Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Лесоперевалочные предприятия

29.07.2015

Назначение, виды и состав работ. Перегрузка лесоматериалов, доставляемых водным транспортом, на другие виды транспорта леса -автомобильный и железнодорожный, их складирование и частичная переработка производится на лесоперевалочных предприятиях. Лесоперевалочные предприятия располагаются в среднем и нижнем течении крупных судоходных рек и концентрируют весьма большие объемы лесоматериалов. Поэтому они требуют значительных площадей для складирования леса, прокладки внутризаводских путей, размещения оборудования и специализированных цехов первичной обработки лесоматериалов.
Лесоперевалочные предприятия, которые выполняют только перевалку и раскряжёвку круглых лесоматериалов, называют лесоперевалочными базами, а предприятия, на которых кроме перевалки, организована переработка лесоматериалов на другие виды продукции - пиломатериалы, древесные плиты, строительные и мебельные детали и т. д. - обычно называют лесоперевалочными и деревообрабатывающими комбинатами.
Способ поставки лесоматериалов определяет состав работ на рейде; в настоящее время около 50 % леса поступает на лесоперевалочные предприятия в сортиментах. Объемы переработки хлыстов в перспективе будут возрастать.
Структура производственного процесса лесоперевалочного предприятие зависит от способа и вида поставки лесоматериалов, степени их переработки, способа и вида отгружаемой продукции. Наибольшее количество производственных операций выполняют предприятия, на которые лес поступает в хлыстовых и сортиментных плотах и где возможна глубокая переработка лесоматериалов. В перспективе объемы переработки лесоматериалов и отходов на щепу, древесные плиты, пиломатериалы, колотые балансы будут возрастать.
На рис. 134 показан интегральный график режима работы лесоперевалочной базы, на котором наглядно представлен весь процесс движения лесоматериалов и готовой продукции по времени. По этому графику можно установить переходящие остатки лесоматериалов на отдельных фазах технологического процесса предприятия. Например, разность ординат 1 и 2 на графике в любой период времени определяет объем лесоматериалов на плаву, подлежащий выгрузке; разность ординат 2 и 3 -объем леса, который должен находиться на складе; разность ординат 3 и 4 - объем отходов и объем лесоматериалов для внутреннего потребления; разность ординат 4 и 5 - объем готовой продукции, подлежащей отгрузке потребителям.
Лесоперевалочные предприятия

Технологические схемы и состав оборудования на выгрузке и штабелевке лесоматериалов. Складирование, сортировка и пакетирование лесоматериалов. Как уже отмечалось, на технологический процесс работы лесоперевалочных предприятий оказывает влияние целый ряд факторов. Несмотря на это, производственный процесс лесоперевалочных предприятий осуществляется по следующим основным схемам: вода -вагон; вода - накопитель - вагон: вода - цех: вода - штабель - вагон и вода - штабель - цех.
При технологической схеме вода - вагон лесоматериалы могут поступать на рейдовый участок молем, в плотах и судах; выгрузка лесоматериалов из воды и их погрузка производятся непосредственно на автомобили или в железнодорожные вагоны без штабелевки. Выгрузка и погрузка могут проводиться башенными и портальными кранами. При поступлении леса в плотах выгрузка производится или целыми пучками, если позволяет грузоподъемность крана, или пачками меньшего объема - в случае, когда грузоподъемность выгрузочных механизмов не достаточна для подъема и перемещения целого пучка. В последнем случае в специальном выгрузочном дворике пучок распускается, и из него формируют пачки нужного объема, или используют размолевочно-пакетирующую машину, МРС-1.
Машина МРС-1 предназначена для роспуска сортиментных пучков леса длиной до 6,5 м, шириной до 4,0 м, осадкой до 2,8 м и пакетирования лесоматериалов в пучки до 12 м3. Эта машина состоит из плавучего основания, моста с оборудованием, поперечного транспортера размолевочного, подъемного и пакетирующего устройств. Пакетирующее устройство выполнено в виде канатной люльки, имеющей пять канатов. Одними концами канаты крепятся к поперечному понтону, а другими - к поперечной балке, которая может опускаться под воду на 2 м и подниматься вверх до 4 м специальным приводом. По требованию заказчика устройству придается питатель с вертикальными роликами для подачи лесоматериалов на транспортер.
При грейферной выгрузке лесоматериалов для повышения производительности крана целесообразно использовать машину ЛР-63-1 (рис. 135). В этом случае отпадает необходимость в устройстве по торцеванию на берегу, так как агрегат ЛР-63-1 выполняет эту операцию на воде. Машина ЛР-63-1 обеспечивает роспуск пучков длиной до 8,3 м, шириной до 5,5 м, осадкой до 3,5 м и объемом до 35 м3, исключая потери бревен, потерявших плавучесть. Устройство имеет приспособление для сматывания обвязок пучка, оснащено приводными торцевыравнивающими щитами и подводными цепями, которые подтягиваются по мере выгрузки лесоматериалов грейфером крана. Обслуживает кран и это устройство бригада из шести человек.
Когда на рейдовый участок лесоматериалы поступают в судах или плотах и требуется их сортировка, то лесоматериалы выгружаются на раскаточное устройство, затем они подаются на продольный сортировочный транспортер, а с него - в карманы-накопители. При накоплении в них лесоматериалов требуемого объема они грузятся кранами в вагоны или в штабеля (рис. 136). Сортировка лесоматериалов может проводиться также и на воде в специальных сортировочных устройствах, если перевалка производится по схеме: вода - накопитель - вагон. Для выгрузки из воды лесоматериалов применяют также поперечные и продольные транспортеры. Поперечные используют для выгрузки отсортированных лесоматериалов при значительной длине выгрузочного фронта, но малой глубине лесного склада, а продольные - наоборот, при малом выгрузочном фронте и значительной глубине приречного склада (рис. 136).
При необходимости создания межнавигационного запаса лесоматериалов, применяют схему вода - штабель - вагон. Если выгрузке подлежат отсортированные лесоматериалы, то для выполнения операций по этой технологии используют краны разных типов: кабельные, консольные, мостокабельные, козловые и портальные. В зависимости от грузооборота склада, рельефа местности, топографических и гидрологических характеристик акватории рейда технология лесоперевалочных работ может быть различной. Например, при пологих берегах, небольшой амплитуде колебания уровней и малом грузообороте - 80...100 тыс. м3 - на выгрузке лесоматериалов используют различного рода лебедки, а на погрузке - краны со стрелой.
Лесоперевалочные предприятия

Когда в навигационный период одновременно производятся выгрузка, погрузка лесоматериалов в железнодорожные вагоны и подача леса в деревоперерабатывающие цеха, то применяют схему вода - цех. При этом используют вышеописанную систему машин, но дополняют её подающим продольным транспортером для перемещения лесоматериалов из воды непосредственно в цех либо из бассейна пилорам в цех.
В случае поступления на лесоперевалочное предприятие хлыстовых плотов выгрузка хлыстов производится по трём технологическим схемам.
1. Хлыстовые пучки катером или лебедкой подаются в зону действия крана, разделяются на пачки, а пачки - на отдельные хлысты. Затем хлысты порциями выгружают из воды обычно плавучими кранами и укладывают в штабель на берегу. Эта схема выгрузки - малопроизводительна, кроме того, при отсутствии размолевочного устройства возможен утоп хлыстов лиственных пород.
2. Пучки подаются катером к козловому крану грузоподъемностью 30 т, с пучков снимают обвязки, затем целыми пакетами объемом до 30 м3 выгружают из воды и подают на лесовозы, которые перевозят пучки или к местам последующей переработки или же на склад межнавигационного запаса. Наибольшая производительность получается в том случае, когда пакеты снабжены грузовыми стропами, которые используются на всех фазах технологического процесса, начиная от сплотки хлыстов на береговых складах и кончая их раскряжевкой на лесоперевалочных предприятиях. При отсутствии грузовых строп выгрузка производится при помощи строп крана или грейфером ЛТ-59.
3. При выгрузке хлыстов из воды целыми пучками объемом до 100 м3 и их последующей расформировкой на эстакаде используют специальные установки - бремсберги, показанные на рис. 137. Установка состоит из железнодорожных путей нормальной колеи, двух железнодорожных платформ грузоподъемностью 60 т каждая, двух лебедок Л-71 А, канато-блочной системы с трехкратным полиспастом и эстакады для расформировки пучков. Хлысты с эстакады отдельными пачками краном типа ЛТ-62 грузят на лесовозы и отвозят на склад межнавигационного запаса или на раскряжёвочную эстакаду.
Раскряжевка хлыстов выполняется посредством установки типа ПХЛ-Зс, а сортировка лесоматериалов - при помощи продольного транспортера. Производительность такой линии составляет 50...70 тыс. м3 в год.
Выгрузка лесоматериалов из судов и барж производится грейфером или стропами. Производительность крана в смену на этой операции составляет до 2000 м3, кран обслуживают два человека. Баржи-самосвалы разгружаются кренованием, продолжительность разгрузки 45...50 мин. Выгрузка леса из судна на воду может выполняться и при помощи лебедок.
Лесоперевалочные предприятия

Выгрузка технологической щепы на причалах целлюлозно-бумажных и гидролизных предприятий, заводов древесных плит обычно производится плавучими грейферными и портальными кранами.
Если вдоль причального фронта есть свободная территория для складирования щепы, то технологический процесс ведётся по схеме судно - штабель. При небольших грузооборотах целесообразно использовать различные плавучие краны, которые позволяют выгружать щепу непосредственно на берег. Плавучий кран КПл 5-30, оснащенный специальным грейфером ЛР-64А (рис. 138), способен за навигацию выгружать до 150 тыс. м3 щепы. Производительность крана на разгрузке судов открытого типа составляет 90 т/ч; полуоткрытых судов - 70 т/ч, а на выгрузке нижнего слоя щепы - 40 т/ч.
При выгрузке щепы с барж грузоподъемностью 150...300 т по схеме судно - автощеповоз применяют самоходные краны со стрелой и грейфером ёмкостью 1,5...2,5 м3.
Лесоперевалочные предприятия

Для механизированных причалов характерна выгрузка щепы портальными кранами грузоподъемностью 5...10 т, при этом она проводится при использовании одно- или двухсекционных бункеров вместимостью 36...50 м3 с последующей транспортировкой щепы на склад или в производство автощеповозами (рис. 139), или специальными железнодорожными вагонами-хопперами.
Лесоперевалочные предприятия

Для выгрузки щепы применяют двухканатные портальные краны КППГ-5-30-10,5, оснащенные грейферами для щепы ЛР-64А. При использовании портальных кранов ЦПКБ МРФ грузоподъемностью 10 т применяют четырехканатный грейфер для щепы проекта № 3372 вместимостью 12 м3. При отсутствии специальных грейферов выгрузка щепы может производиться канатными грейферами для сыпучих грузов.
В перспективе на выгрузке щепы из судов целесообразно применять высокопроизводительные грейферные краны в сочетании с транспортёрами или пневмоустановками.
При недостаточных площадях для размещения биржи сырья или при технологической необходимости хранения лесоматериалов в воде зимой создаются незамерзающие акватории водной поверхности.
Акватория, свободная ото льда, обеспечивается за счет теплообмена придонных более теплых масс воды с поверхностными массами, имеющими более низкую температуру. Перепад температур между верхними и нижними слоями воды при глубинах не менее 4...5 м достигает 4° С. Незамерзающие акватории можно создать на водохранилищах, озерах, заливах, где консервируется тепло и замедлен теплообмен ввиду практически постоянного отсутствия скоростей течения. Незамерающие участки водной поверхности могут быть обеспечены за счет использования гидравлических ускорителей или применения барботажных установок.
Когда на акватории рейдового участка располагаются плоты для зимнего хранения, то секции или линейки следует располагать раздельно на расстоянии 10...12 м друг от друга. В пространстве между секциями устанавливают гидравлические ускорители, которые и создают незамерзающий коридор для подачи сплоточных единиц к выгрузочному устройству. При работе потокообразователя в течение 2...4 суток, толщине льда 0,35...0,45 м и температуре воздуха - 15...- 17° C ширина очищенной от порядка 20...25 м.
Для создания очищенных ото льда акваторий водной поверхности с целью хранения лесоматериалов в плотах при отрицательных температурах воздуха весьма эффективно используют также барботажные установки (рис. 140). Эта установка состоит из компрессора, наружного воздуховода, регулирующего устройства и подводного перфорированного воздуховода с отверстиями диаметром 1...3 мм, размещаемых по длине трубы через 5...6 м.
Лесоперевалочные предприятия

При барботаже ускоренное таяние льда происходит за счет поднятия на поверхность придонных более теплых слоев воды с помощью воздушных пузырьков, выходящих из отверстий подводного воздуховода. Рекомендуемая ширина каналов, свободных ото льда должна быть порядка 10...12 м.
Для создания запаса лесоматериалов в зимнее время, их отгрузки и переработки при наличии площадей на берегу производят складирование леса. Штабелевка лесоматериалов обычно выполняется мостокабельными, кабельными, козловыми и консольно-козловыми кранами. На этой операции применяют также и другое оборудование: лебедки, автопогрузчики и стреловые краны. Параметры штабелей зависят от типа применяемого на штабелевке оборудования (табл. 37).
Лесоперевалочные предприятия

В перспективе получат развитие пакетные перевозки лесоматериалов при смешанном железнодорожно-водном сообщении, так как это позволяет повысить производительность труда на погрузочно-выгрузочных работах на 30...40 % и сократить простои судов и вагонов в полтора -два раза. Для пакетирования круглых лесоматериалов используют несущие пакетообраэующие средства - многооборотные полужесткие стропы ПС и гибкие стропы (стропконтейнеры) СК-4;СК-5 и ЦЛС-2. Характеристика этих пакетообразующих средств представлена в табл. 38.
Лесоперевалочные предприятия

Пакеты лесоматериалов в стропах ПС формируют в карманах-накопителях сортировочных транспортеров, а цилиндрические - в накопителях, погрузочных двориках и размолевочно-пакетирующих машинах рейда приплава. Погрузка пакетов с берега производится портальными кранами из штабелей, а из воды - плавучими кранами. При объеме пакетов 16 м3 производительность крана грузоподъемностью 15...16 т составляет 1400...1500 м3/смену. Пакеты из судов выгружают портальными кранами.
Для перегрузки пакетов лесоматериалов используют четырехкрюковые рамные подвески и полуавтоматические захваты-самоотцепы проектов № 2928 В и № 3915 ЦЛКБ МРФ к кранам грузоподъемностью 10 и 16 т (рис. 141).
Лесоперевалочные предприятия

Характеристика системы машин для лесоперевалочных работ приведена в табл. 39.
Лесоперевалочные предприятия
Лесоперевалочные предприятия

Расчет производительности выгрузочных механизмов

1. Расчет производительности продольного и поперечного транспортеров. Наиболее распространены на выгрузке лесоматериалов цепные транспортеры Б-22 и Б-22У. Сменную производительность продольного транспортера вычисляют по формуле
Лесоперевалочные предприятия

Сменную производительность поперечного транспортера можно установить по зависимости
Лесоперевалочные предприятия

2. Расчет производительности бремсбергов.
Усилие в тяговом канате лебедки Pm рассчитывают по формуле
Лесоперевалочные предприятия

Сменную производительность бремсберга определяют по формуле
Лесоперевалочные предприятия

3. Расчет производительности кранов. На выгрузке и штабелевке сортиментов лесоматериалов наиболее часто используют стреловые портальные краны грузоподъемностью 3...10 т: КПП-3-22-6,5, КПП-3-50-10,5, «Ганц» (Венгрия) и КПП-10-40-10,5; башенные краны грузоподъемностью 5...10 т: КБСМ-14ПМ-2 и КБ-572; мостокабельные краны грузоподъемностью 6...10 т: КМК-6-100 и КМК-10-150-45; кабельные краны грузоподъемностью 7,5...20 т: ЕЕ-7,5-400, КК-10-300 и КК-20-575. Иногда применяют плавучий кран КПЛ-5-30 грузоподъемностью 5 т. На штабелевке также используют консольно-козловые краны ККУ.
Для расчета сменной производительности кранов используют зависимость
Лесоперевалочные предприятия

4. Расчет производительности лебедок. На выгрузке и штабелевке лесоматериалов, а также других на переместительных операциях широко применяются: специальная лебедка Л-59, лесосплавные лебедки ЦЛ-3, ЦЛ-5, ЛЛ-9, ЛЛ-11 и Л-71 А, трелевочные лебедки ТЛ-4, ГИЛМ-4, ЛЛ-8 и др.
Максимальный объем пачки лесоматериалов Vmax, выгружаемой лебедкой, определяют по формуле
Лесоперевалочные предприятия

Сменную производительность лебедок Псм на выгрузке и укладке лесоматериалов в штабеля вычисляют по зависимости
Лесоперевалочные предприятия