Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Магистральный плотовой лесосплав

28.07.2015


Условия буксировки и конструктивные особенности плотов. Формирование плотов производится или на плотбищах в межнавигационный период или на рейдах отправления в навигационный период. Плоты изготавливаются в соответствии с «Правилами (техническими условиями) сплотки, формирования и оснастки плотов». «Правила ...» разрабатываются для конкретных бассейнов по результатам межведомственных приемочных испытаний и согласовываются с лесосплавными объединениями, судоходными инспекциями, пароходствами и утверждаются вышестоящими организациями.
При транспортировке плотов взаимоотношения между пароходствами и лесосплавными организациями регламентируются «Уставом внутреннего водного транспорта» и «Правилами буксировки плотов». Буксировка же плотов производится в соответствии с «Правилами плавания по внутренним водным путям и местными правилами плавания».
Технологические схемы буксировки плотов определяются путевыми, гидрологическими и климатическими условиями плотовой трассы. В технологии плотового лесосплава рассматриваются условия буксировки плотов: участки трассы движения плотов; конструкции, габариты и объемы плотов; рекомендуемые буксиры и их мощности; скорости движения плотокараванов по отдельным участкам трассы; затруднительные участки реки и условия их прохождения; средства управления плотами; рекомендуемые места остановки и отстоя плотов в штормовую погоду; пункты переформирования, порядок прохождения плотов через гидросооружения и т. д.
К основным лесотранспортным бассейнам нашей страны относятся: Северо-Западный, Северо-Двинский, Волжско-Камский, Обь-Иртышский, Ангаро-Енисейский, Байкальский, Ленский и Амуро-Зейский.
В различных бассейнах для буксировки леса используют плоты разной конструкции, причем это обусловлено не специфическими условиями бассейнов, а сложившимися традициями в формировании плотов. В связи с этим, ЦНИИлесосплава была проведена весьма важная и необходимая для производства работа по унификации конструкции плотов, основанная на использовании при их формировании типовых узлов крепления и типового такелажа. В частности, этим институтом разработана весьма перспективная конструкция типового плота без оплотника. Схема формирования плотов конструкции ЦНИИлесосплава представлена на рис. 111, 112, 113. Она может быть применима для любых лесосплавных, бассейнов.
Магистральный плотовой лесосплав

Магистральный плотовой лесосплав

Основной формировочной единицей плота является секция, определяющая размеры формировочного такелажа. На водных путях, имеющих шлюзы, размеры секций обычно определяются габаритами шлюзовых камер. Секции плотов отличаются друг от друга габаритами, расположением формировочного такелажа и пучков - продольным, поперечным, смешанным и с хлыстовой обортовкой по периметру плота. Секция типовой конструкции позволяет формировать плот необходимой прочности и габаритов для любых бассейнов страны и типов буксирных судов.
Важнейшим элементом плота является его формировочный такелаж, поскольку прочность плота и его сплоточных единиц определяется формировочным такелажем. ЦНИИлесосплава разработан и утвержден ОСТ «Такелаж из стальных канатов, замки, сжимы, захваты клиновые для формирования плотов», предусматривающий унификацию и механизированное изготовление формировочного такелажа.
В типовых конструкциях плотов для соединения формировочного такелажа используют следующие основные узлы.
Оплотник - расположенные в одну линию сортименты круглых лесоматериалов, соединенные оплотными цепями. Оплотник подразделяется на продольный и поперечный. Оплотник изготавливают из хвойных сортиментов или хлыстов без кривизны, надломов, трещин и гнили. В качестве продольного оплотника используют круглые лесоматериалы диаметром не менее 0,2 м, а для поперечного - не менее 0,18 м в верхнем торце. Максимальный диаметр хлыстов в комле не более 0,4 м. В оплот-нике на расстоянии от торца не менее 0,3 м просверливают отверстия диаметром 60...65 мм для оплотных цепей калибра 12...16 мм. Вариант соединения продольного и поперечного оплотника показан на рис.114, а соединения секций внутри плота - на рис. 114, б.
Магистральный плотовой лесосплав

Бруствер - жёсткая связь в виде пакетного бона из круглых лесоматериалов или хлыстов, накладываемая на первые и последние ряды секции или плота с целью придания им дополнительной прочности и волноустойчивости (рис. 115). Бруствер представляет собой пакет из трех или двух рядов сортиментов или хлыстов хвойных пород без гнили и трещин. Применяются сортименты длиной не менее 5 м и с диаметром в верхнем торце не менее 0,18 м. Хлысты же должны иметь диаметр в верхнем торце не менее 0,14 м. Бревна в бруствере укладываются с разгонкой стыков. При этом каждый стык должен располагаться между двумя жгутами, хомутами, которые изготовляются из четырёх ниток проволоки диаметром 6,3 мм.
Брустверы крепятся к пучкам борткомплектами, которые охватывают каждый пучок и через бруствер стягиваются лебедками или ромжинами (рис. 115). Ромжины крепятся проволокой диаметром 6 мм к верхним сортиментам (хлыстам) пучка.
Магистральный плотовой лесосплав

Поперечный счал (секционный) - стальной канат диаметром не менее 13 мм применяется для поперечного крепления секции способом «поверху», «восьмеркой» или «в обхват», длина счала определяется шириной секции. Счал «восьмёрка» обычно состоит из двух полусчалов, один из которых пропускается под пучком, а второй укладывается сверху, затем положение счалов меняют, таким образом образуя «восьмерку» (рис. 116). Счал имеет цепную наставку для соединения с другим счалом посредством рычажного замка.
Счал «поверху» охватывает бортовые пучки, его концы выводят на верх пучков, утягивают и соединяют сжимами (рис. 116).
Магистральный плотовой лесосплав

Счал «в обхват» также предназначен для поперечного крепления плота. Он прокладывается поверху всех пучков по ширине и охватывает бортовые пучки, его концы выводятся на средние пучки, а концевые цепные наставки после утяжки соединяются при помощи пластинчатых сжимов (см. рис. 116).
Трехпластинчатый сжим - это устройство для соединения продольного и поперечного формировочного такелажа (рис. 117, б). Такие сжимы применяются на бортовых, брустверных комплектах и на поперечных счалах, удерживая их в предварительно натянутом положении путем завинчивания гаек гайковертами. Поперечные связи такелажа закладываются между нижней и средней пластинами сжима, а продольные - между средней и верхней пластинами.
Сдвоенный сжим предназначен для соединения параллельно расположенных ветвей канатов (рис. 117, в). Формировочный такелаж укладывается между вкладышем и корпусом и предварительно фиксируется гайками. После необходимого натяжения такелажа гайки довинчиваются.
Магистральный плотовой лесосплав

Магистральный плотовой лесосплав

Клиновой захват позволяет присоединить параллельно или под острым углом к продольному лежню или счалу формировочный такелаж или буксирный канат. Канат надежно удерживается в захвате силами трения между клином, захватом и прижимной планкой (рис. 118). Клиновой захват прост по конструкции и установке, надежен в работе, рассчитан на сравнительно большую удерживающую силу до 196 кН и обладает небольшой массой 13,5 кг.
Основными элементами формировочного такелажа являются:
- лежень - стальной формировочный канат (КФ), равный по длине размеру секций с коушами на концах, прокладываемый вдоль бортовых пучков секции плота, служащий для соединения с вожжевым и буксирным канатами. Диаметр формировочных канатов изменяется в широких пределах от 12 до 32 мм и определяется величиной максимальной нагрузки (рис. 119);
- формировочные комплекты К и KP используются для крепления бортовых, брустверных, секционных, плотовых счалов и полусчалов. Длина комплекта зависит от габаритов пучков и плота, а также его конструкции. Диаметр канатной части комплекта принимают от 12 до 22,5 мм, а её длину - от 4 до 42 м с градацией через 1 или 2 м в зависимости от длины цепной наставки. Различают комплекты с рычажным замком KP (рис. 120) и такелажными скобами, которые в свою очередь могут быть с невыпадающим штырём круглого (CK) и плоскоовального сечения (CO). Такие скобы выпускаются для канатов диаметром 12...16 или 19...22 мм. При эксплуатации утеря такелажной скобы полностью исключается, поскольку её штырь невыпадающий, а скоба в коуше каната удерживается приваренной перемычкой;
- пластинчатые сжимы типа СПК используются для соединения под прямым углом поперечного и продольного формировочного такелажа диаметром 12...30 или 15...30 мм, они выпускаются четырех типоразмеров. Пластинчатые сжимы типа СПЦ предназначены для соединения под прямым углом канатов и цепей (рис. 121). Эти сжимы более легкие и менее дорогостоящие, по сравнению со сжимами СПК, но обладают меньшей удерживающей силой;
- коуши (рис. 119) используются для обеспечения прочности канатов и их соединения между собой в концевой части. При этом свободный конец петли прикрепляется к канату заплеткой, путем опрессовки алюминиевых обойм, скрутки стальных патрубков и использования сдвоенных сжимов. Нормативами принято заделывать коуши для канатов диаметром до 18 мм одной гильзой, а диаметром от 18 до 32 мм - двумя.
Магистральный плотовой лесосплав

В качестве примера (см. рис. 113) показана схема секции озёрного сортиментного плота без оплотника. Расположение поперечных счалов и борткомплектов в плоту зависит от путевых условий. Для транзитной буксировки в Волжско-Камском бассейне плот формируют из секций 115 х 27 м. Каждый ряд пучков укрепляют счалом «восьмерка». На наружных пучках плота накладывают два борткомплекта, а на внутренних -по одному. На вторых от концов секции рядах устанавливают секционные счалы «поверху», концевые ряды шлюзуемых плотов укрепляют двумя брустверами. Вдоль бортов секции прокладывают лежни, которые прикрепляются к борткомплектам и счалам пластинчатыми сжимами. Приняты такие размеры плотов: шлюзуемых 230 х 27 м, буксируемых 460 х 54 м или 460 х 81 м.
Расчет сопротивления воды движению плотов и формировочного такелажа. Для расчета диспетчерских графиков движения плотов по водным объектам и формировочного такелажа необходимо знать величину сопротивления воды движению плотов R. Сопротивление воды движению пучковых плотов при их продольном расположении и отношении ширины плота В к его осадке T больше 10 (В/Т≥10) можно определить по формуле
Магистральный плотовой лесосплав

Магистральный плотовой лесосплав

Величина коэффициента эєв устанавливается по графикам эєв = f(V;hа), представленным на рис. 122. В этой функциональной зависимости he - высота волны, м; V - скорость движения плота относительно воды, м/с.
Магистральный плотовой лесосплав

В случае буксировки плотов по каналам при расчёте сопротивления движению R необходимо ввести поправку на увеличение величины R, обусловленную ограниченностью судового хода как по ширине, так и по глубине потока.
В процессе буксировки плота бортовые и средние лежни нагружены неравномерно. Средние лежни воспринимают 80 % нагрузки бортовых лежней. При расчете лежней разрывное усилие лежня плота вычисляют по формуле
Магистральный плотовой лесосплав

Сечение растяжек подбирают по разрывному усилию, которое получают увеличением в 3 раза усилий, рассчитанных по формулам (352) и (353).
Усилие, возникающее в поперечных счалах сортиментных и хлыстовых плотов при их буксировке на спокойной воде, устанавливают по зависимости
Магистральный плотовой лесосплав

Разрывное усилие счала получается увеличением величины Pc в три раза, то есть
Магистральный плотовой лесосплав

по этой величине подбирают сечение счала.
В случае буксировки плотов при волнении усилие в счалах находят по формуле
Магистральный плотовой лесосплав

Длина счала «поверху» с охватом бортовых пучков по периметру определяется по зависимости
Магистральный плотовой лесосплав

Длина счала «восьмерки», состоящей из двух полусчалов, вычисляется по соотношению
Магистральный плотовой лесосплав

В случае буксировки сортиментных плотов по спокойной воде и при волнении расчет разрывного усилия в бортовых комплектах производится по формуле
Магистральный плотовой лесосплав

Когда лежни и борткомплекты соединяются между собой пластинчатыми сжимами, то усилие, передаваемое от лежня на борткомплект, определяется держащей силой сжима. При этом на борткомплект передается усилие
Магистральный плотовой лесосплав

Максимальное усилие в борткомплекте сортиментньх плотов при их движении по взволнованной водной поверхности находится по зависимости
Магистральный плотовой лесосплав

Максимальные усилия, возникающие в борткомплекте хлыстовых плотов при волнении, устанавливают по формуле
Магистральный плотовой лесосплав

Величина Pб вычисляется по формулам (362) и (367).
Технология Формирования и расформирования плотов. На лесосплавных рейдах отправления пучки или другие сплоточные единицы обычно предварительно рассортировываются по сортиментам перед установкой их в секцию плота или плот, так как каждому потребителю требуются определенные виды лесоматериалов.
Устройства для сортировки пучков на рейдах располагаются ниже сплоточных машин. Возможные схемы сортировочных устройств показаны на рис. 123. Схема рис. 123, а применяется при скоростях течения V менее 0,2 м/с; схема рис. 123, б - при V = 0,2...0,5 м/с; схема рис. 123, в -при V = 0,6...1,0 м/с и схема рис. 123, г - при V более 1,0 м/с.
В этих схемах сортируют пучки или специальными машинами (см. рис. 123, г), или при помощи речного потока (см. рис. 123, б и в), или по-токообразователями (см. рис. 123, а).
При использовании сортировочной сетки конструкции Зайцева (рис. 123, в) сплоточные единицы могут перемещаться вдоль граней опорных плиток до последнего дворика, так как каждая опорная плитка расположена так, что угол между ее лицевой гранью и направлением течения а составляет 0,523 рад. (30°). Тем самым она перекрывает следующую опорную плитку. Сортировщики, находящиеся на спорных плитках, только направляют пучок в соответствующий сортировочный дворик.
Когда скорости течения превышают 1,0 м/с, то применяется сортировочная сетка коридорного типа (см. рис. 123, г). В этом случае поперечные ряды пучков формируются в зоне пониженных скоростей течения, непосредственно за опорной плиткой большой осадки.
На практике применяют четыре схемы формирования плотов:
1) сплоточная единица - плот;
2) сплоточная единица - секция плота - плот;
3) сплоточная единица - линейка - плот;
4) сплоточная единица - линейка - секция - плот.
Выбор той или иной схемы формирования плотов определяется наличием акваторий водной поверхности с необходимыми ширинами, глубинами и скоростями течения ниже сортировочно-сплоточных устройств и дробностью сортировки лесоматериалов на рейде.
Магистральный плотовой лесосплав

Первая схема: сплоточная единица - плот. Она применима в случае формирования плота из сплоточных единиц, прибывающих на рейд вольницей, без их сортировки, с тем, чтобы сортировка была произведена ниже на сортировочно-формировочных устройствах. Если же акватория ниже сплоточных машин, используемая для формирования плотов, имеет достаточный по длине и ширине габарит для размещения нескольких плотов по количеству групп определенных сортиментов, поставляемых потребителям, то эта схема вполне рациональна, так как уменьшает транспортные работы при формировании плота. При наличии таких акваторий на магистральной реке ниже устья реки со сплавом «вольницей» схема сплоточная единица - плот тоже вполне применима.
Вторая схема: сплоточная единица - секция плота - плот. Схема используется на рейдах, в сортировочно-формировочных устройствах, в которых формируют секции, а далее - секционные плоты. В этом случае акватория под сортировочно-формировочные устройства должна разместить ниже сплоточных машин одновременно все формируемые секции. Сформированные секции буксирными катерами рейда доставляются на причалы, где из них составляют плоты.
Третья схема: сплоточная единица - линейка - плот. Сортировочно-формировочные устройства при этой схеме занимают меньшие по ширине размеры акватории, нежели при работах по первой и второй схемам. Они располагаются ниже сплоточных машин. Ширину формировочных двориков принимают равной ширине одной или двух сплоточных единиц, с небольшим запасом. Длина линеек не превышает длины будущего плота, реже - его четверти. Линейки одного и того же сортимента подают на причалы, где формируют плот.
Четвертая схема: сплоточная единица - линейка - секция - плот. Эту схему используют, когда на рейде формируют секционные плоты, а размеры акватории не позволяют разместить на ней сортировочноформировочные устройства для секций. Технология формирования частей плота - секций и линеек - сводится к следующему: формирование секции состоит в подаче поступающих от сплоточных машин пучков в формировочные дворики по сортировочному коридору. До начала формирования секции в данном дворике нижнюю по течению его часть перекрывают боном. Затем устанавливают поперечный оплотник, закрепляя временно его концы к бонам дворика. Вдоль бонов дворика устанавливают по обе стороны продольный оплотник, соединяя его оплотными цепями. Заранее набранный ряд пучков одной длины заводят в оплотник и устанавливают в дворике, заполняя дворик по всей ширине. После этого сразу же оплотными цепями скрепляют первый ряд поперечного оплотни-ка с продольным оплотником и устанавливают второй ряд поперечного оплотника, скрепляемого оплотными цепями с продольным. После установки второго ряда пучков секцию стравливают вниз, а продольный оплотник наращивают, скрепляя его бревна оплотными цепями. По мере изготовления секции в зависимости от конструкции плота ее крепят промежуточным поперечным оплотником или канатными счалами. После установки крайнего поперечного оплотника накладывают продольные лежни, продергивая его через оплотные цепи.
Могут быть и другие конструкции креплений. Готовую секцию катером-буксировщиком отводят на формировочный причал (рис. 124), где и формируют плот. Размеры секций плотов имеют длину от 50 до 100 м и ширину от 9 до 27 м. Пучки, составляющие секцию, должны иметь одинаковую ширину и осадку.
Формирование линеек из пучков, подаваемых от сплоточных машин, производится следующим образом. Пучки, перемещаемые по сортировочному коридору течениями или другими побудителями движения (ускорителями), скользят по начальной поверхности опорной плитки (в сортировочно-формировочном устройстве Зайцева) и их либо хватают крюком и разворачивают в дворик за данной опорной плиткой, либо пропускают дальше на грань следующей опорной плитки. Пучок, подлежащий к установке в линейку под данной опорной плиткой, устанавливают под лежень, закрепленный одним концом на опорной плитке, и «приклевывают», т.е. прикрепляют к лежню в двух точках. По мере накопления пучков под лежнем он стравливается, оставляя место для следующих пучков. Длина ленты зависит от типа формируемых плотов и составляет от 50 до 500 м.
Формирование плотов производят под опорными плитками или бонами, установленными ниже сортировочно-формировочных устройств, закрепленными за донные и береговые опоры. Акватории, отводимые для формирования плотов, должны иметь достаточную ширину и минимальную скорость течения.
Магистральный плотовой лесосплав

Технология формирования состоит в следующем: шлюзуемый плот буксирным катером заводят в дворик. В момент захода головной части плота в дворик с барабанов на головных плитках снимают и, пропустив их через ролики, закрепляют концы на головных пучках плота. По мере движения плота внутри дворика бортовые лежни, разматываясь с барабанов, прокладываются по борту плота. По мере прохода в головной части дворика следующей секции лежни верхней и нижней секций соединяются замками, а после этого утягиваются лебедкой, выбирая слабину канатов шлюзуемой единицы к середине, утягивают поперечные крепления при помощи переносного блока, который крепится за цепи, проложенные вдоль бонов.
Исследования ЦНИИлесосплава показали, что наиболее перспективными являются сортиментные плоты без оплотника. Эти плоты обладают следующими преимуществами по сравнению с плотами в оплотнике: производительность труда при формировании возрастает на 10...46 %, а на расформировании - на 25...30 %; снижается удельный расход такелажа по массе на 19...54 %; увеличивается полнодревесность на 12...14 %; повышается прочность и волноустойчивость; кроме того, отказ от оплотника позволяет избежать нерационального расходования деловых лесоматериалов, так как при оторцовке оплотника часть пиловочника переходит в технологические дрова.
Для механизации работ по формированию и расформированию плотов, их ремонта, перевозки такелажа и рабочих бригад целесообразно использовать такелажницу-формировщик ЛФ-38 (рис. 125) и судно-формировщик ЛФ-1, разработанные ЦНИИлесосплава.
Магистральный плотовой лесосплав

В качестве базового судна для ЛФ-38 принят грузовой катер Т-101M водоизмещением 30,3 т, осадкой 0,60 м со скоростью хода 4,58 м/с (16,5 км/ч) и с тяговым усилием на швартовых 8,3 кН. Судно ЛФ-38 имеет две однобарабанные лебедки с гидроприводом, гидравлический подъемный кран, две выносные балки, вьюшку, направляющие ролики и канатную оснастку. Это судно с бригадой формировщиков выполняет следующие работы: погрузку, доставку, выгрузку и разноску такелажа по плоту; установку и утяжку бортовых комплектов; установку брустверов; раскладку и утяжку бортовых: продольных лежней, утяжку поперечных счалов и другие работы.
Формировщик Лф-1 спроектирован на базе судна ЛС-56Б, которое имеет водоизмещение 39,8 т, осадку 0,86 м; скорость хода 5,5 м/с (19,7 км/ч) и тягу на швартовых 30 кН. В грузовом трюме ЛФ-1 установлены: подъёмный кран с гидроприводом грузоподъемностью 0,5 т, электролебедка для утяжки такелажа с усилием 48 кН, электроприводное разбухтовочное и бухтонамоточное устройство, выносная балка для раскладки лежней и бортовые роульсы. Судно-формировщик ЛФ-1 может быть использовано на погрузке, перемещении и разгрузке формировочного такелажа, перевозке рабочих, натаскивании бруствера, утяжке такелажа, буксировке линеек и секций в пределах рейда и т. д.
На формировании плотов при отсутствии специализированных ка-теров-формировщиков применяют катера КС-100А, оборудованные лебедкой для утяжки такелажа: переносные мотолебёдки МЛ-2000М или ручные лебедки с тяговым усилием не менее 10 кН.
Производительность сортировочно-формировочных устройств рейда ограничивается пропускной способностью их главных ворот в смену:
Магистральный плотовой лесосплав

При наличии в сортировочном коридоре тросового ускорителя его пропускная способность в смену может быть установлена по формуле:
Магистральный плотовой лесосплав

Формирование хлыстовых плотов на воде проводят по различным технологическим схемам.
При этом используют: кран грузоподъемностью не менее 10 т или трактор ТДТ-55, катер-формировщик; рейдовый буксирный катер для транспортировки секций к формировочным причалам, например ВМК-130, наплавные сооружения - формировочные дворики, боны, плитки, донные опоры, вьюху для раскладки лежней и электроинструмент.
Для сброски пучков на воду и набора пучков в ряд секции применяют или кран, или трактор ТДТ-55.
По мере набора необходимого количества пучков по ширине секции прокладывают поперечный формировочный такелаж и производят установку бортовых и брустверных комплектов. Далее катером пучки транспортируются к формировочному бону, где и формируются секции; здесь катер-формировщик прокладывает бортовые лежни и производит утяжку продольного и поперечного такелажа. Сформированную секцию выводят рейдовым буксирным катером к формировочному приколу, где завершают работу по формированию плота: соединяют концы бортовых лежней и поперечных секционных счалов скобами.
На формировании хлыстовых плотов по этой схеме занята бригада рабочих в количестве 6...8 чел. Комплексная сменная производительность труда зависит от объема пучка и конструкции плота и колеблется от 1000 до 1600 м3.
Завершающей операцией на лесосплаве является доставка плотов потребителям, где и производится расформирование плотов. Расформирование плотов осуществляется на рейдах приплава или лесоперевалочных предприятиях. На акваториях рейдов устанавливают причальные боны и опорные плитки для отстоя и расформирования плотов.
Состав работ и применяемых механизмов зависит от необходимости дополнительной сортировки лесоматериалов перед выгрузкой, объемов сплоточных единиц и местных условий.
При использовании кранов грузоподъемностью более 300 кН и отсутствии дополнительной подсортировки лесоматериалов плоты принимают на лесостоянку, рассортировывают на секции и линейки, подают к выгрузочным механизмам, снимают формировочный такелаж и выгружают лесоматериалы целыми пучками. Если грузоподъемность кранов или лебедок оказывается недостаточной для выгрузки целых пучков, то перед выгрузкой пучки разделяют на пакеты меньшего объема. На расформировании плотов используют такелажницу-формировщик ЛФ-38 и судно-формировщик ЛФ-1.
Способы остановки плотов. Остановка плотов может производиться как в пути следования, так и в пунктах приплава. Выбор способа остановки плота зависит от гидрологических, сплавных и производственных условий, габаритов водного пути, мощности буксировщика, наличия специальных механизмов для остановки плотов и т. д.
В практике буксировки плотов используются следующие способы их остановки:
- постоянной силой, создаваемой буксировщиком или тормозной лебёдкой, установленной на специальном судне;
- при помощи донных тормозных и становых средств, размещаемых на самоходном судне или на несамоходном плашкоуте;
- путем прижима плота к берегу с разворотом его на 180° или без разворота.
При остановке плота буксировщиком он отдаёт буксирной канат, подчаливает к хвостовой части плота, берёт на гак вспомогательный буксирный канат и, работая против течения, тормозит плот.
В случае применения тормозной лебедки судно-остановщик зачаливает канат лебедки к хвостовой части плота, становится на якоря и, стравливая канат при постоянном усилии, тормозит плот до его полной остановки. Остановка плота может быть произведена как на участке реки с большими глубинами воды, так и в прибрежной зоне.
Когда остановка плота производится донными средствами торможения, то сначала отдают волокушные цепи или лоты, которые снижают техническую скорость движения плота до 0,2...0,3 м/с, а затем вводят в работу якоря или специальные русловые опоры до полной остановки плота.
Как правило, при этом используются специальные несамоходные понтоны или самоходные суда, на которых размещаются цепи, лоты, якоря, а также лебёдки и другие механизмы для их подъёма и опускания. В частности, применяются несамоходные понтоны М-16М и самоходные якорницы М-105 и В-13. В данном случае плот может быть остановлен в русле реки, что исключает возможность обсушки лесоматериалов при понижении уровней воды. Однако в этом случае возникают трудности с размещением на понтоне требуемого по нормативам станового и тормозного такелажа: возможно его перепутывание в процессе работы, требуется лебёдка с большим числом барабанов, не исключены ручные операции. Кроме того, способ торможения плота донными средствами не применим в тех местах, где по дну водоёма проложены различные коммуникации.
В случае остановки плота прижимом к берегу с разворотом его на 180° судно-буксировщик резко изменяет курс движения, подводит голову плота к берегу и на коротком буксире удерживает её у береговой полосы. Под действием потока хвостовая часть плота разворачивается к берегу, дополнительно в этом же направлении работают вспомогательные дежурные суда. При остановке без разворота, но прижимом плота к берегу эта операция производится только дежурными вспомогательными судами.
Остановка плота прижимом к берегу эффективна только на достаточно пологих берегах с песчаным грунтом. Применение этого способа с разворотом плота на 180° возможно только при условии, если ширина реки больше ширины плота, а плот обладает необходимой для разворота гибкостью. Основной недостаток этого способа - возможность обсушки леса при спаде уровня воды.
В качестве тормозного такелажа на практике используют цепи «волокуши», лоты и якоря.
Лоты представляют собой монолитные или разборные отливки из чугуна в виде параллелепипедов с пирамидальными выступами, при их отливке в тело заделывают стальные дуги с надетыми на них кольцами для закрепления шеймы и вожжевой.
Для определения тормозного усилия лота можно использовать формулу
Магистральный плотовой лесосплав

Магистральный плотовой лесосплав

В случае остановки плотов на реках с повышенными скоростями течения применяют якоря различной конструкции в сочетании с тормозными средствами или самостоятельно. В качестве становых средств используют якоря: двухлапый адмиралтейского типа, однолапый адмиралтейского типа, с поворотными лапами разной конструкции. Наибольшее распространение на практике получили якоря Матросова - однолапые и четырехлапые.
Основными параметрами якорей, характеризующими качество их работы, являются держащая сила и коэффициент цепкости φ, зависящий от конструкции и массы якоря, а также типа грунта.
Держащую силу якоря рассчитывают по формуле
Магистральный плотовой лесосплав

Максимальная держащая сила на единицу массы якорей адмиралтейского и Матросова приведена в табл. 33.
Магистральный плотовой лесосплав

Для якоря Матросова коэффициент цепкости φ в 2...3 раза больше.
Длина якорной шеймы при условии равенства нулю вертикальной составляющей силы определяется по зависимости
Магистральный плотовой лесосплав


Имя:*
E-Mail:
Комментарий: