Качканарский горно-обогатительный комбинат

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Качканарский горно-обогатительный комбинат

08.09.2020

Геологическая характеристика. Сырьевой базой карьеров Качканарского ГОКа является Гусевогорское титано-магнетитовое месторождение. Месторождение приурочено к Гусевогорскому пироксенитовому массиву, представляющему собой меридионально вытянутое интрузивное тело длиной по простиранию 8,5 км и средней шириной 2,5 км. Залежь, имеет крутое падение к северо-востоку под углом 70—85°.

В состав массива входят пироксениты, перидотиты, горнблендиты, габбро и жильные породы. Породы, слагающие Гусевогорское месторождение, по структуре разнообразны — от мелко-среднезернистых до крупно-гигантозернистых. Рудные минералы представлены титаномагнетитом, магнетитом с ильменитом.

Содержание титаномагнетита в рудах колеблется от 1,2 % в безрудных породах до 25 % в богатых вкрапленных рудах. Среднее содержание железа в рудах достигает 16 %.

Коэффициент крепости руд и вмещающих пород равен 8—16.

Гусевогорское месторождение представлено девятью залежами: Главной, Северной, I, II, III промежуточными, Восточной, Южной, Западной и Выйской.

Промышленная ценность месторождения определяется в основном запасами, содержащимися в Северной, Главной и Западной залежах, включающих 81 % всех балансовых запасов категории А+В+C1, которые составляют 3268,8 млн т.

Проект на строительство Качканарского горно-обогатительного комбината на базе Гусевогорского месторождения выполнен институтом Уралгипроруда в 1956 г. Проектная мощность запроектированного карьера для разработки Главной залежи месторождения составила 18,0 млн. т руды в год.

В 1960 г. институтом выполнен проект расширения Качканарского горно-обогатительного комбината с доведением производственной мощности по добыче руды до 33 млн. т за счет разработки Западной залежи месторождения производственной мощностью 15 млн. т руды в год.

В 1971 г. составлен проект дальнейшего развития комбината с увеличением его производственной мощности до 40,0—45,0 млн, т в год. Проектом предусмотрено строительство Северного карьера производственной мощностью 7,0—12,0 млн. т сырой руды для разработки Северной залежи месторождения. В табл. 2.16 приводятся основные проектные показатели карьеров Качканарского горно-обогатительного комбината.
Качканарский горно-обогатительный комбинат

Проектом предусмотрено ведение горных работ с применением буровых станков СБШ-250МН, экскаваторов ЭКГ-8И. Транспортирование горной массы осуществляется железнодорожным транспортом с тяговыми агрегатами EL-10 и думпкарами 2ВС-105. Подготовка новых горизонтов и удаление вскрыши с нагорных горизонтов производятся с применением автотранспорта (автосамосвалов БелАЗ-540).

Вскрытие, система разработки, развитие горных работ. Месторождение вскрыто с учетом рельефа местности системой отдельных и групповых полутраншей и траншей. Проектом предусмотрено горизонты, лежащие ниже отметки дневной поверхности, вскрывать капитальными траншеями смешанного заложения. Принята система разработки — транспортная с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы. Схема развития железнодорожных путей при вскрытии карьеров Качканарского ГОКа показана на рис. 2.5.

Существующие параметры карьеров (в м): Главный карьер — длина 1500, ширина 1200, глубина ,145; Западный карьер — длина 1630, ширина 1500, глубина 105; Северный карьер — длина 2400, ширина 1350, глубина 55.

За время эксплуатации Гусевогорского месторождения добыто 375633,3 тыс. т сырой руды, в том числе Главным карьером — 224 182,8 тыс. т, Западным — 90 741,7 тыс. т и Северным — 60 708,8 тыс. т. За этот период из контуров карьеров удалено соответственно 29 778,1, 27 315,9 и 9420,1 тыс. м3 пустых пород.

Ниже приводится динамика добычи руды и выемки вскрышных пород за 1971—1979 гг. (табл. 2.17).

В 1977 г. на каждом из карьеров в эксплуатации находилось шесть горизонтов. На Главном карьере горизонты: +265, +250, +235, +220, +205, +190 м. На Западном — горизонты: +280, +295, +310, +325, +340, +355 м. На Северном — горизонты: +280, +295, +310, + 325, +340, +355 м.

Динамика параметров рабочей зоны карьеров за 1975—1979 гг. приведена в табл. 2.18.

Горные работы на карьерах производятся с применением буровых станков 2СБШ-200, СБШ-250, СБШ-250МН, экскаваторов ЭКГ-8И, дизель-электровозов EL-10 с думпкарами ВС-100, ВС-105 и ВС-180, автосамосвалов БелАЗ-540.

Основные технико-экономические показатели работы карьеров за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.19.

Буровзрывные работы. Бурение взрывных скважин на карьерах комбината производится станками шарошечного бурения. В 1977 г. пробурено 856,2 тыс. м взрывных скважин, в том числе на Главном карьере — 353,5 тыс. м, на Западном — 295,8 тыс. м и на Северном — 206,9 тыс. м. Основной объем бурения производится станками СБШ-250 (843,0 тыс. м). Основные показатели работы буровых станков на карьерах Качканарского ГОКа приведены в табл. 2.20.

Горная масса на карьерах комбината разрушается с помощью многорядного короткозамедленного взрывания. Горная масса по трещиноватости согласно шкале Межведомственной комиссии по взрывному делу подразделяется на II, III, IV и V категории. Соотношение пород по категориям составляет: па Главном карьере III —30 %, IV, V — 70 %, на Западном II — 5)%, III — 35 %, IV, V —60 %, на Северном II — 10%, III — 40 %, IV, V — 50%.

Основные показатели взрывных работ приведены в табл. 2.21.

Основными типами BB и CB на карьерах являются граммонит 79/21, тротил, ДШЭ-12, ДША, Т-400.

Погрузочно-транспортные работы. Объем экскаваторных работ в 1979 г. составил 18 792,6 тыс. м3, в том числе: по Главному карьеру — 10293,9 тыс. м3, по Западному — 7821,9 тыс. м3 и по Северному — 3047,5 тыс. м3. Из общего объема экскаваторных работ отгрузка горной массы в забоях составляла 14 969,0 тыс. м3, а укладка пород в отвалы — 3823,0 тыс. м3, в том числе по карьерам: Главный — 6283,6 тыс. м3 и 1639,0 тыс. м3, Западный — 5637,9 тыс. м3 и 2184,0 тыс. м3 и Северный — 3047,5 тыс. м3 соответственно.

Показатели работы экскаваторов по карьерам комбината приведены в табл. 2.22. Транспортирование горной массы из карьеров производится железнодорожным и автомобильным транспортом.

Основной объем перевозок осуществляется электрифицированным железнодорожным транспортом. В 1979 г. железнодорожным транспортом перевезено 46353,4 тыс. т горной массы, или 86,7 % всего объема перевозок, в том числе по карьерам: Главный — 20 442,9 тыс. т (91,4 %), Западный — 17044,1 тыс. т (88,2 %) и Северный — 8866,4 тыс. т (82,7 %). Показатели работы железнодорожного транспорта на карьерах приведены в табл. 2.23.

Автотранспорт на карьерах комбината применяется в основном для доставки руды из забоев до внутрикарьерных перегрузочных пунктов (Главный и Западный карьеры), а также для транспортирования вскрышных пород из забоев карьеров в отвал (Северный и Западный карьеры). Объем перевозок вскрышных пород и руды автотранспортом в 1979 г. соответственно составил: на Главном карьере 2004,9 тыс. т (8,9 %) и 1487,9 тыс. т (8,6 %). на Западном — 2282,9 тыс. т (11,8 %) и 653,1 тыс. т (5,6 %) и на Северном — 1840,0 тыс. т (17,3 %) и 237,0 тыс. т (2,9 %).

Списочное число автосамосвалов БелАЗ-540 на карьерах комбината составляет 27, из них в работе — 17,8. Годовая производительность на один списочный автосамосвал в 1979 г. составила 259,3 тыс. т при сменкой производительности 579,2.

Отвалообразование. Основным видом отвалообразования на карьерах является экскаваторное с применением экскаваторов ЭКГ-8И и ЭКГ-4. Общee списочное число экскаваторов, занятых на отвалах в 1979 г., составило 5,2, в том числе на отвалах Главного карьера — 2,0, а на отвалах Западного — 3,2.

Годовая производительность одного списочного экскаватора, укладывающего породу в отвал, составляла на Главном карьере 820 тыс. м-3 (ЭК.Г-8И), на Западном — 683 тыс. м3 при среднесменной производительности 1310 м3 на Главном и 1140 м3 на Западном карьере.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: