Ковдорский горно-обогатительный комбинат

Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Ковдорский горно-обогатительный комбинат

08.09.2020

Ковдорское месторождение комплексных железных руд приурочено к контакту известняков со щелочной интрузией. Рудная залежь месторождения имеет в плане сложную неправильную форму. Долиной реки Верхний Ковдор залежь делится на два участка — Северный и Южный.

В настоящее время разрабатывается Южный участок. Рудные тела крутопадающие, почти вертикальные; три основных рудных тела имеют длину по простиранию до 600 м, мощность — 150—200 м и вместе с другими более мелкими рудными линзами образуют рудную зону шириной до 800 м. Залежь прослеживается до глубины 600—800 м. С глубиной отмечается определенная тенденция к уменьшению размеров рудной залежи.

Мощность рудной залежи Северного участка равна 350 м, длина но простиранию — 500 м, угол падения — 70—85°.

Руды месторождения представлены следующими разновидностями: апатито-магнетитовые, кальцито-магнетитовые, штефелито-магнетитовые и апатито-фосфорито-магнетитовые. Руды характеризуются высоким содержанием фосфора (7,05 %). Плотность руд 3,05 т/м3. Коэффициент крепости штефелито-магнетитовых руд 6—8, апатито-фосфорито-магнетитовых — 8—12, коэффициент разрыхления — 1,5.

Среднее содержание железа по месторождению 31,5 %. Запасы руды в контуре карьера на 1.01.1976 г. составляли 489,0 млн, т.

Породы, вмещающие рудную залежь с запада и юго-запада, представлены ийолитами, с севера и востока — пироксенитами. Северная часть залежи перекрыта четвертичными озерно-болотными и аллювиальными отложениями мощностью до 40 м. Для массива пород и руд месторождения характерно наличие трещин, отдельностей и блочности. Плотность скальных вмещающих пород составляет 2,95 т/м3, рыхлых — 2,0 т/м3, коэффициент разрыхления — 1,5 и 1,2 соответственно, коэффициент крепости скальных пород — 10—15.

Максимальный расчетный приток подземных вод в карьер достигает 5000 м3/ч, фактический максимальный приток — 1730 м3/ч.

Проектные решения на разработку месторождения. Строительство Ковдорского карьера производственной мощностью 2,8 млн. т сырой руды в год было начато в 1961 г. по проекту института Гинроруда, выполненному в 1952 г. В 1956 г. институтом было разработано проектное задание II очереди карьера производственной мощностью 6,0 млн. т сырой руды в год. В 1962 г. карьер был сдан в эксплуатацию производственной мощностью 3,0 млн. т сырой руды в год. Проектное задание III очереди Ковдорского карьера производственной мощностью 8,0 млн. т сырой руды выполнено в 1967 г. В 1973 г. был выполнен проект IV очереди карьера производственной мощностью 16,0 млн. т сырой руды в год.

Ниже приводятся основные проектные показатели Ковдорского карьера (проект IV очереди).
Ковдорский горно-обогатительный комбинат

При производстве горных работ проектом предусмотрено применение буровых станков СБШ-250МН, экскаваторов ЭКГ-8И и автосамосвалов БелАЗ-549. По мере увеличения глубины карьера предусмотрен переход па вскрытие глубоких горизонтов (с применением автомобильно-конвейерного транспорта) наклонными крутыми траншеями. По этому варианту транспортирование руды и пустой породы от забоев до внутрикарьерных перегрузочных пунктов осуществляется автосамосвалами, подъем горной массы от перегрузочного пункта до поверхности и далее до фабрики и отвалов — конвейерным транспортом. Схема расположения конвейерного подъемника при вскрытии Ковдорского карьера показана на рис. 2.3.

Конвейерный подъемник от верхнего дробильно-перегрузочного узла до поверхности укладывается первоначально в открытой траншее. На участке от поверхности до гор. +166 м конвейерный подъемник монтируется в наклонном стволе. Угол наклона конвейерного подъемника 16°. Отметки концентрационных горизонтов по глубине карьера +142 м, +70 м, -20 м.

Переход на вскрытие наклонным стволом и наклонной траншеей намечается осуществить по достижении карьером производственной мощности 120,0 млн. т сырой руды. В настоящее время строится верхний дробильно-перегрузочный пункт.

Конвейерную линию, состоящую из двух последовательно установленных конвейеров производительностью 16,0 млн. т руды в год, предусматривается сдать в эксплуатацию в 1981 г. Расчетная производительность конвейерной линии составляет 3000 т/ч; ширина ленты — 1600 мм, скорость ее движения —2,5—3,0 м/с, длина конвейерной линии но горизонтали — 577 и 400 м, высота подъема — 161 и 20 м.

Вскрытие, система разработки, развитие горных работ. Нагорная часть карьерного поля (горизонты +202—+310 м) вскрыта системой внутренних скользящих траншей с выходом их на поверхность на южном, западном и северо-западном бортах карьера.

Глубинная часть месторождения вскрыта системой внутренних групповых траншей с петлевой формой трассы. Верхние два горизонта (H-190, +202 м) вскрыты внутрикарьерными скользящими траншеями, заложенными в северной н восточной частях месторождения.

Нижние горизонты (+118—1-178 м) вскрыты системой внутренних групповых траншей с петлевой формой трассы. Место заложения траншей, вскрывающих рудные горизонты, — восточный и северо-восточный фланги месторождения, вскрышные — северный фланг. Схема развития автодорог при вскрытии Ковдорского карьера показана на рис. 2.4.

Уклон автомобильных съездов составляет 9 %, ширина съезда — 24 м, длина — 150 м.

Принятая схема разработки: транспортная с перемещением вскрышных пород во внешние отвалы.

Развитие горных работ от центра карьера к периферии.

Параметры карьера на 1,01.1976 г.: длина — 1000 м; ширина — 1200 м, глубина (по замкнутому контуру) — 96 м.

За время эксплуатации Ковдорского месторождения (1962—1976 гг.) добыто 127 млн. т сырой руды и удалено из контуров карьера 73,8 млн. м3 пустых пород.

Динамика добычи руды и выемки вскрышных пород за 1971—1979 гг. приведена в табл. 2.9.

Содержание железа в руде за период с 1971 по 1978 г. снизилось с 28,2 до 26,0 %.

В 1977 г. в эксплуатации находилось 19 горизонтов: +94, +106, +118, +130, +142, +154, +166, +178, +190, +202, +214, +226, +238, +250, +262, +274, + 286, +298, +310 м.

Добыча руды велась на восьми нижних горизонтах: + 94, +106, +118, +130, +142, +154, +178, +190 м. Динамика параметров рабочей зоны карьера н интенсивность развития горных работ за 1971 —1979 гг. приведена в табл. 2.10. Горные работы на карьере ведутся с применением буровых станков СБШ-250 и СБШ-250МН, экскаваторов ЭКГ-4,6 и ЭКГ-8И, автосамосвалов БелАЗ-540 и БелАЗ-548.

Основные технико-экономические показатели работы Ковдорского карьера за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.11.

Буровзрывные работы. Породы и руды месторождения относятся к малоабразивным крепким и средней крепости. Коэффициент крепости составляет 10—15. Удельный вес обуриваемой горной массы в общем объеме составляет более 90 %. Бурение взрывных скважин осуществляется станками шарошечного бурения СБШ-250 и СБШ-250МН. В 1979 г, на карьере пробурено 464 100 м взрывных скважин.

Основные показатели работы буровых станков приведены в табл. 2.12.

Скальная горная масса на карьере разрушается с помощью многорядного короткозамедленного взрывания на неподобранный забой с оставлением подпорной стенки. Число рядов скважин изменяется от 4 до 12. Сетка расположения скважин на взрываемых уступах — квадратная, размером от 8,5х8,5 до 6x6 м. Схема коммутации зарядов — диагональная и кольцевая.

Основные показатели взрывных работ приведены в табл. 2.13.

Погрузочно-транспортные работы. Погрузка горной массы производится экскаваторами ЭКГ-4,6 и ЭКГ-811. Объем экскаваторных работ в 1979 г. составил 10 785,7 тыс. м3, списочное число экскаваторов — 13,4, из них ЭКХ-8И — 8,3.

Показатели работы экскаваторов за 1975—1979 гг. приведены в табл. 2.14.

Транспортирование руды до обогатительной фабрики и вскрышных пород в отвалы производится автосамосвала ми БелАЗ-540 и БелАЗ-548 и частично БелАЗ-549. Объем перевозок горной массы в 1979 г. составил 29 061,2 тыс. т, в том числе автосамосвалами БелАЗ-540 — 2530,3 и БелАЗ-548 — 25475,7 тыс. т.

Показатели работы автомобильного транспорта на карьере за 1975—1979 гг, приведены в табл. 2.15.

Отвалообразование. Проектом предусмотрено бульдозерное складирование вскрышных пород в четыре отвала. Основными являются — отвал № 2 и отвал № 3, их проектная вместимость составляет 390 и 141 млн. м3 соответственно при высоте отвалов 160 и 120 м. Отсыпка отвала № 3 производится тремя самостоятельными участками, представленными бедными апатит-силикатными и апатит-карбонатными рудами и пустыми породами. В отвал № 2 складируются скальные породы. Объем отсыпки вскрышных пород в отвалы на 1978 г. составляет: в отвал № 3 — пустая порода 3000 тыс. м3, апатит-силикаты 1400 тыс. м3, апатит-карбонаты 600 тыс. м3; в отвал № 2 — пустая порода 3200 тыс. мэ. Морены и илы в объеме 600 и 50 тыс. м3 планируется отсыпать в отвалы № 7 и 4.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: