Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

История исследований территории Южноякутской угленосной площади


История исследований территории Южноякутской угленосной площади может быть расчленена на три самостоятельных этапа, отличающихся друг от друга своей направленностью и детальностью.

Более ранний этап этих исследований носил характер первых общих сведений об этом удаленном Сибирском крае, когда первые русские землепроходцы, служилые и промышленные люди, проникали все дальше и дальше на восток, узнавая и приобщая к Русскому государству все новые и новые территории. Этот этап длился, лишь с некоторыми изменениями в своем характере, с 1643 по 1917 г.

С 1917 г., а вернее с 1926 г., так как в эти 8—9 лет никаких исследовательских работ в пределах Южной Якутии не велось, до 1949 г. протекал второй этап исследований Алданского горнопромышленного района, отмеченный деятельностью геологов молодого Советского государства, направленной к выявлению и освоению чрезвычайно перспективных минеральных богатств этого края.

Наконец, с 1949 г. по настоящее время протекает третий, основной этап развития геологических познаний по крупнейшим перспективным угольным и железорудным площадям Южной Якутии.

В 1643 г., т. е. более 300 лет тому назад «письменный голова» Василин Поярков пересек южную часть современной Якутской АССР, пройдя от г. Якутска по pp. Лене, Алдану, Учуру и Гонаму. Отсюда он, перевалив через гольцы Станового хребта, достиг рч. Бренды, притока р. Зеи, т. е. области бассейна р. Амура. Описание путешествия «письменного головы» Василия Пояркова было опубликовано поручиком Кузьминым.

Несколькими годами позже Василия Пояркова предпринял свое знаменитое путешествие из Якутии на Дальний Восток Ерофей Хабаров (1649 г.). У обоих этих исследователей об интересующей нас территории мы находим указания только географического порядка.

Русские люди исходили во многих направлениях территорию Якутии прошли по Олекме, Алдану, Тимптону и другим рекам. В XVIII—XIX вв. в составе больших академических экспедиций в Якутии работали крупные русские ученые: Беринг, Крашенинников, Гмелин, Миддендорф, Маак, Черский и др. Появились специальные исследования по географии, истории и минералогии Якутии. В 40-х годах XIX в. начались работы на Ви-тимо-Олекминских золотых приисках.

В 1849—1852 гг. горный инженер Н.Г. Меглицкий выполнил ряд маршрутов по Олекме, Алдану, Лене и другим рекам. Данные, полученные Н.Г. Меглицким, после его смерти были обработаны и опубликованы М.П. Мельниковым. Он указывает на находку экспедицией Н.Г. Меглицкого бурых углей в верховьях р. Алдана.

Указание на наличие углей в пределах Южной Якутии было сделана и Д.В. Ивановым, выполнившим маршрут по р. Алдану в 1851 г.

Горный инженер Кованько, участник Забайкальской экспедиции АХТЭ (1849—1851 гг.), наблюдал богатое месторождение бурого угля по р. Алдакаю, притоку р. Амедичи.

Принадлежность этого выхода к юрскому комплексу становится очевидной при сопоставлении его с осадочным комплексом р. Алдана. Данный выход находится на продолжении установленного на р. Алдане простирания юрских пород с юго-востока на северо-запад. С.А. Подъяков в 1900 г. в своем геоморфологическом описании Алдано-Олекминского водораздела указывал на наличие осадочного комплекса пород на пути от р. Олекмы к верховьям р. Амедичи. Этот выход пород В.Н. Зверев впоследствии отнес, как известно, к угленосной юре.

В 1902 г. в южной части Алданского щита работал Э.Э. Анерт. Им изучалась золотоносность Верхне-Сутамского района.

В 1912 г. В.Н. Зверев для верхнего течения р. Алдакая установил наличие разреза юрских песчано-глинистых сланцев с остатками крупных обугленных стволов и ветвей деревьев. Этот комплекс пород прослежен им по р. Алдану на протяжении 16—20 км. Выход юрских пород здесь как с севера, так и с юга ограничивается разломами и выходом докембрийских пород.

Общее простирание юрских пород прослеживается с юго-востока на северо-запад.

В.Н. Звереву принадлежит приоритет не только в установлении юрских пород по р. Алдану, но и выделение всего Алданского щита в обособленную геоморфологическую и геотектоническую единицу.

В 1916 г. по долине р. Нюкжи, протекающей к западу от р. Олекмы, исследованиями Е.К. Миткевича-Волчасского было установлено присутствие юрских отложений с тремя пластами бурого угля. Этим объемом перечисленных данных, лишь схематично наметивших геологическое строение Южной Якутии, и завершается первый, дореволюционный этап истории исследований.

В 1925—1927 гг. В.Н. Зверев, продолжая изучение мезозоя Южной Якутии, исследовал гольцовые зоны междуречий в пределах Томмотского района. Мощность юрского комплекса им определена здесь в 120 м. Одновременно (1926—1930 гг.) в южной и юго-западной частях Алдано-Тимптонского водораздела работал В. И. Серпухов. Последним установлен протерозойский возраст гранитов Станового хребта и сделано заключение

о надвиге гнейсов на угленосную юру Южной Якутии. Это заключение, поддерживавшееся Ю.К. Дзевановским и Д.С. Коржинским, впоследствии оказалось недостаточно достоверным.

В 1926—1927 гг. Ю.А. Билибин выполнил исследования в бассейнах pp. Ыллымаха и Якокута. Он определил элементы до кембрийских структур Алданского щита, установил здесь наличие юрских отложений и дал краткую характеристику разреза этих отложений мощностью в 250 м.

Ю.А. Билибиным, так же как и В.Н. Зверевым, комплекс юрских отложений отнесен к континентальным пресноводно-озерным образованиям.

В середине 20-х годов в районе Якутии были произведены исследования на золотоносность. С открытием золотоносности ключа Незаметного (современный г. Алдан) начались крупные работы по разведкам и геологической съемке трестом «Алданзолото», а несколько позднее — работы по исследованию месторождений флогопита вновь образованным трестом.

В 1928—1930 гг. геологическими исследованиями, производившимися трагически погибшим при неудачной посадке гидросамолета Е.С. Бобиным, были охвачены бассейны pp. Калара и Хани. Е.С. Бобиным был описан разрез — юрских угленосных осадков, наблюдавшийся по р. Калару и подразделенный им на три свиты (300, 45 и 106 м мощности). Верхняя свита представлена здесь песчаниками, средняя — песчаниками с растительными остатками и содержащими пласты блестящего угля до 2 м мощности, нижняя — светлыми песчаниками с прослоями конгломерата и угля. Разрез по р. Хани отличается наличием в верхней его части тонких глинистых прослоев и пропластков бурого угля мощностью 0.3—1 м, при одновременном (вероятно, тектоническом) уменьшении мощности этих отложений до 50 м.

В 1929—1932 гг. крупные геологические исследования на территории южной части Алданского щита были выполнены Д.С. Коржинским. Его работами в Тимптонском районе установлены различия в характере «древних становых» и послеюрских магматических проявлений и произведена расшифровка тектонических движений.

В 1936 г. Д.С. Коржинский опубликовал петрологическую характеристику архея Алданского щита и расчленение его на стратиграфические серии. Им разработан генезис и выполнен прогнозный анализ флогопитоносности докембрийских пород.

В 1939 г. Д.С. Коржинский при описании южной части Алданского щита установил наличие здесь пресноводных угленосных отложений мощностью 350—450 м и подчеркнул их чашеобразное залегание; им отмечалось широкое распространение юрских угленосных отложений в бассейне pp. Хатыми, Унгры, Чульмана.

В 1939 г. в средних частях бассейна р. Олекмы геологосъемочные работы выполнял А.А. Арсеньев. Им дана стратиграфия архея для долины р. Олекмы и сделано сопоставление со стратиграфией всего Аддан-ского щита и Забайкалья.

В 30-х годах в пределах восточных частей Южноякутской угленосной площади, по бассейнам pp. Учура и Гонама, работал геолог При-зант. Им установлена мощность юрских угленосных осадков, развитых здесь, в 3000 м. Им ошибочно определена и геологическая структура всего этого района, как крупный надвиг докембрийских пород на угленосный комплекс. Последний, по представлению этого исследователя, выступает в эрозионных окнах из-под архейского перекрытия надвигом.

В 1932 г. в районе р. Альгамы и оз. Токо работал А.Я. Рапин. В это же время начались многолетние работы А.И. Кукса. Им установлены юрские угленосные отложения в районе р. Гертанды. Последние он расчленил на три свиты, из которых верхняя описана как угленосная. А.И. Кукс по северной части Ытымджинской полосы установил сильное изменение юрских пород до роговиков, близ контакта с молодыми магматическими породами. Полосовое распространение юрских угленосных отложений А.И. Куксом трактуется как грабенообразное. Он подчеркивает, что грабены имеют широтное направление простираний и ограничены сбросами. Время заложения последних, однако, не указывается. А.И. Кукс сделал очень много и в отношении оценки угленосности восточной части Южноякусткой угленосной площади. Им указаны выходы пластов угля мощностью до 2 м по ряду рек этого района.

В эти же примерно годы в пределах Алданского щита вел геологические исследования П.П. Бахвалов.

В 1940 г. в восточном районе Южноякутской угленосной площади работал и Матвеев, изучавший угленосные отложения, а также Микулич. В 1941 г. эти работы продолжал геолог Корнилов. Последний определил мощность юрских отложений в 380—400 м и подразделил их на две свиты.

В 1944 г. Е. В. Павловский опубликовал новые данные по флогопитоносности южной части Якутской АССР. Он подробно изложил стратиграфию и структуру архейского комплекса для центральной и северной частей Алданского щита, описал структуру Алданского щита как гигантского куполообразного вздутия, развивающегося на восточном периклинальном окончании Байкальского свода. Формирование последнего, по Е.В. Павловскому, началось еще в мезозое и продолжает развиваться в данное время.

В 1942—1944 гг. Н.Ф. Фролова, производя изучение геологического строения вдоль трассы АЯМа, расчленила юрские угленосные отложения на четыре свиты: юхтинскую, чульманскую, дурайскую и гонгринскую, названия для которых ею взяты по месту развития отложений свит в том или ином бассейне местных рек. Название «горкитской» свиты, фигурирующее в ее последних работах и принятое некоторыми геологами, произошло из искаженного названия р. Гонри, притока Малого Дурая, где распространены отложения этой свиты. В данном труде, как и во всех работах Группы угольных геологических отрядов Лаборатории геологии угля АН СССР, это искажение исправлено и четвертая свита угленосного комплекса снизу именуется гонгринской.

В конце 40-х годов в пределах листа 0-52 геологической съемкой миллионного масштаба занимался Ю.К. Дзевановский. Он упоминает об угленосности, обнаруженной по р. Гонаму, и расчленяет угленосный комплекс на двенадцать горизонтов с суммарной мощностью 241 м.

В 1952 г. Ю.К. Дзевановский защищал диссертацию «Геология Алданской плиты». В ней им сделана попытка подытожить стратиграфию, тектонику и металлогению Алданского щита. Характеристику разреза юрских отложений он принял в четырехчленном расчленении по Н.В. Фроловой. Он отрицает значение угленосности для юхтинской, чульманской и гонгринской свит. В области значительной части бассейна р. Чульмана им не было отмечено распространение угленосного комплекса. Название «Алданский угленосный бассейн» было впервые сформулировано Е.В. Павловским в XVIII томе «Геологии СССР».

Ю.К. Дзевановский значительное место в структурах Южноякутской угленосной площади отводит надвиговой тектонике. Пятилетние работы Группы угольных геологических отрядов Лаборатории геологии угля АН СССР в пределах Южноякутской угленосной площади этого не подтвердили, установив широкое распространение блоковых вертикальных движений по крупным разломам.

В 1948 г. по миллионной геологической съемке правобережья р. Олекмы работали В.Г. Дитмар и М.М. Гапеева (лист 0-50). Угленосный комплекс ими расчленен на четыре свиты: ченчинскую — 70 м, немантанскую — 240 м, сыллахскую — 50 м и верхнюю, усмунскую, — 210 м. Первые три свиты, по представлению данных авторов, сложены песчаниками, а усмунская свита — углистыми и глинистыми сланцами.

В 1948 и в последующие годы западная часть Алданского щита изучалась Е.М. Лазько. Им дана подробная структурная характеристика для отдельных комплексов архейских пород, пород протерозоя и промежуточной зоны, доюрского складчатого фундамента. Им указано наличие юрских угленосных пород в районе pp. Чуги и Нелюки. Здесь он выделил четыре свиты. Верхняя свита имеет мощность 40 м. Она представлена песчано-глинистыми отложениями, содержащими пласты угля мощностью 1—2 м. Вторая свита сложена глинистыми сланцами и песчаниками мощностью 180 м. Третья свита снизу представлена кварцевыми и кварц-полевошпатовыми песчаниками с примазками и маломощными прослоями угля. И, наконец, четвертая, нижняя, образована конгломератовидными песчаниками мощностью до 10—100 м, чередующимися с кварц-полевошпатовыми песчаниками. По мнению Е.М. Лазько, юра залегает здесь отдельными пятнами в виде горстообразных структур.

В пределах центральных частей Южноякутской угленосной площади (Алдано-Тимптонский водораздел) изучением угленосности на небольших площадях были заняты Е.М. Ковалев , Коноплев, М.М. Одинцов), И.А. Брискин. Их работы показали, что можно говорить о промышленном значении отдельных пластов углей на небольших изученных участках. Однако эти работы не внесли уточнения в стратиграфию и тектоническое строение более обширных районов.

В 1950 г. в пределах восточной части Южноякутской угленосной площади работали В.Г. Богомолов и В.А. Бобров, установившие возраст угленосных отложений как нижне-среднеюрский. По их представлению, юрские осадки образуют пологую моноклиналь с падением пород на юго-запад.

Восточнее работали Л.Г. Соловьев и И.3. Бурьянова, подтвердившие характер строения площади, описанной В.А. Бобровым и В.Г. Богомоловым.

Как отмечалось выше, в пределах Южноякутской угленосной площади в период 1926—1949 гг. работали многочисленные отряды трестов «Алданзолото» и «Востсибслюда», Восточно-Сибирского и Дальне-Вос-точного геологических управлений, Иркутского филиала Академии наук СССР и других организаций. Их отчеты, сосредоточенные в фондах названных организаций, подытожены консультировавшими их геологами Ю. А. Билибиным, В.Н. Зверевым, Д.С. Коржинским и Ю.К. Дзевановским и отдельно в данном обзоре не перечисляются.

На геологических картах Советского Союза интересующая нас площадь распространения юрских осадков с центром в пределах Алдано-Тимптонского водораздела начала отражаться с 1922 г.

На «Геологической карте азиатской России», изданной Геолкомом в 1922 г. в масштабе 1 : 10 500 000, «юрские пресноводные отложения (?)» грубо схематично, без какой бы то ни было детализации, были показаны в виде вытянутой в широтном направлении полосы до 270 км длиной и примерно 10 км шириной.

На «Геологической карте азиатской части СССР, 1925 г.», изданной Геолкомом в 1927 г. в масштабе 1 : 4 200 000, на территории интересующего нас междуречья pp. Алдана и Тимптона, в области широкого распространения докембрийских образований, были показаны два пятна юрских континентальных отложений. Южное из них было представлено широкой полосой 480 км длины, при ширине от 25 до 100 км. Эта полоса начиналась на водоразделе pp. Олекмы и Алдана и протягивалась до водораздела pp. Тимптона и Гонама.

Северное пятно, площадью 80x160 км. располагалось в отрыве от первого и сосредоточивалось только на водораздельных пространствах pp. Тимптона и Алдана, южнее р. Улунгру (Унгры).

На этой же карте в поле распространения юрских осадочных континентальных отложений были показаны выходы гранитов, сиенитов и гра-нодиоритов.

Позднее, в 1937 г., на «Геологической карте Союза Советских Социалистических Республик», изданной к XVII сессии Международного геологического конгресса в масштабе 1 : 5 000 000, на листах VII и VIII контур юрских континентальных отложений был показан в виде двенадцати разобщенных полос и неправильных пятен, расположенных по верхним частям течения pp. Олекмы и Алдана от р. Чары (левый приток р. Олекмы), через pp. Алдан, Тимптон и Гонам, до верховьев р. Зеи.

Эти полосы и пятна, в отдельных случаях достигавшие 25 км ширины и 250 км длины, протягивались в широтном направлении на расстояние до 900 км.

Почти такая же трактовка распространения юрских пресноводных осадков была показана и на «Геологической карте Советского Союза» в масштабе 1 : 2 500 000 (1937 г.).

На «Обзорной карте прогноза углей СССР», изданной ВСЕГЕИ в 1941 г. в масштабе 1 : 5 000 000, интересующий нас контур распространения юрских угленосных осадков был показан в трактовке «Геологической карты» 1937 г. с незначительными изменениями. При этом угли интересующего нас комплекса отложений были отнесены к типу «бурых углей», «залегающих как на поверхности, так и глубже, до 100 м», а достоверность угленосности была показана лишь как «площадь с перспективной угленосностью, предполагаемой по общим геологическим соображениям», для Олекмо-Алдано-Тимптонского участка и с «неясной в отношении угленосности перспективностью» для восточного, Гонамо-Альгамо-Токинского участка.

Наконец, на карте миллионного масштаба, листы 0-50 и 0-52, и на изданной в 1950 г. «Геологической карте Советского Союза» в масштабе 1 : 7 500 000 контур интересующих нас юрских отложений постепенно приобретает начертание, довольно близкое к действительности. Последнее в значительной степени было обусловлено геологической картой, созданной к этому времени трестом «Алданзолото».

Однако и в этом случае площади распространения юрских отложений не придавалось значения обособленной, крупной, промышленного значения (угленосной) территории. При этом качество углей определялось не выше марки ПЖ.

Мало систематизированный, но достаточно обширный фактический материал по геологии и угленосности Южной Якутии, накопленный к середине XX в., позволил XVI Якутской областной конференции КПСС в 1949 г. признать необходимым организовать работы по изучению природных ресурсов и по разработке плана комплексного развития производительных сил Якутской АССР.

В результате этого решения в том же 1949 г. Якутский Обком КПСС и Совет министров Якутской АССР создали бригаду под руководством секретаря Обкома по промышленности В.П. Лямова, собравшую и изучившую имевшиеся литературные и фондовые материалы по сырьевым ресурсам республики.

Обобщение материалов позволило обосновать перспективу возможного нахождения в юго-восточных частях Якутской АССР крупных площадей распространения каменных углей и месторождений железных руд. Это послужило основанием для решения об организации работ Якутской комплексной экспедиции АН СССР и разведочных и поисковых работ Министерства геологии и охраны недр СССР, о чем уже упоминалось во введении к настоящему труду.

Работы Якутской комплексной экспедиции (СОПС) АН СССР, выполнявшиеся научным персоналом Лаборатории геологии угля АН СССР и Института горючих ископаемых АН СССР по исследованию угленосности Южной Якутии, составили третий, современный этап развития научно-исследовательских работ на этой территории.

Результаты этих работ изложены в многочисленных (более трех десятков) отчетах, заключениях, сообщениях и докладах сотрудников Лаборатории геологии угля АН СССР, Института горючих ископаемых АН СССР и ВУХИНа (см. список литературы).

В период выполнения научно-исследовательских работ на угли в пределах Южноякутской угленосной площади Якутской комплексной экспедицией (СОПС) АН СССР был составлен ряд отчетов. В них отражены обобщенные, поэтапные выводы по угленосности Южной Якутии, сделанные сотрудниками организаций, входящих в систему Академии наук и Министерства геологии и охраны недр (см. список отчетов и напечатанных статей за 1950—1957 гг.).

Аэрогеологической экспедицией (МГиОН) выполнены геологические съемки для восточной части Южноякутской угленосной площади.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: