Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Развитие перевозок лесоматериалов в судах

28.07.2015

Судовые перевозки лесоматериалов - прогрессивный способ доставки древесины. Они занимают значительный удельный вес в объеме транспорта лесных грузов по внутренним водным путям.
В последнее десятилетие перевозки лесных грузов не увеличились главным образам из-за происходящего экономического спада в стране.
Судовые перевозки лесных грузов прошли длительный и сложный путь развития. В нашей стране лесоматериалы до революции перевозили в однорейсовых несамоходных судах. В Волжско-Камском бассейне на берегах в зимнее время строили специальное суда - беляны, гусяны и др. Беляны - это однорейсовые деревянные речные суда местного изготовления. С открытием навигации их спускали на воду, испытывали на водонепроницаемость и после этого загружали пиломатериалами. Беляны оснащали средствами управления и сплавляли по рекам самосплавом. В низовьях рек такие суда разбирали и использовали как лесоматериалы.
После революции в России несамоходный флот пополнился металлическими судами грузоподъемностью 500, 2300 и 4000 т и деревянными судами грузоподъемностью до 2500 т.
В послевоенные годы судостроительная промышленность производит серийные самоходные сухогрузные суда разной грузоподъемности (от 2000 до 5000 т) и металлические несамоходные суда грузоподъемностью до 3000 т для эксплуатации в условиях создаваемых водохранилищ и перевозок в них леса. Одновременно строились баржи-площадки грузоподъемностью до 3000 т специально для перевозок лесоматериалов по рекам страны. Изменение конструкции трюмных барж и появление барж-площадок значительно облегчило проведение грузовых операций по размещению и укладке в них лесоматериалов.
Создание каскада водохранилищ, увеличение глубин судового хода, развитие сети межбассейновых соединений - Беломорско-Балтийского и Волго-Донского каналов, Волго-Балтийского водного пути -обеспечили возможность судовых перевозок грузов, в том числе лесных, на дальние расстояния с разнообразными условиями плавания. Для таких перевозок в настоящее время выпускаются высокопроизводительные крупнотоннажные самоходные грузовые суда грузоподъемностью 2700 и 5300 т, а на внутрибассейновых перевозках лесных грузов находят применение секционные толкаемые составы грузоподъемностью 7500 т и более.
Ввод в эксплуатацию судов открытого типа и барж-площадок позволил почти полностью механизировать основные погрузочно-разгрузочные работы при перевозках лесных грузов и применять высокопроизводительное подъемно-транспортное оборудование.
Судовые перевозки лесоматериалов являются наиболее прогрессивным видом транспорта в условиях доставки древесины по водохранилищам и морям и против течения рек. По ряду показателей они стоят выше плотовых. Из-за резкого падения скоростей течения на водохранилищах и простоев в ожидании благоприятной погоды увеличились сроки доставки лесоматериалов в плотах. Для буксировки по водохранилищам требуются плоты повышенной прочности, вследствие чего расход такелажа и затраты труда на их изготовление резко возросли. Однако и они не гарантированы от аварий при волнении. При транспортировке древесины в плотах не удается полностью использовать глубины реконструированных водных путей и пропускную способность шлюзов на них.
При буксировке плотов, в процессе сплотки и расформировке пучков перед выгрузкой происходят потери от утопа, особенно древесины лиственных пород.
Расчеты показывают, что в условиях зарегулированных водных путей во многих случаях судовые перевозки лесоматериалов оказываются более эффективными и хозяйственно необходимыми, чем плотовые.
По данным ЦНИИлесосплава время перевозки леса в судах с Верхней Волги до Волгограда сокращается в 4,4 раза по сравнению с доставкой плотов, а ее себестоимость снижается на 30...35 %. Перевозка лесоматериалов в судах исключает потребность в сплоточноформировочном такелаже. Сокращаются затраты на его амортизацию, ремонт и возврат. Доставка древесины в судах не требует дополнительных переформировочных рейдов и затрат на ремонт и переформировку плотов.
При перевозках лесоматериалов простои судов по условиям погоды в 5 раз меньше, чем простои плотов, кроме того, под убежища используются речные порты и естественные укрытия.
Помимо указанного при судовых перевозках продолжительность используемого навигационного времени увеличивается за счет работы судов в ранний и поздний периоды, когда плоты не буксируют. Это способствует сокращению межнавигационных запасов древесины в пунктах отправления и, как следствие этого, снижению оборотных средств и ускорению их оборачиваемости.
При судовых перевозках леса устраняются потери древесины от утопа.
Судовые перевозки лесоматериалов дают возможность повысить пропускную способность шлюзов в 2 раза, обеспечивают доставку потребителям древесины, не обладающей достаточной плавучестью, а также пиломатериалов.
Еще больше преимуществ от судовых перевозок леса будет при широком внедрении специальных судов грузоподъемностью 5300 т и более, при оснащении погрузочно-выгрузочных пунктов высокопроизводительными механизмами и переходе на пакетные перевозки лесоматериалов. Пакетные перевозки позволяют резко сократить простои судов под погрузочно-выгрузочными операциями и в ожидании их, дают возможность увеличить объемы перевозок при существующем парке судов. В перспективе (в рыночных условиях) доставка круглых сортиментов в судах может возрастать, особенно с развитием смешанных водножелезнодорожных перевозок, если будет обеспечена их экономичность. При этом возрастет потребность в лесовозных судах, погрузочновыгрузочном оборудовании и в причальных сооружениях, что, конечно, потребует дополнительных капитальных вложений. Однако они окупятся экономичностью судовых перевозок леса.
Перебазирование лесозаготовок в многолесные районы европейского Севера и Сибири, сооружение каскада водохранилищ на основных транспортных магистралях, рост отечественного судо- и машиностроения создают благоприятные условия для развития судовых перевозок лесоматериалов. В перевозках речного транспорта, например, в бассейнах рек Сибири и Дальнего Востока, лесные грузы составили в последние годы 60...70 % от общего объема грузов.
Наиболее значительный объем перевозок лесоматериалов приходится на Волжско-Камское, Северо-Западное, Беломорско-Онежское, Иртышское, Западно-Сибирское и Енисейское пароходства.
Развитие перевозок лесоматериалов в судах в Северо-Западном и Волжско-Камском бассейнах обусловлено наличием в этих бассейнах озер и водохранилищ с тяжелым ветро-волновым режимом и шлюзовых систем.
Увеличение заготовок леса в восточных районах страны обеспечило развитие судовых перевозок лесоматериалов на реках Сибири, где основная масса лесоматериалов доставляется потребителям и на лесоперевалочные базы против течения рек.
Дальнейшее возрастание объемов судовых перевозок лесоматериалов потребует создания и внедрения новых судов и более производительного подъемно-транспортного оборудования, а также совершенствования технологии погрузочно-выгрузочных работ.
Tранспортно-технологические схемы. Перевозка лесоматериалов в судах производится по следующим четырем основным схемам, зависящим от местных условий (см. рис. 2, схемы V, VI, VII).
Схема V. Лесоматериалы вывозят на нижний склад, примыкающий к лесосплавной реке с молевым сплавом. С наступлением сплавного периода их сплавляют молем до рейда. На рейде лесоматериалы сортируют и сплачивают в пучки, которые буксируют к пунктам погрузки лесоматериалов в суда. Здесь лес грузят в суда плавучими кранами целыми пучками или их частями из щети после роспуска. Лес в судах можно перевозить, не сплачивая в пучки. В этом случае отсортированные лесоматериалы, минуя сплотку, грузят в суда плавучими кранами - с берега или с воды - навалом или укладывают в штабеля.
Выгрузка лесоматериалов из воды на берег организуется соответственно способу загрузки судна лесоматериалами при помощи имеющихся выгрузочных механизмов - кранов, транспортеров.
Схема VI. Нижний склад примыкает к реке, допускающей сплав лесоматериалов в плотах (пучках) береговой сплотки. Сплотка в пучки производится тракторными агрегатами или другим способом. При наличии затопляемого плотбища пучки укладывают в плоты, которые с открытием навигации буксируют за тягой в пункт погрузки в суда. На незатопляемых береговых складах пучки укладывают в штабеля для межнавигационного хранения. С открытием навигации пучки спускают на воду и грузят в суда или сплавляют до погрузочного рейда для дальнейшей отправки в судах. Погрузка в суда производится плавучими кранами из щети после роспуска пучков большого объема или целыми пучками, если масса пучков соответствует грузоподъемности крана.
Выгружают лесоматериалы из судов плавучими или береговыми кранами или путем кренования саморазгружающихся барж.
Схема VII. Нижний склад примыкает к судоходной реке. Лесоматериалы для погрузки в суда сортируют и сплачивают в пучки. Сплотка производится на берегу с применением соответствующего оборудования. Готовые пучки (пачки) укладывают в штабеля до наступления навигации, а в навигационный период грузят в суда. Погрузка леса в суда в зависимости от глубины акватории, наличия причальной стенки и применяемого оборудования производится по нескольким схемам: штабель - судно; штабель - вода - судно и др.
Если удобного места для погрузки на акватории рейда непосредственно у склада нет, пункт погрузки переносят ниже по течению реки, где достаточны глубина и ширина, и погрузка ведется с воды по схеме вода -судно.
При наличии у берегового склада причальной стенки пучки (пачки) подают из штабелей краном на причал, откуда другим краном грузят в судно.
Если причальной стенки нет, погрузку лесоматериалов в судно пачками (пучками) производят с применением плавучего крана. Этим краном грузят в судно пучки или пачки из штабелей, находящихся в зоне действия стрелы крана. Пучки (пачки) из отдаленных штабелей подвозят к фронту погрузки тракторными агрегатами или лесопогрузчиками.
Выгрузку пучков (пачек) из судов производят кранами рейда приплава.
Схема IV. Береговой склад примыкает к судоходной реке. Лесоматериалы полностью сортируют на продольных транспортерах и формируют в пучки (пакеты) в накопителях. Пучки краном укладывают в штабеля для зимнего хранения, а в навигационный период их грузят в суда с берега. При расположении склада на значительном расстоянии от реки пучки (пакеты) краном грузят на автолесовозы и подвозят к фронту погрузки в суда.
К этой же схеме можно отнести перегрузочные пункты речных портов. Лесоматериалы на перевалку через речные порты поступают в вагонах россыпью или в пакетах и портальными кранами грузятся из вагонов в суда, минуя промежуточные складские операции.
Выгрузка лесоматериалов из судов производится по схеме судно -транспорт (штабель). На выгрузке могут применяться мостокабельные, башенные и портальные краны.
В описанных транспортно-технологических схемах доставки лесных грузов в судах приведены применяемые ныне способы и варианты организации погрузочно-выгрузочных работ с круглыми лесоматериалами. Дальнейшее совершенствование их должно идти в направлении перехода на пакетные перевозки лесоматериалов с полной их сортировкой и упаковкой в пакеты на берегу. На лесосплавных рейдах сортировочные и сплоточные работы ведут на воде, а погрузку в суда по схеме вода - судно.
Развитие перевозок лесоматериалов в судах
Имя:*
E-Mail:
Комментарий: