Электромонтаж Ремонт и отделка Укладка напольных покрытий, теплые полы Тепловодоснабжение

Лесосплавные рейды

28.07.2015


Виды рейдов. В системе водного лесотранспорта лесосплавным рейдом называется производственное предприятие (производственный участок), выполняющее комплекс работ на воде, обусловленных принятой транспортно-технологической схемой лесосплава в бассейне.
В связи с различиями транснортно-технологических схем лесосплава лесосплавные рейды создаются в начальных, конечных и промежуточных пунктах лесосплава для выполнения разнообразных работ - по сортировке, сплотке, формированию и переформированию транспортных единиц, по погрузке в суда, разгрузке и выгрузке из воды и т. д.
Лесосплавной рейд включает акваторию, необходимую для производства сплавных работ на воде, и береговую территорию с соответствующими сооружениями и оборудованием для выполнения работ на берегу.
Акватории рейдов оборудуют лесозадерживающими, лесонаправляющими и другими наплавными сооружениями для приема и переработки поступающих транспортных единиц. Рейды оснащают комплексом специальных плавучих машин и лесосплавным флотом.
Обычно на береговой территории рейд имеет вспомогательные производства и службы: ремонтно-механические мастерские, такелажные базы, энергетическое хозяйство, узел связи (телефонной, селекторной, радиосвязи), деревообрабатывающие и другие производства.
На лесосплавных рейдах при необходимости оборудуют затоны для отстоя и ремонта плавучих машин и судов лесосплавного флота, а также площадки для строительства наплавных и других сооружений.
Рейды с большим объемом основных работ являются самостоятельными производственными предприятиями, входящими в систему сплавных объединений. При небольшом объеме работ лесосплавной рейд как производственный участок может входить в состав предприятия, осуществляющего сплав лесоматериалов в данном сплавном бассейне.
В зависимости от назначения, состава и характера работ разных рейдов установлена следующая их классификация:
- сортировочно-сплоточно-формировочные (с участками погрузки леса в суда);
- формировочные;
- переформировочные;
- рейды приплава;
- лесные порты.

Три первых вида рейдов являются рейдами отправления и переработки грузопотока в пути; рейды приплава являются конечными пунктами водного лесотранспорта; лесные порты создаются в условиях смешанного - водно-сухопутного или сухопутно-водного - лесотранспорта.
Сортировочно-сплоточно-формировочные рейды устраивали (и пока еще устраивают) в пунктах перехода от молевого к плотовому лесосплаву. На этих рейдах производят сортировку и сплотку лесоматериалов для последующего формирования сплоточных единиц в плоты и транспортировки плотов за тягой. В составе этих рейдов могут выделяться участки акватории для организации на них погрузки и отправки леса (россыпью или пучками) в судах.
На сортировочно-сплоточно-формировочных рейдах выполняются следующие работы:
- прием лесоматериалов в лесохранилища;
- разборка пыжа и подача лесоматериалов в сортировочные устройства;
- сортировка лесоматериалов на воде и подача их к сплоточным машинам;
- сплотка лесоматериалов;
- сортировка сплоточных единиц для формирования из них плотоединиц;
- формирование секций (частей) плота и целых плотов;
- отправка готовых плотов в транзитный или местный сплав;
- переработка некондиционных лесоматериалов на стандартные короткомерные сортименты, технологическую щепу и дрова.
В состав подготовительных и вспомогательных работ рассматриваемого рейда входят:
- строительство, ремонт, установка и разборка наплавных сооружений и рейдового оборудования;
- ремонт такелажа и изготовление такелажных комплектов и соединительных элементов;
- дноуглубительные и руслоочистительные работы на акватории рейда, включая подъем древесины, затонувшей на акватории рейда;
- установка на рабочее место наплавных рейдовых сооружений и уборка их на зимний отстой.
В связи с ликвидацией молевого лесосплава на многих реках число таких рейдов резко сократилось, часть их перенесена в другие места, и состав их работ изменился.
Формировочные рейды организуют как самостоятельные предприятия или участки для приема и переработки сплоточных единиц, поступающих с сортировочно-сплоточных рейдов или с береговых складов с межнавигационной сплоткой (самосплавом и за тягой) для последующего формирования из них секций и плотов местного или транзитного назначения.
В состав работ этих рейдов входят: прием и сортировка сплоточных единиц, формирование из них секций и целых плотов, отправка готовых плотов в транзитный или местный сплав. В большом объеме на этих рейдах выполняются такелажные работы; работы по строительству, установке и уборке наплавных сооружений, используемых в процессе формировочных работ.
Переформировочные рейды организуют на пути следования плотов:
- при необходимости расформирования целых плотов на части с целью проводки через шлюзы гидроузлов (эти рейды носят название пришлюзовых);
- в случаях, когда требуется изменить габариты плота (в большую или меньшую сторону) в соответствии с изменившимися путевыми условиями на последующем многоводном или мелководном участке водного пути (например, при переходе из речных условий в озерные).
Технологический процесс переформировочных рейдов включает следующие основные операции: прием поступающих на рейд плотов, их расчалку и ремонт, переформирование в плоты новых габаритов, замену или дополнение элементов крепления плота в соответствии с техническими условиями буксировки по новому участку пути.
Рейды приплава или выгрузочные являются конечными пунктами лесосплава. На них лес поступает разными видами водного транспорта -молевым сплавом, в плотах, в судах.
Рейды приплава создаются у всех лесополучателей - у деревоперерабатывающих и лесоперевалочных предприятий и ЦБК, у лесоторговых складов и т. п.
Технологический процесс этих рейдов увязан с технологическим процессом лесополучателя. При поступлении леса молевым сплавом на рейде приплава ставится приемная запань, образуется лесохранилище и устанавливаются необходимые сооружения и оборудование для сортировки и выгрузки лесоматериалов. При поступлении леса в плотах на рейде организуются их прием, расчалка на секции и линейки и подача к выгрузочным устройствам. Для приема и выгрузки леса, прибывающего в судах, устанавливаются соответствующие грузоподъемные механизмы и оборудование.
Лесные порты создаются как специализированные предприятия в условиях смешанного транспорта - железнодорожного и водного, речного и морского, - на магистральных реках, водохранилищах и озерах, а также на морях для перегрузки лесоматериалов с одного вида транспорта на другой. В лесных портах производят приемку, погрузку-разгрузку вагонов с лесом, прием плотов, роспуск их, сортировку и погрузку леса в морские суда или суда «река - море» и другие работы по профилю порта. На акватории порта устанавливают необходимые наплавные и причальные сооружения. Для выполнения погрузочно-выгрузочных работ с лесом лесной участок порта оснащается плавучими, портальными и другими кранами, штабелерами, перегружателями, лесоукладчиками, торцевателями и другим оборудованием.
Рейды или участки погрузки леса в суда организуются на водных путях, в местах, откуда такая транспортировка леса предусмотрена и возможна по путевым и производственным условиям.
В условиях первоначального лесосплава отправка леса в судах производится от лесных складов - пристаней, специально организованных для такой отправки в начальный, наиболее благоприятный период навигации (при высоких горизонтах и скоростях течения).
В зависимости от соглашения с пароходствами и типов лесовозных судов их загружают плавучими кранами (россыпью или пучками). Суда направляют по графику работы рейда в назначенные пункты доставки.
Наиболее крупными и сложными являются сортировочно-сплоточно-формировочные рейды. Они обладают развитой системой наплавных сооружений и оснащены комплексом специальных машин. Сооружениями и машинами комплектуют лесосплавные рейды и других типов, но в меньших масштабах и по менее сложным схемам. Поэтому при дальнейшем изучении лесосплавных рейдов больше внимания уделяется сортировочно-сплоточно-формировочным рейдам. До восьмидесятых годов в нашей стране насчитывалось около 200 таких рейдов, перерабатывающих за навигацию до 40 млн. м3 лесоматериалов.
Все лесосплавные рейды и лесные порты в зависимости от навигационного грузооборота разделяют на четыре категории. К первой категории относятся рейды с навигационным грузооборотом свыше 3,5 млн. м3; ко второй - при грузообороте 3,5...1,0 млн. м3; к третьей - 1000...300 тыс. м3; к четвертой - с грузооборотом менее 300 тыс. м3.
Для размещения сплавных рейдов выбирают места с учетом следующих требований:
- размеры акватории рейда должны быть достаточными для размещения рейдовых наплавных сооружений, плавучего оборудования и максимального переходящего остатка леса без риска обсушки его при снижении уровня воды;
- глубина участка должна допускать беспрепятственное движение обслуживающего рейд флота и пропуск сплоточных единиц, плотов и грузовых судов;
- желательно, чтобы скорости течения воды на участках размещения сортировочного и нормировочного устройств были в пределах 0,3...0,7 м/с;
- русло и берега в пределах лесохранилища, сортировочных и формировочных устройств должны быть устойчивыми к размывающему действию потока и волн и допускать размещение необходимых причальных сооружений и оборудования;
- для рейдов на водохранилищах и озерах следует предусматривать защиту от ветра и волн;
- прилегающая к рейду береговая территория должна быть удобна и достаточна для размещения поселка, леса и вспомогательнообслуживающих производств;
- места под запани для образования лесохранилищ должны быть выбраны с учетом требований «Инструкции по изысканиям, проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации запаней».
На всех лесосплавных рейдах предусматривается установка аварийных сооружений для улавливания и отправки на переработку вынесенных с рейда лесоматериалов - отдельных бревен, поврежденных сплоточных единиц и т. д.
Производственные объекты лесосплавного рейда. Применительно к наиболее распространенным сортировочно-сплоточно-формировочным рейдам в состав их входят следующие части:
- лесохранилища для приема моли (или пучков);
- сортировочные устройства, обеспечивающие рассортировку лесоматериалов и бесперебойное снабжение отсортированными лесоматериалами сплоточных и других машин;
- участки расположения сплоточных машин;
- формировочные устройства для сортировки сплоточных единиц и формирования из них секций и целых плотов;
- лесостоянки, оборудованные причальными устройствами для отстоя плотов перед их отбуксировкой;
- участки для погрузки леса в суда (в случаях, когда часть лесоматериалов отправляется с рейдов в судах).
Компоновка лесосплавных рейдов предусматривает подбор и размещение на акватории водоема наплавных сооружений и плавучего оборудования для осуществления основной производственной деятельности рейда в соответствии с требованиями поточного производства.
Рациональная компоновка должна обеспечивать наибольшую концентрацию его частей и элементов при наименьшей растянутости рейдовых коммуникаций и соблюдением требования поточности и охраны водного пути от засорения древесиной.
Наличие скоростей течения или их отсутствие является важным фактором компоновки рейда. При наличии течения обеспечивается перемещение транспортных единиц (моли или пучков) по рейдовой акватории. При отсутствии течения (или при малых скоростях течения) требуется прибегать к средствам принудительного перемещения транспортных единиц, что усложняет технологию рейдовых работ. Это влияет и на форму расположения рейдовых сооружений и эксплуатационных участков.
При компоновке рейда должны быть учтены и другие естественные условия:
- размеры рейдовой акватории - ширина, длина, - определяющие габариты сортировочных и формировочных устройств;
- глубины на акватории рейда и на пути следования плотов до пунктов назначения, определяющие осадку сплачиваемых единиц и производительность сплоточного оборудования;
- условия транспортировки плотов: речные, озерные, морские, определяющие прочностные требования к сплоточным единицам и плотам;
- возможная продолжительность работы рейда в течение навигации, определяющая суточное и сменное задание рейду, с учетом гидрологических и метеорологических условий водного пути;
- защищенность акватории рейда от ветра и волн, особенно для рейдов на водохранилищах и озерах;
- влияние приливно-отливных течений при размещении рейда в устьях рек, впадающих в моря.
На характер компоновки рейда влияют и производственные условия:
- навигационный и сменный грузообороты;
- требуемая дробность сортировки лесоматериалов и транспортных единиц;
- габариты и типы плотов, формируемых на рейде, в зависимости от путевых условий на трассе буксировки.
Навигационный и сменный грузообороты рейда определяются планами работы предприятия и зависят от возможной продолжительности навигации и планируемого объема поступления леса, а также от характера его переработки на рейде.
Сменное задание Wсм по переработке и коэффициент сменности устанавливаются исходя из общего грузооборота рейда Wн и продолжительности навигации Тн, по зависимости
Лесосплавные рейды

Планируя продолжительность навигации Тн, учитывают неблагоприятные по погодным условиям дни навигации - из-за дождей, штормов, резкого подъема уровней и скоростей.
Габариты и типы плотов назначаются по правилам сплава в данном сплавном бассейне, а также по согласованию с пароходствами и управлениями водных путей с учетом путевых и других условий на трассе буксировки плотов.
Перечисленные естественные и производственные факторы требуется учитывать при разработке технологических процессов рейдов, выборе систем машин и сооружений, разных технических мероприятий.
Рейды имеют развитую сеть наплавных сооружений, монтаж и установка которых выполняются в определенном порядке (по стадиям) в строгом соответствии с разработанной схемой установки. Для сокращения сроков установки наплавных сооружений их заблаговременно монтируют в крупные блоки.
Наплавные сооружения в зимний период хранят в специальных, защищенных от ледохода местах - затонах. Здесь их строят, ремонтируют и готовят к установке. В зимний же период на берегах рейдового участка производят установку створных знаков, указывающих места будущего расположения основных узлов наплавных рейдовых сооружений.
Как только река очистится ото льда, наплавное оборудование и устройства выводят из затонов и транспортируют к местам установки. Крепление наплавных сооружений и оборудования на акватории рейдов производится по расчету на русловых и береговых опорах при помощи сплавного такелажа - канатов, цепей, якорей.
При выборе участков для размещения рейдов руководствуются следующими положениями:
- естественные гидрографические, гидрологические и геологические условия места рейда должны отвечать наиболее оптимальному их значению;
- компоновка рейда должна обеспечивать наибольшую концентрацию его элементов при наименьшей растянутости рейдовых коммуникаций;
- на реках, находящихся в подпоре, необходимо учитывать изменения параметров водотока, а также возможность строительства русловых и береговых опор для крепления рейдовых сооружений и защищенности их от ветра и волн;
- при использовании участков водоема с большими скоростями течения необходимо учитывать возможность применения технических мероприятий по созданию нормальных условий для производства рейдовых работ;
- при устройстве рейда на судоходной реке и на реках рыбохозяйственного значения расположение рейдовых сооружений и наплавных устройств должно согласовываться с управлением водных путей бассейна и органами рыбоохраны.
Строительство новых рейдов ведется по заранее разработанным проектам. Проекты рейдов разрабатываются в соответствии с нормативными документами, к которым относятся: «Инструкция по проектированию лесосплавных предприятий» (ВСН 4-78, Минлеспром России), «Общесоюзные нормы технологического проектирования лесосплавных предприятий» (ОНТП 05-85, Минлесбумпром России) и др.
Требования к проектированию лесосплавных рейдов должны обеспечивать высокий технический уровень и высокую экономическую эффективность проектных решений и мероприятий за счет:
- максимального использования новейших достижений науки, техники и передовой технологии, комплексной механизации и автоматизации рейдовых работ;
- выбора оптимальных проектных решений на основе вариантных проработок и сравнения их технико-экономических показателей;
- разработки наиболее рациональной компоновки рейда, использования типовых конструкций наплавных и других сооружений;
- применения наиболее совершенных и экономичных систем энергоснабжения и состава вспомогательно-обслуживающих производств.
Режим работы лесосплавного рейда обычно проектируют с таким расчетом, чтобы отклонения потребности в рабочей силе и материально-техническом снабжении по периодам года были наименьшими.
Выбор места под рейд производится на основе данных натурных изысканий, по согласованию с заинтересованными организациями и с учетом требований водного законодательства.
Рейдовые сооружения включают:
- запани - коренные и вспомогательные (поперечные и продольные, лежневые или лежнево-сетчатые), при которых создаются лесохранилища для приема и временного хранения моли или пучков;
- сортировочные устройства в виде коридоров и двориков из наплавных лесонаправляющих сооружений для рассортировки лесоматериалов по установленным признакам;
- формировочные устройства из наплавных сооружений в виде коридоров и двориков для рассортировки готовых сплоточных единиц и формирования из них секций (частей плота);
- волнозащитные сооружения - стационарные и наплавные - в виде опоясок акваторий рейдов со стороны действия ветра и волн - на озерах и водохранилищах;
- опорные устройства - береговые и русловые - для удержания на плаву запаней, сортировочного и формировочного устройств, машин, причалов, плотов;
- аварийные лесоуловительные сооружения в виде лесозадерживающих и лесонаправляющих устройств для перехвата выплывающих с рейда отдельных бревен и поврежденных транспортных единиц.
Рейдовые сооружения применяют обычно типовые конструкции. Выбор их делается по соответствующим альбомам рейдовых сооружений, разработанных проектными и исследовательскими организациями.
Лесохранилища рейдов и особенности их расположения. Лecoxpaнилищем называется часть акватории рейда перед запанью, приспособленная для временного или длительного хранения лесоматериалов.
Лесохранилища обычно располагают на глубоких местах со спокойным течением, удобных для хранения лесоматериалов в течение определенного периода.
Лесоматериалы, поступающие на рейды молью или в кошелях, располагаются на акватории лесохранилищ беспорядочно в один или несколько рядов, образуя пыж. Лесоматериалы, поступающие в лесохранилище в сплоточных единицах - «вольницей», - также располагаются на поверхности воды беспорядочно, но в один ряд по высоте.
Лесохранилища бывают главные, вспомогательные и запасные. Главные лесохранилища предназначены для приемки лесоматериалов, поступающих с верховьев рек. Вспомогательные лесохранилища необходимы для создания некоторого запаса перед рабочими участками рейдов. Они образуются у вспомогательной запани, устанавливаемой ниже коренной на расстоянии, исключающем попадание продуктов размыва ложа реки с участка коренной запани в район расположения сортировочносплоточного узла рейда.
При расположении рейда на несудоходной части реки или в устье сплавного притока судоходной реки главное лесохранилище образуется перед коренной поперечной запанью (рис. 86). В этом случае сортировочно-сплоточный узел или непосредственно примыкает к главному лесохранилищу, или располагается за вспомогательным лесохранилищем, устраиваемым ниже главного.
Когда емкость главного лесохранилища рейда недостаточна для приема всех лесоматериалов, выше его устраивают запасные лесохранилища, откуда лесоматериалы перепускают по мере надобности в главное лесохранилище. Когда создается несколько запасных лесохранилищ, то их обычно устраивают при продольных запанях, в этом случае перепуск лесоматериалов из них в главные лесохранилища производится по свободной части реки в любом порядке и без задержек, что сокращает объем работ по повторной разборке пыжей. При этом главное лесохранилище пополняется лесом многократно.
При размещении сортировочно-сплоточного узла рейда на судоходном участке реки главное лесохранилище с одним или несколькими запасными устраивают, если возможно, на несудоходном притоке. В этом случае перед сортировочно-сплоточным узлом рейда устраивают вспомогательное лесохранилище (при продольной запани). Перепуск лесоматериалов из главного лесохранилища во вспомогательное, расположенное на судоходной реке, производится по-разному. Если вспомогательное лесохранилище находится в непосредственной близости от главного и при перепуске лесоматериалов они не могут быть вынесены течением или ветром на судоходную реку, то перепуск производится непосредственно из одного лесохранилища в другое. Если же сортировочносплоточный узел рейда и, следовательно, вспомогательное лесохранилище отстоят далеко от главного лесохранилища и при перепуске лесоматериалы могут выноситься течением или ветром на судоходную трассу, перепуск производится по молепроводу (иногда протяженностью в несколько километров).
Из моли пыж формируется в несколько рядов по высоте - многорядным. Разборка такого пыжа для последующего пропуска лесоматериалов через ворота запаней на сортировку и сплотку бывает затруднительна. Поэтому принимается ряд мер против образования плотного и многорядного пыжа.
Уменьшению плотности пыжа способствует размещение лесохранилища в кривых участках реки или в глубоководном ее рукаве. При отсутствии рукавов и при больших скоростях течения (более 1,5 м/с) лесохранилища надо создавать при продольных запанях. Пыж в продольных запанях бывает менее плотен и разборка его менее трудна, чем в поперечных запанях.
Лесосплавные рейды

Чтобы пыж был менее прочным, на акватории лосохранилищ поперечных запаней принимают следующие меры:
- у берегов и в русле реки устраивают гравитационные опоры, защемляющие часть пыжа;
- ставят в русле реки на якорях наплавные бревенные опоры - пыжедержатели, чтобы рассредоточить давление пыжа;
- с берега на берег по пыжу протягивают канаты-перетяги, воспринимающие часть давления пыжа, и т. д.
Для предохранения берегов лесохранилищ от размыва в период формирования пыжа их укрепляют берегоукрепительными сооружениями - плетневыми клетками, каменной отмосткой и т. п.
При спаде горизонтов прибрежные части пыжа оседают на берега и обсыхают. В этих случаях, при пологих берегах, делают обоновку пыжа со стороны берега.
При необходимости для отрыва обсохшей части пыжа от берега и дна организуют водоподъем пыжа - при помощи попусков воды из водохранилища или устраивая водоподъемную плотину ниже пыжа. Для этого используют плотины запанного типа конструкции ЦНИИлесосплава.
Емкость главного лесохранилища рейда рассчитывается на переходящий остаток лесоматериалов. Максимальный переходящий остаток лесоматериалов Wmax в лесохранилище определяется по графику поступления и переработки их на рейде (рис. 87). Величина Wmax представляет собой наибольшую за время работы рейда разницу в м3 между нарастающим итогом поступления и переработки лесоматериалов на рейде.
По величине Wmax и известной ширине лесохранилища b определяют потребную длину его Lп по формуле
Лесосплавные рейды

Потребная емкость вспомогательных лесохранилищ определяется исходя из технологии рейда. Обычно эти лесохранилища устраивают малой емкости, чтобы обеспечить лишь бесперебойное питание лесоматериалами всех действующих машин и агрегатов - сплоточных, погрузочных и др. - в течение не менее трех смен при однорядном расположении пыжа («разряженный пыж»).
Выпуск леса из лесохранилища производится путем разборки образовавшихся в них пыжей.
Лесосплавные рейды

Разборка пыжей в лесохранилищах производится при помощи специальных машин - пыжеразборщиков или лебедок, лесосплавных катеров, тракторов и др.
При разборке пыжа в нем, прежде всего, пробивают продольный коридор, по которому поступающие сверху лесоматериалы могут свободно пропускаться к воротам запани. Береговые части пыжа разбираются в последнюю очередь.
К числу специальных машин относятся катера-пыжеразборщики типа Т-117 и Т-135 и навесное грейферное устройство с поплавком (ЛС-15, ЛС-17 и др.) на катерах типа КС-100A или других.
Пыжеразборщик Т-117 - это малогабаритный лесосплавной катер, используемый для разборки нетяжелых пыжей в молехранилищах и подачи бревен к лесопропускным воротам запаней. Применяется и на других рейдовых работах.
Пыжеразборщик Т-135 - среднегабаритный лесосплавной катер, предназначенный для разборки многорядных пыжей и тех же работ, что и Т-117.
Технические характеристики этих пыжеразборщиков приводятся ниже.
Лесосплавные рейды

Применение этих пыжеразборщиков значительно сократило использование на разборке менее маневренных механизмов - лебедок и тракторов, улучшило условия труда рабочих и его показателей.
Разборку пыжа катер-пыжеразборщик начинает со стороны запанных ворот, сначала разбирая коридор шириной 15...25 м; вклиниваясь в пыж носовой частью по направлению естественного расположения бревен, катер расшатывает и раздвигает кромку пыжа до тех пор, пока от пыжа не отделится некоторая его часть. Эту часть далее катер выталкивает к воротам запани. Эта операция повторяется несколько раз. Для выталкивания катера-пыжеразборщики снабжены в носовой части бревно-толкателями.
Если при разборке многорядного пыжа методом расталкивания корпусом работа становится затруднительной и неэффективной, то используется кормовая лебедка катера. Для этого катер закрепляется на боковой части пыжа, и разборка ведется при помощи канатов лебедки, которыми ошлаговываются бревна очередной отделяемой части пыжа. Отделение происходит включением лебедки на рабочий ход с усилием до 78,5 кН.
Разборка с использованием навесного грейферного устройства с поплавком (рис. 88) заключается в следующем. На носовой части судна (типа КС-100A или другого с кормовой лебедкой) навешивается грейферное устройство ЛС-15, ЛС-17 в виде двухчелюстного захвата на поплавке. Соединение поплавка с судном осуществляется при помощи стрелы, шарнирно укрепленной на носовой части судна. Перед началом работы канат лебедки закрепляют на неподвижной кромке пыжа или на донной опоре. После этого судно, разматывая канат, с ходу заталкивает поплавок с грейферным захватом на ту часть пыжа, которая подлежит отделению. Сжатием челюстей грейфера производится захват части бревен пыжа, после чего лебедка включается на рабочий ход; при этом канат ее выбирается, происходят подвижка судна и навесного оборудования и отделение части пыжа от его основного массива. На свободной акватории челюсти грейферного захвата раскрываются, освобождая отделенную часть пыжа, и она уносится течением реки в сторону лесопропускных ворот запани. Затем операция повторяется.
Лесосплавные рейды

Для разборки пыжа лебедками используются тракторные и другие приводные лебедки с тяговым усилием не менее 3 т. Лебедки оборудуют канатоблочной системой, располагаемой с учетом положения пыжа, конфигурации берегов, направления течения и других условий.
При этом предусматривается размещение лебедки на плавучем понтоне прочной конструкции, способном противостоять сжатию при случайных подвижках пыжа.
Лебедку подводят к месту работ катером (а при небольших расстояниях вручную или способом варпования), устанавливают у берега и укрепляют тросами за береговые опоры. На противоположном берегу или прямо на бревнах пыжа устанавливают блок оттяжного троса. К концу рабочего троса подцепляют стропы для зацепки бревен и выдергивания их из пыжа.
Разборка пыжа производится следующим образом. Рабочие зацепляют стропами группы бревен в пыже и присоединяют стропы к кольцу рабочего каната. Затем включают лебедку на рабочий ход и выдергивают из пыжа зацепленную партию бревен. После этого стропы расцепляют и обратным ходом лебедки возвращают на пыж для зацепки новой партии бревен.
По другой схеме лебедку размещают на берегу. Такую схему применяют и для разборки обсохших на берегу участков пыжа.
Лебедку обслуживает бригада, состоящая из лебедчика и двух рабочих.
Подача лесоматериалов к воротам запани и пропуск через них. В большинстве случаев транспортировка лесоматериалов на участке кромка пыжа - ворота запани осуществляется силой течения воды. При недостаточных скоростях течения (менее 0,2 м/с) и встречном ветре или приливном течении для этого применяются другие способы транспортировки (в основном при помощи различных механизмов).
Если расстояние от пыжа до ворот запани незначительно (не более 0,5 км), то принудительную транспортировку лесоматериалов к воротам запани осуществляют теми же механизмами, при помощи которых проводилась разборка пыжа, пыжеразборщиками, лебедками, катерами.
В отдельных случаях для этого могут быть использованы потокообразователи (гидравлические ускорители) - специальные механизмы для создания искусственного течения. В непосредственной близости у ворот запани целесообразно ставить барабанные ускорители.
Когда расстояние принудительной транспортировки лесоматериалов превышает 0,5 км, требуется применение другой системы перемещения. Обычно необходимость в этом возникает на участках рейдов, расположенных в зоне действия подпора от водохранилищ.
Для принудительной транспортировки лесоматериалов через зоны подпора применяют особые способы, которые рассматриваются ниже.
Подача при помощи попусков из плотин применяется, если на реке выше лесохранилища имеется (или может быть построена) плотина с водохранилищем, из которого можно осуществлять попуски воды для создания течения на участке лесохранилище - ворота запани.
Подача при помощи мотокатеров выполняется методами буксировки и толкания. Для этого на катерах устанавливают специальное оборудование.
Подача лесоматериалов способом буксировки производится при помощи кошелей. Обычно кошели формируют в однобревенном оплотни-ке из бревен диаметром не менее 20 см в верхнем отрезе, на цепных или тросовых счалах объемом от 200 до 1500 м3.
Для формирования кошеля катер с оплотником, двигаясь вверх по реке, заходит в лесохранилище и окружает оплотником партию бревен. Концы оплотника соединяют с буксирным тросом, и кошель буксируют к рейду. На расстоянии 100...150 м от сортировочно-сплоточной системы рейда оплотник расцепляют и кошель распускают. После этого катер возвращается за новым кошелем. Нормирование кошелей производится командой катера.
С целью увеличения нагрузки на рейс, а следовательно, и производительности катера на реках с высокой извилистостью, малой шириной и крутыми поворотами формируют уплотненные - многорядные - кошели. Уплотнение производится этим же катером путем прижатия кошеля к бону. При буксировке уплотненных кошелей объем их увеличивается вдвое, а производительность катера повышается. В результате себестоимость буксировки снижается не менее чем на 25 %.
Буксировку кошелей применяют на участках, имеющих достаточную ширину русла (50...80 м и более) и глубину, позволяющую работать катерами.
Для перемещения лесоматериалов применяют и способ толкания катерами, оборудованными в носовой части толкательным устройством - плоским или решетчатым щитом. Щит присоединяют при помощи тяг к оси, укрепленной поперек палубы, и подвешивают на канатах лебедки.
По опытным данным катер, оборудованный толкательным устройством, на перемещение партии лесоматериалов объемом 375...400 м3 на расстояние 500...600 м затрачивает в среднем около часа.
Пропуск лесоматериалов через ворота запани. Через ворота запаней лесоматериалы пропускают с использованием силы течения, если оно достаточно, или путем принудительной подачи, если течение недостаточно или отсутствует.
Для пропуска лесоматериалов на воротах запани ставят звено или бригаду рабочих. Они направляют в ворота бревна, плывущие по течению, и пропускают их в сортировочное или другие бункерные устройства рейда.
Для облегчения пропуска применяют механизмы типа ускорителей - гидравлические, барабанные и др.
После пропуска через запанные ворота лесоматериалы поступают на сортировку или на другой участок работы согласно принятой технологии.
Пропускная способность запанных ворот за час работы может быть определена по формуле
Лесосплавные рейды

На высокомеханизированных сортировочно-сплоточных рейдах для пропуска лесоматериалов через ворота запани рекомендуется применять машину ЦЛР-172.

Имя:*
E-Mail:
Комментарий: