Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Характер растительности и физико-географические условия ее существования в Южной Якутии


При изучении ископаемых растений того или иного района всегда возникает вопрос: к какому типу ассоциаций могут относиться остатки растений, характерные для отдельных свит, и каковы были условия их произрастания. Попытаемся на имеющемся в нашем распоряжении материале восстановить типы растительных ассоциаций, существовавшие в юрскую эпоху на территории Южной Якутии.

Во флоре Южной Якутии определено 73 вида ископаемых растений, которые входят в состав таких групп растений, как плауны, хвощи, папоротники, цикадофиты, гинкговые и хвойные. По количеству видов и частоте находок эти классы растений представлены неодинаково. Частота же находок тех или иных растений в некоторых случаях уже может говорить о более или менее существенной роли, какую они играли в ландшафте данного района.

Из общего обзора флоры видно, что по количеству видов и частоте встречаемости первое место занимают папоротники, затем следуют хвойные и гинкговые. Эти три группы растений встречаются почти повсеместно, остальные — хвощи, плауны и цикадофиты — попадаются сравнительно редко.

Гинкговые и хвойные относятся к древесным растениям, поэтому вполне вероятно, что эти растения являлись основными лесообразующими породами, т. е. они составляли верхний ярус лесной формации. Отпечатки листьев гинкговых иногда встречаются довольно большими скоплениями, в одних случаях мы обнаруживаем скопления листьев Czekanowskia, в других — Phoenicopsis и Ginkgo, а иногда в одном слое можно встретить и те и другие. Вероятно, и в природе гинкговые слагали смешанные леса, где произрастали все указанные растения из этого порядка; кроме того, здесь же могли произрастать и некоторые представители хвойных с мезофильными листьями, такие, как Podozamites и Pityophyllum. Подлесок в таких лесах образовывали в основном папоротники, здесь же могли встречаться некоторые цикадофиты, хвощи и плауны.

Наблюдая характер распределения растительных остатков в слоях, нетрудно убедиться, что все эти остатки несомненно аллохтонного происхождения; однако надо полагать, что место, откуда они сносились водой или ветром, все же находилось не особенно далеко от места их погребения, так как часто можно встретить растительные остатки довольно больших размеров при длительном же переносе листья всегда значительно измельчаются и отлагаются в виде небольших обрывков или вообще в виде растительного детрита.

Подобные леса вероятнее всего произрастали в долинах рек, где почва была достаточно влажной. Отсюда растения без всякого труда могли попадать в места, где происходило накопление осадков.

Отпечатки листьев и веточек хвойных, за исключением рода PityophylIum, встречаются реже, чем отпечатки гинкговых, но в спорово-пыльцевом, спектре, наоборот, пыльца хвойных составляет очень большой процент — она превалирует над всеми остальными формами. Известно, что хвойные обладают способностью производить в колоссальных количествах пыльцу, которая благодаря присутствию специального летательного аппарата — воздушных мешков — может разноситься на большие расстояния, оседая в большом количестве в различных местах. Все это заставляет предполагать, что хвойные образовывали леса на более возвышенных местах, и, прежде чем попасть в бассейн, они должны были претерпеть сравнительно далекую транспортировку, за время которой листья и веточки хвойных измельчались и в бассейн попадали лишь в виде небольших обрывков. Ho на участках же, расположенных ближе к области сноса, отпечатки хвойных встречаются чаще, например на Нерюнгринском участке. Поэтому для выяснения характера растительности очень важно производить одновременное изучение как отпечатков растений, так и спор и пыльцы.

Как уже отмечалось, очень часто в породах в больших количествах встречаются отпечатки папоротников. Это дает основание предполагать, что папоротники принимали участие не только в лесных формациях в качестве подлеска. Вероятно, они образовывали по берегам водоемов и самостоятельные заросли; отсюда они могли легко попадать в водоем, не подвергаясь длительному переносу. Поэтому часто попадаются отпечатки папоротников довольно больших размеров.

Подобные же самостоятельные ассоциации, но только на более увлажненных участках, возможно даже заболоченных, образовывали хвощи, которые иногда тут же и захоронялись, образуя своеобразные «кладбища хвощей». В одном из обнажений по р. Нижнему Беркакиту мы обнаружили прослой темного глинистого сланца, который весь переполнен одними отпечатками хвощей; все они относятся к одному виду, кое-где видны и корневые остатки. Никаких других отпечатков растений в данном прослое нет. Возможно, что захоронение хвощевой заросли произошло на месте, а если нет, то передвижение этих остатков хвощей было самым минимальным, так как стебли хвощей хотя и были очень тонкими (6 мм), но сохранились довольно хорошо, чего не могло быть при длительном переносе.

Какие же данные о климате может дать флора Южной Якутии? Использование ископаемых растений как показателей климатических условий связано со многими затруднениями. Особенно это относится к более древним флорам, так как многие из исчезнувших форм слишком далеки от современных представителей и судить, какова была их реакция на климат, очень трудно. Наиболее правдоподобную картину удается восстановить для эпох, более близких к современной. Ho тем не менее, устанавливая видовой состав ископаемых растений и сравнивая их с представителями современной флоры, а также изучая морфологические признаки ископаемых растений, все же можно сделать те или иные предположения о климатических условиях, в которых произрастали эти растения.

Рассмотрим все имеющиеся в коллекции группы растений как показателей климата. Из папоротников во флоре Южной Якутии присутствуют следующие семейства: Gleicheniaceae, Matoniaceae, Dicksoniaceae и Osmundaсеае. В настоящее время большинство папоротников из этих семейств встречаются только в тропических и субтропических областях. Хотя в изученной коллекции это совсем другие растения, но большинство из них, относится к этим же семействам; поэтому вполне вероятно, что и в юрское время для своего произрастания они также требовали сравнительно теплого, но не тропического климата: встреченные папоротники являются травянистыми формами, а для тропического климата характерны древовидные папоротники.

Показателями теплого климата являются также растения из группы цикадофитов. Современные цикадовые представляют собой деревья пальмового или папоротникового облика с перистыми листьями. Они являются обитателями тропиков и субтропиков. Цикадовые известны как особенно теплолюбивые растения; во флоре Южной Якутии цикадофиты немногочисленны и неразнообразны. Здесь обнаружено всего лишь три разновидности цикадофитов, кроме того встречаются они очень редко; это дает основание предполагать, что они произрастали в таких местах, где существовал свой более теплый микроклимат. Вероятнее всего они произрастали где-нибудь в долинах, защищенных от ветров возвышенными участками.

Что касается класса хвощей, то, как известно, хвощи сравнительно слабо реагируют на температурные колебания, но требуют определенной среды. Как и в настоящее время, хвощи могли захватывать широкую климатическую зону, являясь обитателями речных пойм, озер и болот.

Об условиях произрастания гинкговых имеется мало данных, поскольку в настоящее время сохранился всего лишь один представитель этой обширной группы — Ginkgo biloba L., который сейчас в горных областях: восточной Азии произрастает вместе с хвойными, дубами, папоротниками и пальмами. Кроме того, Ginkgo сейчас культивируется в парках Западной Европы, где свободно переносит холод несуровой зимы. Все это заставляет относить гинкговые к растениям умеренного климата. О принадлежности гинкговых к растениям умеренного климата свидетельствует также тот факт, что многие растения, относящиеся к гинкговым, в частности Czekanowskia, Phoenicopsis и Sphenobaiera, обладают способностью сбрасывать целые побеги с листьями. Такая способность, вероятно, была обусловлена сезонными похолоданиями. О наличии сезонности можно судить и по годичным кольцам, которые мы видим у ископаемых древесин.

Как было отмечено, во флоре Южной Якутии значительное участие принимали хвойные. В настоящее время хвойные обитают главным образом в странах умеренного пояса, в тропиках же они растут только высоко в горах. Сравнительно широкое распространение хвойных на территории Южной Якутии в юрское время также говорит об умеренном климате.

Таким образом, во флоре Южной Якутии мы видим сочетание как теплолюбивых растений (цикадофиты и некоторые папоротники), так и растений умеренных широт (хвойные и гинкговые), причем хвойные и гинкговые преобладают, цикадофиты же очень немногочисленны.

Приведенные факты дают основание предполагать, что климат, господствовавший на территории Южной Якутии, во время образования угленосной толщи, был умеренно теплый достаточно влажный и способствовал довольно обильному росту растений, накопление которых и приводило к образованию угольных пластов.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: