Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

29.07.2015

Назначение и виды вспомогательно-обслуживающих хозяйств, их особенности. Лесосплавные предприятия имеют в своем составе различные вспомогательные цехи и участки, которые систематически обеспечивают основной производственный процесс. Наиболее важными вспомогательно-обслуживающими подразделениями лесосплавного рейда являются:
1. Такелажное хозяйство, занимающееся хранением такелажа, его подготовкой к эксплуатации и снабжением производственных участков, оснасткой плотов, наплавных сооружений, машин и механизмов и специального оборудования.
2. Энергетическое хозяйство, имеющее своим назначением обеспечение электрической и тепловой энергией основного производства, вспомогательных цехов и участков предприятия и жилищнобытовых объектов.
3. Лесосплавной флот, предназначенный для обслуживания внутрирейдовых перевозок рабочих, лесоматериалов в лентах и секциях, предметов материально-технического снабжения; буксировки несамоходных судов, оказания помощи в процессе формировки плотов. Такой флот несет также патрульную службу на реках с молевым сплавом.
4. Ремонтное хозяйство и затоны, имеющие своим назначением поддержание в эксплуатационном состоянии машинного парка предприятия, судов его лесосплавного флота и т. п., проведение текущих, средних и даже капитальных ремонтов, а также хранение машинного парка в межнавигационный период.
5. Спасательная служба и связь, предназначенные для обеспечения безопасных условий труда при работе на воде, что особенно важно для лесосплавных предприятий, имеющих дело с проведением многих тяжелых и трудоемких работ. Необходимость быстро получать информацию, принимать и передавать решения, осуществлять их организацию в условиях, в которых стихийный фактор играет огромную роль, требует отлично работающей телефонной, селекторной и радиосвязи как внутри предприятия, так и в лесосплавных бассейнах.
Вспомогательные хозяйства. Такелажное хозяйство. К лесосплавному такелажу относят: стальные и растительные канаты, цепи, проволоку, обвязочные комплекты, элементы креплений и соединений - скобы, сжимы, талрепы, вертлюги, а также лоты, цепи, якоря и специальные металлические поковки, используемые в качестве элементов такелажа для крепления наплавных сооружений и т. п.
Стальные канаты изготовляют из оцинкованной либо неоцинкованной проволоки толщиной 0,4...0,3 мм с временным сопротивлением разрыву 1300...1800 МПа. Канат скручивается вокруг органического сердечника, изготовляемого из пеньки, пропитанной антикоррозийной и противогнилостной смазкой. Стальные канаты изготовляют длиной по 250 м на специальных заводах. По конструкции - методу свивки прядей в канат -различают канаты: одинарной свивки, двойной свивки и тройной (кабельной) свивки. По направлению свивки различают одностороннюю и крестовую свивки.
На лесосплавных работах преимущественное распространение получили канаты крестовой свивки потому, что они не способны к самораскручиванию, а обрыв отдельных проволок не вызывает самороспуска каната, что имеет место у канатов параллельной свивки. Канаты параллельной свивки применяют в качестве несущих канатов машин и механизмов - кранов, лебедок и т. п.
Общим недостатком стальных канатов являются их относительно малая эластичность и гибкость. Расчет стальных канатов ведется только на растягивающие усилия:
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Растительные канаты изготавливают из русской, манильской и сизальской пеньки и в небольшом количестве из мочала. Канаты из манильской и сизальской пеньки используют на сплаве без пропитки антисептиками, а из русской пеньки - пропитанные смолой. Канаты обмеряют по окружности и длине.
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Разрывные усилия новых канатов, в Н, определяют по следующим формулам:
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Цепи используют для соединения элементов лесонаправляющих сооружений и бревен оплотника при формировании плотов, в качестве якорных и лотковых шейм, волокуш, тяговых органов транспортеров, тяговых органов сплоточных машин и т. д.
Допускаемую нагрузку на цепь определяют по формуле
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Допускаемое напряжение на растяжение звеньев цепи снижают, так как они испытывают добавочное напряжение от изгиба при огибании блоков и барабанов.
Обвязочный такелаж - стальную проволоку, катанку и специальные сплоточные комплекты используют в качестве креплений сплоточных единиц.
Широкое применение на сплотке проволоки диаметром 4...6 мм и катанки диаметром 6,5...10 мм объясняется возможностью механизации и автоматизации процесса увязки пучков. Сплоточные комплекты канатные (из стального каната диаметром 12 мм) с замком на одном конце и цепной надставкой на другом применяют как обвязочные для сплотки пучков. Цепные комплекты, используемые также для обвязки пучков, изготавливают из проволоки, бывшей в употреблении.
Якоря используют в качестве русловых опор наплавных сооружений, машин на плавучем основании, а также в качестве плотового тормозного такелажа. Разнообразие их конструкций и способность держаться в грунте дна, выдерживая определенную нагрузку, позволяют их широко использовать. Держащая сила якоря Rя зависит от его силы тяжести в воде Pc и коэффициента цепкости f:
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Особое положение отводится винтовым якорям - литым и сварным. Рабочий эффект винтового якоря (т. е. его держащая сила) основан на взаимодействии его лопастей с грунтом. Величина допускаемой нагрузки, передаваемой от наплавного сооружения через канатную или цепную шейму на якорь, зависит от диаметра наибольшей его лопасти, глубины завинчивания и свойств грунта, в который завинчивается винтовой якорь:
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Держащая сила винтовых якорей, наиболее часто применяемых, приведена в табл. 45.
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Лоты и цепи-волокуши применяются в качестве тормозного средства управления плотом. Тормозная сила их зависит от конструкции и рода грунта:
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Соединения такелажа, которые приходится производить, подразделяют на постоянные и временные. Постоянные выполняются при ремонте или подготовке нового такелажа определенной длины. Временные соединения производят в процессе эксплуатации такелажа при помощи скоб и замков различных конструкций. Перед этим концы соединяемых канатов заделывают в коуши при помощи сжимов либо проволочной обмоткой.
Такелаж на лесосплавных работах применяют для крепления и монтажа наплавных сооружений, оснастки всех видов плотов, оснащения флота, кранов, сплоточных, сортировочных, погрузочных и выгрузочных механизмов. По своему целевому назначению такелаж разделяется на эксплуатационный и строительный. Эксплуатационный такелаж включает плотовой такелаж и такелаж, необходимый для оснащения всех видов механизмов и флота.
Потребность в плотовом такелаже определяется по спецификациям на такелаж для формирования речных, озерных и морских плотов. Спецификация на плотовом такелаже приводится в «Правилах лесосплава по бассейнам водных путей России». При внедрении новых конструкций плотов потребность в такелаже определяется «Временными техническими условиями на сплотку и формировку плотов», утвержденными лесосплавными органами и управлением пароходств.
Средняя повторяемость использования такелажа за навигацию называется коэффициентом оборота такелажа и определяется по «Нормам расхода материалов на лесозаготовках и лесосплаве». Минимальный срок амортизации такелажа и процент ежегодного возобновления такелажа определяется «Инструкцией по эксплуатации такелажа и уходу за ним на лесосплаве».
Строительный такелаж используют для оснащения и крепления запаней, наплавных сооружений лесных рейдов и обоновки реки. В качестве строительного такелажа применяют синтетические и стальные канаты, цепи и якоря. Потребность в строительном такелаже определяется по проектным материалам. Тип и размеры строительного такелажа определяют расчетами с учетом коэффициента запаса прочности.
Эксплуатация такелажа должна быть организована так, чтобы устранить причины, вызывающие его утерю, порчу и быстрый износ. Стальные канаты, получаемые от заводов-изготовителей в бухтах или на барабанах, разматывают и разрубают, оформляя его актом. С целью сохранения высокого качества канатов не допускают при размотке образования колышек, а перед разрезкой во избежание раскручивания концов каната их перевязывают мягкой проволокой. По окончании работ канаты очищают от грязи, смазывают канатной мазью, сматывают в бухты, укладывают в склад, снабдив каждый конец инвентарной биркой с номером и основными характеристиками - длина, диаметр, масса, процент годности.
Растительные канаты от заводов получают в бухтах. Раскатку канатов начинают с внутреннего конца, а разрезанные концы каната заделывают маркой. После окончания навигации канаты очищаются от грязи и просушиваются. За каждым видом такелажа нужно внимательно ухаживать, своевременно его ремонтировать. Работы по уходу за такелажем достаточно хорошо механизированы.
Работы по съему такелажа с прибывших к месту назначения плотов, выгрузке его на береговые склады с дальнейшей просушкой, смазкой и сдачей на транспорт для доставки его на рейды отправления являются обязанностью потребителей. Такелаж, возвращаемый владельцу, отгружается в полном комплекте (с секции, ленты, плота). В каждом бассейне установлены строго соблюдаемые сроки, в течение которых такелаж должен быть отгружен его владельцу. Нарушение сроков отправки такелажа вызывает штрафные санкции, предъявляемые лесосплавной организацией к потребителю.
При правильной эксплуатации такелажа, своевременной отправке владельцу удлинение сроков службы достигается своевременным ремонтом. Ремонт разделяют на профилактический, текущий и восстановительный. Профилактический ремонт предусматривает очистку от грязи, промывку, просушку и смазку такелажа. Текущий ремонт охватывает работы по улучшению использования такелажа, принятие предупредительных мер к правильной его эксплуатации - заделка концов тросов, их сращивание, заделка коушей, сварка звеньев цепей и т. д., то есть производство работ, не изменяющих первоначальной конструкции такелажа. Восстановительный ремонт предусматривает работы, связанные с изменением первоначальной конструкции такелажа, его частичной переработкой в другие виды такелажа, например, изготовление обвязочных комплектов из выбракованных стальных тросов, изготовление цепных обвязок из проволоки, бывшей в употреблении, и т. п.
Во время эксплуатации такелажа возникают ситуации, при которых появляется необходимость замены одного вида такелажа другим. Такая замена допускается при условии выполнения требования равнопрочности заменителя. Замена производится соответственно ГОСТу по специальной таблице равномерных размеров заменителей и формуле
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Такелаж, бывший в употреблении, допускается к применению в ответственных конструкциях при годности не менее 75 %. Такелаж годностью от 60 до 40 % применяется для неответственных и вспомогательных сооружений. При годности не менее 40 % такелаж подлежит переработке либо сдается в металлолом.
Такелажные базы. В зависимости от района обслуживания и назначения различают центральные и рейдовые такелажные базы и склады. Центральные базы обслуживают несколько лесосплавных предприятий, входящих в состав объединений. Они размещаются преимущественно в географическом центре обслуживаемых ими предприятий, в пунктах примыкания к сплавным магистралям железнодорожных путей нормальной колеи.
Рейдовые такелажные базы являются хозяйством, обслуживающим конкретные лесосплавные предприятия - рейды. Располагаются они на берегу реки в пунктах, позволяющих поддерживать постоянную транспортную связь с центральными базами водой во время всей навигации, а в межнавигационный период - автомобильными либо железными дорогами.
На сплавных участках и предприятиях с небольшим объемом работ устраиваются береговые и плавучие такелажные склады, что улучшает обслуживание конкретных предприятий, позволяя уменьшить сроки доставки такелажа к месту работ и окончания и предъявления плотов буксировке. Как на центральных, так и на рейдовых такелажных базах имеются специальные самоходные и несамоходные суда, выполняющие работы по погрузке, перевозке и выгрузке такелажа, по оснащению такелажем плотов, по сбору такелажа с производственных участков и доставке его на склады хранения или в цехи ремонта.
Такелажные базы в различных вариантах расположения и состава их производственных объектов имеют следующие здания и сооружения: причал для швартовки технических судов, прибывающих на базу; грузовые площадки для выгрузки на них такелажа из железнодорожного состава, рейдовых такелажниц и т. п., а также такелажа, подготовленного к отгрузке на сплавные объекты; склады для отдельного хранения металлического и растительного такелажа; площадки с навесами для хранения лотов, якорей и цепей-волокуш; мастерские для ремонта и переработки такелажа; кузнечно-сварочный цех для изготовления поковок, сварных цепей, комплектов, обвязок и т. п.; узколейные пути и монорельсовые либо двухрельсовые пути для работы тельферов, производящих внутрибазовые перемещения такелажа; административные, служебные и бытовые здания и сооружения; противопожарный бассейн. Все производственные объекты такелажной базы связаны между собой внутризаводскими автомобильными дорогами.
Механизация погрузочно-разгрузочных и переместительных операций с такелажем на территории и во внутрискладских помещениях такелажных баз производится предназначенными для этих целей механизмами. На причальной стенке погрузка и разгрузка такелажа производятся кранами К-51, Э-651 и др., установленными на причале базы, либо крановым оборудованием судов, реже плавучими кранами, закрепленными за базой.
Если же на погрузочно-разгрузочных работах такелажной базы используют подвесной однорельсовый путь с электротельфером, то необходимость в крановом оборудовании отпадает. Зачастую электротельферами перевозятся грузы с причала непосредственно на склады и в цехи. При высоких берегах или большой протяженности наклонного участка иногда используют бремсберги.
Перевозки такелажа внутри базы производятся тележками-вагонетками, оборудованными тормозными устройствами; электротележками и автокранами. Перегрузку и укладку стальных и растительных канатов в бухты и цепей в ящики производят туерами-укладчиками.
В цехах ремонта или переработки такелажа используют станки, облегчающие труд рабочих и повышающие производительность на такелажных работах: станки для резки канатов; станки для заделки коушей в стальные канаты; станки для намотки стальных и растительных канатов; электровьюхи; канатоочистительные станки; поточные линии для изготовления прутковых цепей: станок-автомат для выправления и резки проволоки, станок-полуавтомат для двустороннего загиба концов проволоки, односторонний универсальный или двусторонний закруточный станок-полуавтомат. Кроме перечисленных станков для механизации такелажных работ, на базах имеется целый ряд приспособлений, инструментов и измерительной аппаратуры, позволяющих рационализировать отдельные операции на ремонте и перемещениях такелажа, а также проводить контроль за его состоянием.
Энергетическое хозяйство лесосплавных рейдов. Надежная энергетическая база предприятия, удовлетворяающая его полную потребность в электроэнергии, имеет решающее значение как для функционирования, так и для перспектив развития техники и технологии производственных процессов. Лесосплавные предприятия, расположенные по берегам рек на значительных расстояниях друг от друга, достигающих нескольких сот километров и удаленных от государственных энергосистем, снабжаются электроэнергией от собственных электростанций. Имеется значительное количество лесосплавных предприятий, получающих электроэнергию от государственных систем.
Лесосплавные предприятия, получающие энергию от своих электростанций, имеют передвижные, стационарные, тепловые дизельные и гидроэлектростанции. Передвижные электростанции (мощностью до 65 кВт), смонтированные на специальном автомобильном прицепе либо на плавучем основании, предназначены для обеспечения сезонных или кратковременных работ на удаленных от центрального поселка рейда участках - плотбищах, участках рек, где ведутся работы по разбору заторов и скатке обсохших лесоматериалов и т. п.
Стационарные электростанции строятся и эксплуатируются в том случае, когда отсутствует технико-экономическая целесообразность использования существующих государственных энергосистем, что должно быть обосновано технико-экономическими расчетами. Такие электростанции сооружаются в центре силовой нагрузки предприятия, где сосредоточено большое количество электрифицированного оборудования -ремонтные мастерские, цехи переработки лесоматериалов, сплоточные машины, гидроускорители, система ночного производственного освещения и т. п.
Гидроэлектростанции строятся при лесосплавных плотинах, если это возможно по технико-экономическим соображениям и достаточной мощности водотока, подтверждаемой водохозяйственными расчетами, При этом следует иметь в виду, что потребность рейда в электроэнергии резко изменяется из-за сезонности его работы. Наибольшие нагрузки приходятся на навигационный период, далее происходит резкий спад потребляемой электроэнергии. Наличие спроса на электроэнергию должно перекрываться другими близко расположенными предприятиями лесного и сельского хозяйства, а также лесной промышленности.
Вопрос о строительстве гидроэлектростанции решается после проведения соответствующих изысканий и технико-экономических расчетов. Известно, что сооружение и эксплуатация сплавных гидроэлектростанций при комплексном использовании гидроресурсов, а также себестоимость электроэнергии, вырабатываемой этими станциями, недороги. Практика показывает, что целесообразно строить сплавные гидроэлектростанции мощностью 100 кВт и более. При этом надо учитывать, что электрификации на лесосплавных предприятиях подлежат все виды лесосплавных, рейдовых и вспомогательно-обслуживающих производств, равно как и жилищно-бытовые здания и учреждения.
Передача энергии от передвижных электростанций производится непосредственно по кабелю. При стационарных электростанциях передача энергии в точки потребления производится через систему электроснабжения. Для снабжения удаленных потребителей устанавливаются повысительные трансформаторные подстанции, где ток генераторного напряжения трансформируется в высокое напряжение 6 или 10 кВ, в зависимости от расстояния до потребителя. В местах потребления устанавливают понизительные трансформаторные подстанции, откуда по электролиниям рабочего напряжения энергия подается к двигателям машин, агрегатов и т. п.
В случае электроснабжения сплавного предприятия от государственной либо районной энергосистемы энергия подается на понизительную подстанцию, от нее по линии передачи через понижающие трансформаторы - к узлам энергопотребления.
Тип и мощность трансформаторных подстанций выбираются в зависимости от величины нагрузок, условий эксплуатации и схемы электроснабжения. «Инструкция по проектированию лесосплавных предприятий» рекомендует следующие типы трансформаторных подстанций: открытые, мостового типа, на опорах электросети; комплектные подстанции заводского изготовления; закрытые подстанции для предприятий с большим сроком эксплуатации. Для питания электрооборудования напряжение не должно превышать 380/220 В.
При работе электродвигателей в обстановке высокой влажности и непосредственной близости от воды все электрооборудование - электродвигатели, генераторы, пускорегулирующая аппаратура - должно быть закрытого исполнения, а электрооборудование наружной установки - водозащитного исполнения. Применение аппаратов открытого исполнения - пускателей, выключателей реле и т. п. - разрешается только при установке их в закрытых шкафах. Канализация электроэнергии на наплавных сооружениях, машинах и механизмах должна выполняться следующим образом: в случае неподвижной прокладки электролинии, когда перемещение частей наплавных сооружений относительно друг друга исключено и в других подобных случаях, она осуществляется кабелем с медными жилами в резиновой негорючей, маслостойкой защитной оболочке; проводом с медными жилами, изолированным.
Для прокладки и присоединения к подвижным токоприемникам, например, к двигателю тельфера, используют кабель гибкий медный в резиновой негорючей, маслостойкой защитной оболочке. Для подачи электроэнергии напряжением 380/220 В с берега на плавучие сооружения и машины на плавучем основании проводка должна быть выполнена изолированными проводами и устроена так, чтобы расстояние от проводов до поверхности основания понтонов, мостиков, площадок было не менее 4 м (при наибольшей стреле провеса). По наплавным сооружениям запрещается совместная прокладка в трубах кабелей с резиновой и бронированной оболочками. Металлические оболочки кабелей должны иметь непрерывную металлическую связь и надежно соединяться с корпусом машин.
Техникой безопасности также предусматривается запрет на заземление электрооборудования на трубопроводы, цистерны, баллоны сжатых газов, бензина, нефти и масла.
Сечение заземляющего проводника из меди по условиям механической прочности должно быть не менее 6 мм2, а для маломощных приборов - светильников, выключателей и т. п. и оболочек кабелей - не менее 1,5 мм2.
Все металлические боны и понтоны должны быть надежно соединены электрически с нулевым проводом и заземляющим проводом подстанции. При проектировании линий передач, подстанций, силового оборудования, электрического освещения следует руководствоваться «Правилами устройства электроустановок», СНиП «Искусственное освещение, нормы проектирования» и другими инструктивными документами.
Как уже указывалось выше, работа электростанции лесосплавных предприятий характеризуется непостоянством нагрузок, которые меняются много раз в сутки и тем более по сезонам.
Нагрузка на шинах станции определяется расчетом. Для определения максимальной мощности, которую следует отпустить с шин станции двигателю машины, станка пользуются формулой
Вспомогательно-обслуживающие хозяйства лесосплавных предприятий

Нормы искусственной освещенности для участков территории или места работы на лесосплавных предприятиях приводятся в «Правилах техники безопасности и производственной санитарии на лесозаготовках, лесосплаве и в лесном хозяйстве». Следует помнить, что правильная эксплуатация электрооборудования ведет к уменьшению удельного расхода энергии на единицу вырабатываемой продукции, что снижает ее себестоимость.
Обслуживающие хозяйства. Лесосплавной флот предприятия предназначен для обслуживания лесосплавных работ и состоит из самоходных и несамоходных судов, а также специализированных плавучих машин, механизмов и приспособлений. Разнообразие задач, решаемых лесосплавным флотом предприятия, характеризуется различием путевых и гидрологических условий, в которых работают суда. Технические и технологические требования, предъявляемые к судам, различны и зависят от задач, которые они выполняют.
Вся совокупность самоходных и несамоходных судов, выполняющих работы, предусмотренные технологическим процессом лесосплавного предприятия, называется лесосплавным флотом.
По судоходным путям страны - рекам, большим озерам, водохранилищам и каналам - транспортирование лесных грузов производится тяговыми средствами Минречфлота РФ, а по морям - судами Минморфлота РФ.
Лесосплавной флот Минлесбумпрома РФ занимается транспортированием лесных грузов по сплавным рекам и озерам, не входящим в состав судоходных магистралей, а также проведением формировочных и переформировочных работ на сплавных рейдах, размещенных на судоходных путях.
Лесосплавной флот производит: буксировку секций, лент плотов и вывод на фарватер и перепуск сформированных плотов в пределах акваторий лесосплавных предприятий; местные буксировки и рейдовые работы; осуществляет производственные разъезды, связь и специальные работы; обслуживает лесосплавные пути.
Рейдовые работы весьма разнообразны и трудоемки. При помощи судов лесосплавного флота ведутся монтаж и демонтаж всех наплавных сооружений с проведением большого количества ответственных операций, например: подводка, установка, монтаж узлов, а в конце навигации -демонтаж и уборка с отводкой к местам отстоя и ремонта лесозадерживающих, лесонаправляющих сооружений - запаней, бонов, сортировочно-сплоточных, формировочных устройств и плавучих причалов, а также сплоточных и других механизмов на плавучих основаниях. На рейдах ведутся работы по доставке судами сформированных секций и линеек к причалам, по формированию плотов. Осуществляются встреча плотов, предназначенных к отстою на лесостоянках в ожидании перепуска через шлюзы гидростанций, расформировка их и перепуск шлюзуемых секций или линеек с дальнейшей доставкой к месту формирования плота в нижнем бьефе плотины для переформировки плотов и др.
На рейдах самоходными судами выполняются работы, связанные с постановкой под погрузку и выгрузку несамоходных грузовых судов; подвозкой такелажа от складов к местам сплотки и формирования плотов, их утяжкой при освещении; подвозкой топлива и смазочных материалов к местам их потребления.
В обслуживании лесосплавных путей лесосплавной флот выполняет; транспортные работы по доставке, установке, уборке и буксировке к месту хранения лесонаправляющих сооружений, устанавливаемых на сплавных реках; патрулирование сплавных путей при проведении молевого и первоначального сплава; работы, связанные с обеспечением безаварийного продвижения лесоматериалов к запаням; перевозки рабочих, материалов, такелажа, механизмов к местам работ на дистанциях первоначального сплава лесоматериалов.
Лесосплавной флот используют для оперативного руководства сплавом со стороны администрации предприятий. Этой цели служат специальные быстроходные суда как средство передвижения административно-технического персонала при контроле, инспектировании и руководстве подразделениями сплавных предприятий.
Специальные работы лесосплавного флота производятся судами, предназначенными для управления плотами, - тормозные понтоны различных конструкций; для размещения на палубах специального судна (понтона) сплоточных, погрузочных, выгрузочных, разделочных и других механизмов; для монтажа грузоподъемных машин и т. п. Они служат в качестве: плавучих оснований электростанций, ремонтных мастерских, складов горючего, такелажа; дебаркадеров, брандвахт (плавучих общежитий), клубов, домов отдыха; плавучих частей сортировочных устройств, запаней и т.д. Соответственно перечню работ, выполняемых судами флота, их подразделяют по назначению на транспортные (буксирные), технические, служебно-разъездные и вспомогательные.
Транспортные суда буксируют плоты и их части - линейки, секции-, несамоходные суда и т. п. Технические суда - это земснаряды, такелажницы, топлякоподъемные агрегаты, плавучие краны, перегружатели и плавучие основания других машин. Служебно-разъездные суда применяют для перевозки рабочих, служащих и административно-технического персонала к месту работ и обратно. Вспомогательные суда - это дебаркадеры, брандвахты, клубы, мастерские, противопожарные и спасательные суда.
Работа флота организуется по плану на всю навигацию для каждого судна. Руководство работой флота осуществляется руководством лесосплавного предприятия через диспетчерскую службу. Диспетчерская служба наблюдает за техническим состоянием судов, соблюдением сроков технических осмотров и всех видов ремонта. Она организует и контретирует работу каждого судна, ведет учет и отчетность по флоту. Четкость работы по обеспечению технологических операций зависит от надежности связи и дисциплины плавсостава.
Для обеспечения надежной связью судов лесосплавного флота они оборудованы радиостанциями, также как рабочие участка рейда и диспетчерская служба предприятия.
Планирование потребности в лесосплавном флоте, учет его работы, определение сроков ремонта и надлежащая эксплуатация судов с учетом производственных интересов, гидрологических и путевых условий требуют четкой классификации судов. Классификационными признаками судна являются: способ передвижения; назначение его; род материала корпуса; район плавания.
По способу передвижения суда делятся на самоходные и несамоходные. Самоходные: суда с паросиловыми установками - пароходы; суда с двигателями внутреннего сгорания - теплоходы; суда с газогенераторными установками - газоходы. Теплоходы с силовыми установками мощностью менее 110 кВт, принято называть мотокатерами. По роду движителей их подразделяют на винтовые, колесные и водометные.
Несамоходные суда отличают по конструкции корпуса - баржевые, барочные, лодочные и плашкоуты. Классификация по назначению указана выше. По роду материала корпуса известны суда: деревянные, металлические, композитные.
По району плавания имеются суда:
а) речные, которым разрешается плавание по частям рек и небольшим озерам - Чудскому, Белому, Ильмень - и водохранилищам - Иваньковскому, Горьковскому и верховьям Куйбышевского и Волгоградского;
б) озерные, которым разрешено плавать по средним озерам - Балхашу, Севану, Выгозеру Рыбинскому, Камскому, Куйбышевскому, Волгоградскому, Цимлянскому и другим водохранилищам, а также в устьях больших рек - Днепра, Дона, Волги, Оби, Енисея, Лены и Амура;
в) морские, которым разрешен выход в заливы больших рек при впадении их в моря, выход в крупные озера - Ладожское, Онежское, Байкал, Иссык-Куль и Аральское море.
Речным судам для плавания в верховьях крупных рек и по всем средним и мелким рекам Речной Регистр РФ присваивает разряд Л, а для остальных путевых условий, упомянутых в пункте «а», - разряд Р. Судам, для которых условия плавания перечислены в пункте «в», присваивается разряд О, а судам с районом плавания, указанным в пункте «в», - разряд М.
Мореходные и эксплуатационные качества судна. Каждое судно обладает комплексом мореходных и эксплуатационных качеств. Мореходные качества определяют надежность и конструктивное совершенство судна, эксплуатационные - его транспортные возможности и экономические показатели.
К мореходным качествам относятся:
плавучесть - способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды при заданной нагрузке;
остойчивость - способность судна, отклоненного действием внешних сил из положения равновесия, возвращаться в исходное положение равновесия после прекращения действия этих сил;
непотопляемость - способность судна сохранять достаточную плавучесть и остойчивость после затопления одного или нескольких отсеков;
мореходность - способность судна противостоять воздействию морского волнения с колебаниями, возможно меньшей частоты и амплитуды;
ходкость - способность судна перемещаться с заданной скоростью;
управляемость - способность судна удерживать заданное направление движения или изменять его в соответствии с требованиями судовождения.
К эксплуатационным качествам судна относятся:
грузоподъемность - масса перевозимых судном грузов, которые могут быть приняты при условии сохранения проектной осадки;
грузовместимость - объем помещений судна, предназначенных для перевозки грузов (единицей измерения валовой и чистой вместимости служит регистровая тонна, которая является единицей объема, а не массы и равна 2,83 м3);
пассажировместимость - количество пассажирских мест на судне; скорость;
маневренность - способность судна выполнить заданные маневры, изменять направление и скорость движения;
дальность плавания - расстояние, которое судно может пройти при заданной скорости без пополнения запасов;
автономность плавания - время работы судна без пополнения запасов топлива, смазки, провизии и воды;
живучесть - способность судна при получении повреждений сохранять свои эксплуатационные и мореходные качества;
обитаемость - удобство размещения пассажиров и экипажа, а также количество, размеры и оборудование бытовых помещений.
К эксплуатационным качествам относятся также прочность, жесткость и стойкость конструкции судна, определяющие его способность противостоять воздействию внешних сил, а также воздействию различных физико-химических факторов.
Спасательная служба. Техника безопасности при работах на воде имеет особо важное значение. Стесненность площадей рабочих мест, малая ширина проходов по наплавным сооружениям, являющиеся спецификой лесосплавного производства, заполненность зеркала воды внутри сооружений лесоматериалами усугубляют ситуации вероятных несчастных случаев с работающими в таких условиях. Поэтому для предотвращения несчастных случаев и оказания помощи пострадавшим при авариях на лесосплавных предприятиях организуется спасательная служба.
Спасательная служба состоит из спасательной станции и спасательных постов. Спасательная станция оснащается комплектом спасательного инвентаря, медицинской аптечкой с медикаментами, быстроходными моторными лодками либо катерами. Станция имеет на общественных началах постоянный штат спасателей, систематически несущих дежурство. Помещение станции телефонизируется, радиофицируется и имеет звуковую сигнализацию.
Спасательные станции организуются на лесосплавных предприятиях с количеством рабочих более 100 человек и размещаются в центре рабочей акватории с тем, чтобы вести визуальное наблюдение за всеми местами производства работ. Спасательная станция имеет вышку с круговым обзором, а дежурный спасатель должен иметь бинокль. Во всех пунктах рабочей акватории и в местах работ, где занято более 15 рабочих, организуется спасательный пост. Спасательные посты оснащены комплектом спасательного инвентаря, размещенного на щите, с которого он может быть быстро взят с целью оказания им помощи при несчастном случае. Работающие на наплавных сооружениях и формировке плотов снабжаются спецодеждой и спасательными жилетами, имеющими большой запас плавучести, гарантирующий поддержание человека на воде в течение значительного времени. Знание правил техники безопасности при работе на лесосплаве, их постоянное соблюдение и контроль за выполнением являются гарантией работы без несчастных случаев.
Ремонтное хозяйство. Ремонтное хозяйство лесосплавного предприятия преимущественно располагается в центре его производственной деятельности, вблизи от транспортных путей, примыкающих к реке, и энергетической базы. Все производственные участки ремонтномеханических мастерских, обслуживающих предприятие, либо сблокированы в одном здании, либо находятся на одной территории и соединены внутризаводским транспортом.
В состав ремонтного хозяйства входит затон, предназначенный для отстоя в межнавигационный период судов, сплоточных машин и других плавучих средств и агрегатов, имеющихся на предприятии. Принятая технология ремонта и зимнего отстоя плавсредств в межнавигационный период в затоне предусматривает устройство для подъема судов для ремонта - стапельную площадку, слип, склиз и т. д.
Ремонтные предприятия предназначены для выполнения технического обслуживания средних и текущих ремонтов самоходного и несамоходного флотов, сплоточных машин и всех других машин и механизмов, имеющихся на предприятии.
Ремонтно-механические заводы (РМЗ) и центральные ремонтномеханические мастерские (ЦРММ) предназначены для выполнения капитального ремонта судов, сплавных механизмов и их агрегатов. Они обслуживают все предприятия бассейна с межотраслевой или внутриотраслевой кооперацией. Деятельность таких предприятий базируется на агрегатном методе с использованием оборотных агрегатов, новых и отремонтированных деталей, получаемых от специализированных предприятий.
Другим типом ремонтных предприятий является ремонтномеханическая мастерская (РММ). Такая мастерская проводит средний и текущий ремонты судов и сплавных механизмов, техническое обслуживание самоходного и несамоходного флота, машин и оборудования одного сплавного предприятия - рейда, сплавной конторы. Выполняются и работы по капитальному ремонту несложных механизмов и оборудования - транспортеров, бревносвалов, понтонов и т. п. -, перевозка которых для ремонта затруднительна либо экономически нецелесообразна.
Получили широкое применение и плавучие, или передвижные, ремонтно-механические мастерские (ПРМ), предназначенные для технического обслуживания и текущего ремонта флота и сплавных механизмов при отсутствии близко расположенных ремонтно-механических мастерских либо для обслуживания кратковременно действующих мастерских участков, в том числе выполняющих работы в местах, удаленных от ремонтных баз либо временно функционирующих.
Центральные ремонтные мастерские имеют в своем составе цехи, технологически связанные по принципу поточности. В том числе: заготовительные, основные производственные, вспомогательные и обслуживающие участки. К заготовительным цехам относятся: литейный с модельной мастерской; лесопильный с лесосушилкой и др. Основные производственные цехи: механические, слесарный, медицинский, корпуснокотельный, сварочный, малярный и такелажный, электромонтажный, деревообделочный. Вспомогательные цехи - инструментальный и ремонтный. Основные, заготовительные и вспомогательные цехи обслуживают силовое, транспортное и складское хозяйство.
При отсутствии в затоне судоподъемных устройств применяются различные методы по обеспечению ремонтом подводной части судов и плавучих оснований лесосплавных машин: выморозка, кренование, подъем кормы или носа судна кранами, осушка и др.
Под затоны отводят акватории, защищенные от ледохода и волнообразования, в непосредственном соседстве с PMM или ЦРММ. Глубины на акваториях затонов должны быть достаточными для захода и выхода глубокосидящих плавсредств в период навигации. Расстановка судов и машин на плавучем основании на зимний отстой производится по утвержденному директором предприятия плану. При этом во времени принимается необходимость вывода из затона судов, могущих производить работы, связанные с эксплуатацией в тяжелых (как исключение) гидрологических условиях. Перед началом капитального ремонта судов они осматриваются представителями инспекции Речного Регистра на предмет установления необходимости и объема ремонтных работ, определяющих их техническое состояние. После окончания ремонтных работ, перед началом навигации для определения состояния судов после ремонта, вновь вызывается инспекция Речного Регистра для их осмотра и разрешения к плаванию. Станочное оборудование ремонтных мастерских устанавливается в зависимости от типа ремонтного хозяйства и характера планируемых ремонтов.
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: