортируется непосредственно из забоев железнодорожным транспортом, другая — автотранспортом с перегрузкой на экскаваторном внутрикарьерном перегрузочном пункте на железнодорожный транспорт.

В настоящее время институтом Центрогипроруда выполнен проект второй очереди расширения Лебединского ГОКа с увеличением производственной мощности карьера по добыче железистых кварцитов до 46 млн. т/год.

Вскрытие, система разработки и порядок развития горных работ. Месторождение в контурах Южно-Лебединского карьера вскрыто с севера капитальной траншеей смешанного заложения на глубину до отметки +78 м.

Месторождение в контурах Лебединского карьера вскрыто двумя траншеями внутреннего заложения. Схема развития автодорог и железнодорожных путей показана на рис. 2.9. Нижние горизонты месторождения, представленные железистыми кварцитами, вскрыты капитальной траншеей на глубину до отметки +30 м, а также системой временных траншей с петлевой формой трассы. Месторождение отрабатывается транспортной системой с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы.

Схема расстановки оборудования показана на рис. 2.10. Главное направление развития горных работ на юг и восток.


Железистые кварциты и скальные вскрышные породы в контурах карьера Лебединского ГОКа разрабатываются уступами высотой 15 м с применением буровзрывных работ. Для обуривания горных пород применяются станки СБШ-250, СБШ-320 и СБО-160/20.

Взорванную горную массу грузят экскаваторами ЭКГ-8И на горизонтах +75, +60, +45, +30, +15 м в думпкары грузоподъемностью 105 и 180 т и затем электрифицированным железнодорожным транспортом вывозят на обогатительную фабрику и в отвалы.

На горизонтах ниже отметки +30 м до отметки —75 м горная масса грузится в автосамосвалы БелАЗ-540 и БелАЗ-548 с доставкой на перегрузочный пункт и последующим транспортированием железнодорожным транспортом на фабрику и отвалы. Рыхлые породы вывозятся из карьера железнодорожным транспортом.

Параметры карьера Лебединского ГОКа на 1.01.1976 г. следующие: длина 200 м, ширина 1600 м, глубина 185 м.

За время эксплуатации (1972—1977 гг.) добыто 119 437 тыс. т железистых кварцитов и удалено из контуров карьера 52137,2 тыс. м3 пустых пород.


В табл. 2.41 приводится динамика добычных и вскрышных работ за 1972—1979 гг,

В 1979 г. на карьере Лебединского ГОКа в эксплуатации находилось десять горизонтов: +60, +45, +30, + 15, ±0, -15, -30, -45, -60, -75 м.

Динамика параметров рабочей зоны за 1975—1979 гг. и показатели интенсивности развития горных работ приведены в табл. 2.42.

Основные технико-экономические показатели работы карьера приведены в табл, 2.43.

Буровзрывные работы. Бурение на карьере выполняется станками СБШ-250 и СБШ-320. В 1979 г. пробурено 438,8 тыс. м взрывных скважин, в том числе станками СБШ-250—409,2 тыс. м, или 93 %.


Основные показатели работы буровых станков приведены в табл. 2.44.

Взрывные работы на карьере ведутся с применением многорядного короткозамедленного способа взрывания.

Основные показатели взрывных работ приведены в табл. 2.45.

Основными типами BB на карьере являются граммонит 79/21 и алюмотол. Конструкция зарядов в зависимости от характера взрываемых пород — сплошная и комбинированная с воздушными промежутками.


Погрузочно-транспортные работы. Погрузка горной массы производится экскаваторами ЭКГ-8И и ЭКГ-4,6. Объем экскаваторных работ в 1979 г. составил 37595,9 тыс. м3, из них 19664,4 тыс, м3 — отгрузка горной массы из забоев, 7609,5 тыс. м3 — перегрузка горной массы на внутрикарьерных перегрузочных пунктах и 10322,0 тыс, м3 — укладка пород в отвалы.

Списочное число экскаваторов составляет 49,9, из них в карьере работает 38,8.

Показатели работы экскаваторов приведены в табл. 2.46.

Фактическая годовая производительность на один экскаватор, находящийся в работе, за 1977 г. составила: по руде 778 тыс. м3, по вскрыше 1185 тыс. м3.

Доставка горной массы на карьере производится железнодорожным и автомобильным транспортом и гидротранспортом. Основным видом транспорта является железнодорожный, которым в настоящее время вывозится из карьера, с учетом вторичных перевозок, более половины добываемой горной массы.

Показатели работы железнодорожного транспорта за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.47.

Около 85 % руды и 15,2 % вскрышных пород из забоев карьера вывозится автотранспортом до внутрикарьерных перегрузочных пунктов.

Показатели работы автомобильного транспорта за 1976—1979 гг. приведены в табл. 2.48.


Отвалообразование. На карьере применяется экскаваторное и гидравлическое отвалообразование. Основным видом является экскаваторное отвалообразование. В 1979 г. в отвалы уложено 10322,0 тыс. м3 пород, из ниx — 4870,4 тыс. м3 экскаваторами ЭКГ-8И. Списочное число экскаваторов на отвалах 11,1. Годовая производительность экскаватора ЭКГ-8И на укладке пород в отвалы составляет 1476 тыс. м3.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: